Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы
1.методика экспресс-
2.тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;
3.культурно-свободный тест на интеллект (СFIT) предложенный Р.Кэттелом.
При помощи методики экспресс-диагностики
интеллектуальных способностей (МЭДИС)
были получены следующие результаты.
33% высокий уровень развития интеллектуальных способностей.
Также в классе присутствуют ученики, с недостаточной подготовкой к школьному обучению.
Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) выявил следующие процентные соотношения:
-80% испытуемых имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы.
-20% учащихся показали низкий уровень интеллекта что может свидетельствовать об отставании в умственном развитии.
Показателей выше среднего уровня, свидетельствующих об одаренности, выявлено не было.
Диагностику интеллекта при помощи теста Гудинаф-Харриса, показала, что 70% испытуемых соответствуют показателем нормы. 20% испытуемых показали высокие результаты. 10% испытуемых в сумме набрали 7-8 баллов, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
По итогам проведенной работы были выявлены следующие результаты.
К положительным результатам следует отнести следующее:
- т.к. работа велась
индивидуально, удалось
- ребята шли на контакт,
принимали активное участие в
ходе проведения упражнений.
Часть проблем, возникших
в ходе работы была разрешена в
процессе ведения группы часть так
и не нашла полного решения.
По результатам экспресс-
Для сопоставления, полученные данные были составлены диаграммы отраженные на рисунок 4.
По данному рисунку видно, что после проведения опытно-экспериментального исследования процентное соотношение несколько изменилось.
93% испытуемых удачно справились с тестом и показали высокие результаты, набрав, набрав в сумме от 14 до 19 баллов. Продемонстрировали
высокий уровень логического мышления, математических способностей и понимания количественных и качественных соотношений.
7% испытуемых, в число которых входят ребята показавшие при первичной диагностике низкий уровень интеллекта, набрали 13 правильных ответов, что характеризует их с лучшей стороны и стимулирует к действию.
Полученные результаты по диагностике интеллекта при помощи теста предложенного Р.Кэттелом приведены на рис.5.
По данному рисунку
можно отметить следующие факты.
При первичной диагностике
-24% испытуемых показали уровень развития IQ выше среднего, набрав 112-135 баллов.
-73% по-прежнему имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы, улутшив свой результат на 5-10 правильных ответов.
-3% испытуемых по-прежнему демонстрируют уровень IQ ниже среднего, что дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.
Выводы по второй главе
К психолого-педагогическим условиям, способствующим развитию креативности у младших школьников относим:
- информационно-
- информационно-
- творческую работу с испытуемыми, понимание ими себя, развитие их творческих способностей[15, c.54].
В результате проведенной работы мы добились следующих результатов:
По проведенным итоговым
диагностикам видно, что входе проведения
эксперимента у испытуемых значительно
возрос уровень логического мышления,
повысились математические способности,
наблюдается концентрация внимания, улучшение
памяти.
Достоверность полученных результатов подтверждена методами статического анализа.
Результаты опытно-
Проведя математическую обработку данных, при помощи критерия Т. Вилкоксона, мы получили положительный изменения (приложение).
Заключение
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.
На сегодняшний день существует множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворило бы всех исследователей[16, c.54].
Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.
В рамках нашего исследования
мы рассматриваем креативность как
комплексно-интегративное
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
-беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
-гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
-оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
-разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
А также он выделил: любознательность
– повышенная чувствительность к
проблемам, не вызывающим интереса у
других; способность совершенствовать
объект, добавляя детали; способность
к обнаружению и постановке проблем;
способность решать проблемы, т.е. способность
к анализу и синтезу и
Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях».
Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.
Проведенное исследование показало, что на развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.
Существует зависимость
между параметрами креативности
и индивидуально-
Наше исследование показало,
что развитию креативности способствуют:
нестандартные задачи; комбинаторные
задания; задания на сообразительность,
логику, с элементами исследования;
эвристические задачи; проблемные ситуации;
задания творческого характера[
Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.
Результаты настоящей работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника[20, c.54].
Список использованной литературы
1.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 2011.
2.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2011.
3.Асмолов А. Г. Личность (Совместно с А. В. Петровским). / Педагогическая энциклопедия. М., 2011.
4.Базылевич Т. Ф. Введение в психологию индивидуальности. – М., 2011.
5.Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 2011.-148 с.
6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2011.
7.Бостоногова Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2011– №4. – С.22
8.Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2011. – №6. – С.17 – 19.
9.Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М., 2011.
10.Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 2011. С. 117-130.
11.Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 2011. С. 131-148.
12.Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2011. – №8. – С.9-12.
13.Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий поиска математических задач в составе творческой деятельности учащихся. //Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №7. – С.39-42.
14.Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2011 – №7. – С.24-30.
Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности