Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

1.методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предложенная Е.И.Щеблановой, И.С.Авериной, Е.Н.Задориной;

2.тест диагностики интеллекта  Гудинаф-Харриса;

3.культурно-свободный тест  на интеллект (СFIT) предложенный Р.Кэттелом.

При помощи методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) были получены следующие результаты.                                     Основная часть класса, а именно 57% учащихся, имеют средний уровень развития интеллектуальных способностей

33% высокий уровень развития  интеллектуальных способностей.

Также в классе присутствуют ученики, с недостаточной подготовкой  к школьному обучению.

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) выявил следующие процентные соотношения:

-80% испытуемых  имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы.

-20% учащихся показали низкий уровень интеллекта что может свидетельствовать об отставании в умственном развитии.

Показателей выше среднего уровня, свидетельствующих об одаренности, выявлено не было.

Диагностику интеллекта при  помощи теста Гудинаф-Харриса, показала, что 70% испытуемых соответствуют показателем нормы.  20% испытуемых показали высокие результаты.   10% испытуемых в сумме набрали 7-8 баллов, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

 

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

 

По итогам проведенной  работы были выявлены следующие результаты.

К положительным результатам  следует отнести следующее:

- т.к. работа велась  индивидуально, удалось пообщаться  и поработать с каждым испытуемым  лично.

- ребята шли на контакт,  принимали активное участие в  ходе проведения упражнений.                                                                                                       

Часть проблем, возникших  в ходе работы была разрешена в  процессе ведения группы часть так  и не нашла полного решения.                                       Контрольная диагностика проводилась  с помощью тех же самых методик (методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); теста предложенного Гудинаф-Харрисом и культурно-свободный тест на интеллект Р. Кэттела)[14, c.87].

 По результатам экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) нами были выявлены следующие результаты.

Для сопоставления, полученные данные были составлены диаграммы отраженные на рисунок 4.

По данному рисунку  видно, что после проведения опытно-экспериментального  исследования процентное соотношение  несколько изменилось.

93% испытуемых удачно справились  с тестом и показали высокие  результаты, набрав, набрав в сумме  от 14 до 19 баллов. Продемонстрировали 

высокий уровень логического  мышления, математических способностей и понимания количественных и  качественных соотношений.

7% испытуемых, в число  которых входят ребята показавшие при первичной диагностике низкий уровень интеллекта, набрали 13 правильных ответов, что характеризует их с лучшей стороны и стимулирует к действию.

Полученные результаты по диагностике интеллекта при помощи теста предложенного Р.Кэттелом приведены на рис.5.

По данному рисунку  можно отметить следующие факты. При первичной диагностике испытуемые показали не слишком высокие результаты, 20% испытуемых продемонстрировали уровень  ниже среднего. Результаты проведения опытно-экспериментального исследования выявили следующие показатели:

-24% испытуемых показали уровень развития IQ выше среднего, набрав 112-135 баллов.

-73% по-прежнему имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы, улутшив свой результат на 5-10 правильных ответов.

-3% испытуемых по-прежнему демонстрируют уровень IQ ниже среднего, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе 

 

К психолого-педагогическим условиям, способствующим развитию креативности у младших школьников относим:

- информационно-просветительскую  работу с родителями;

-  информационно-просветительскую  работу с педагогами;

-  творческую работу  с испытуемыми, понимание ими  себя, развитие их творческих  способностей[15, c.54].

В результате проведенной  работы мы добились следующих результатов:

По проведенным итоговым диагностикам видно, что входе проведения эксперимента у испытуемых значительно возрос уровень логического мышления, повысились математические способности, наблюдается концентрация внимания, улучшение памяти.                               

Достоверность полученных результатов  подтверждена методами статического анализа.

Результаты опытно-экспериментальной  работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что  процесс  развития креативности младшего школьника  может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия на ряд психологических  факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс развития креативности.

Проведя математическую обработку  данных,  при помощи критерия Т. Вилкоксона, мы получили положительный изменения (приложение).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание подрастающего  поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную  задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в  современном мире расценивается  как личностная способность к  творчеству.

На сегодняшний день существует множество подходов к определению  природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей[16, c.54].

  Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем креативность как  комплексно-интегративное свойство, своеобразную творческую активность личности, проявляющуюся в преобразовании действительности и имеющую гуманистическую  направленность. При этом, проявление творческой направленности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат творчества может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека[17, c.54].

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

-беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;

-гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;

-оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;

-разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.

А также он выделил: любознательность – повышенная чувствительность к  проблемам, не вызывающим интереса у  других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность  к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность  к анализу и синтезу и некоторые  другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным  мышлением, ориентирующимся на известное  тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть определена и когда не существует заранее  предписанного, установленного пути решения[18, c.54].

Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость  и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего  лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий  её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным  достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим  о великих творцах, мы говорим  и о великих личностях».

Необходимость учитывать  в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал  креативности может быть реализован как на путях созидания, так и  на путях разрушения. Среди современных  технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.

Проведенное исследование показало, что на развитие креативности оказывают  влияние две группы взаимообусловленных  факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.

Существует зависимость  между параметрами креативности и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими  на ее развитие. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован  в результате целенаправленного  психологического воздействия и  обучения.

Наше исследование показало, что развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные  задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера[19, c.54].

Вне зависимости от применяемой  системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит  учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя  их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной  модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность  для развития своих творческих способностей.

Результаты настоящей  работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника[20, c.54].

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 2011.

2.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2011.

3.Асмолов А. Г. Личность (Совместно с А. В. Петровским). / Педагогическая энциклопедия. М., 2011.

4.Базылевич Т. Ф. Введение в психологию индивидуальности. – М., 2011.

5.Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 2011.-148 с.

6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2011.

7.Бостоногова Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2011– №4. – С.22

8.Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2011. – №6. – С.17 – 19.

9.Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М., 2011.

10.Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 2011. С. 117-130.

11.Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 2011. С. 131-148.

12.Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2011. – №8. – С.9-12.

13.Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий поиска математических задач в составе творческой деятельности учащихся. //Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №7. – С.39-42.

14.Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2011 – №7. – С.24-30.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности