Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

42. Ступня IV. Перспектива.  Попытка соблюдения ракурса по крайней мере для одной ступни.

43. Ступня V. Детали. Любая  деталь, например, шнурки, завязки, ремешки  или подошва ботинка, изображенная  двойной линией.

44 Соединение рук и  ног с туловищем I. Обе руки  и обе ноги присоединены к  туловищу в любой точке, или  руки присоединены к шее, либо  к месту соединения головы  с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка  всегда ноль. Если ноги присоединены  не к туловищу, а к чему-нибудь  еще, независимо от присоединения  рук, оценка ноль.

45. Присоединение рук и  ног II. Руки и ноги присоединены  к туловищу в соответствующих  местах. Очко не засчитывается,  если присоединение руки занимает  половину или больше грудной  клетки (от шеи до талии). Если  нет шеи, руки должны присоединяться  точно к верхней части туловища.

Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться  точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.

46. Туловище. Любое четкое  изображение туловища в одном  или двух измерениях. Там, где  никакого явного различия между  головой и туловищем нет, но  черты лица показаны в верхней  части этой фигуры, очко засчитывается,  если черты лица занимают не  больше половины фигуры; в противном  случае оценка ноль (если только  нет поперечной черты, показывающей  нижнюю границу головы). Любая  фигура, нарисованная между головой  и ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма  скорее напоминают шею, чем  туловище. (Это правило основано  на том, что многие дети, в  рисунках которых имеется такая  особенность, в ответ на соответствующий  вопрос называют данную часть  туловищем). Ряд пуговиц, идущий  вниз между ногами, оценивается  как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку  одежды, если только поперечная  линия не показывает границы  туловища.

47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища  должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между  точками наибольшей длины и  наибольшей ширины. Если оба расстояния  одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно определима, – оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.

48. Пропорции, голова I. Площадь  головы должна быть не больше  половины и не меньше 1/10 площади  туловища. Оценка довольно мягкая.

49. Пропорции, голова II. Голова  составляет приблизительно 1/4 площади  туловища. Оценка строгая, не засчитывается,  если

больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.

50. Пропорции: лицо. Анфас:  длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая  овальная форма.

Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.

51. Пропорции: руки I. Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедра, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.

52. Пропорции: руки II. Коническая  форма рук. Предплечье уже верхней  части руки. Засчитывается любая  попытка сузить предплечье, если  только это не делается прямо  у талии. Если целиком нарисованы  две руки, сужения должны быть  на обеих.

53. Пропорции: ноги. Длина  ног не должна быть меньше  вертикального размера туловища  и не больше двойного размера  туловища. Ширина каждой ноги  меньше ширины туловища.

54. Пропорции: конечности  в двух измерениях. Обе руки  и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двумерные  – очко засчитывается, даже  если кисти и ступни изображены  линейно.

55. Одежда I. Любые признаки  изображения одежды. Как правило,  наиболее ранние способы представляют  собой ряд пуговиц, идущих вниз  к центру туловища, или шляпу,  или и то и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек  в центре туловища практически  всегда означает пупок, и не  засчитывается как элемент одежды. Серия вертикальных или горизонтальных  линий, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей)  представляет собой самый распространенный  способ изображения одежды. За  это дается очко. Также засчитываются  черточки, которые могут быть  расценены как указание на  карманы или манжеты.

56. Одежда II. Наличие по крайней мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков, рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги – единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.

57. Одежда III. В рисунке  нет прозрачных элементов одежды. И рукава, и брюки должны быть  показаны отдельно от запястий  рук и ступней ног.

58. Одежда IV. Нарисовано по крайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки.

Примечание. На туфлях должны присутствовать некоторые детали –  шнурки, ремешки или подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблука  недостаточно. У брюк должны иметь  место некоторые детали, такие, как  застежка, карманы, манжеты У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном рассмотрении или в ходе беседы

59. Одежда V. Полный костюм  без каких-либо нелепостей (несовместимых  предметов, деталей). Это может  быть и «форма» (не только  военная форма, но и например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.

60. Профиль I. Голова, туловище  и ноги в профиль должны  быть показаны без ошибок. Туловище  не считается нарисованным в  профиль, если центральная линия  пуговиц не сдвинута от середины  фигуры в бок туловища или  если нет других указаний, как,  например, соответствующее положение  рук, карманов, галстука. В целом  рисунок может содержать одну(но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела – контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.

61. Профиль II. Фигура должна  быть показана в профиль абсолютно  правильно, без ошибок и случаев  прозрачности.

62. Анфас. Включает частичный  профиль, когда рисующий пытается  показать фигуру в перспективе.  Все основные части тела

на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.

63. Двигательная координация  в рисовании линий. Посмотрите  на длинные линии рук, ног  и туловища. Линии должны быть  твердыми, уверенными и без случайных  изгибов. Если в целом линии  производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизным, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.

64. Двигательная координация  в рисовании соединений. Посмотрите  на точки соединения линий.  Линии должны встречаться точно,  без явной тенденции к пересечению  или наложению и без промежутка  между ними (рисунок с несколькими  линиями оценивается строже, чем  рисунок с частыми сменами  направления линий). Эскизный, отрывистый  рисунок обычно засчитывается,  несмотря на то, что соединения  линий здесь могут быть неопределенными,  так как эта особенность присуща  почти исключительно рисункам  зрелого типа. Допускаются некоторые  подтирания.

65. Высшая двигательная  координация. Это «поощрительный»,  дополнительный пункт за умелое  владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.

66. Направление линии и  форма: контур головы (качество  линий в рисовании форм). Контур  головы должен быть нарисован  без явных признаков непроизвольных  отклонений. Очко засчитывается  только в тех рисунках, где  форма достигается без неправильных  предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой  овал, к которому присоединен  нос, не засчитывается. Оценка  должна быть достаточно строгой,  т.е. контур лица должен быть  нарисован единой линией, а не  по частям.

67. Качество линий в  рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем  пункте, но для туловища. Следует  обратить внимание, что примитивные  формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища  должны указывать на попытку  намеренно отойти от простой  яйцеобразной формы.

68. Качество линий в  рисовании форм: руки и кисти.  Руки и ноги должны быть  нарисованы без нарушений формы,  как в предыдущем пункте, без  тенденции к сужению в местах  соединения с телом. И руки, и ноги должны быть изображены  двумерными.

69. Качество линий в  рисовании форм: черты лица. Черты  лица должны быть полностью  симметричны. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

70. «Эскизная» техника.  Линии, образованные хорошо регулируемыми  короткими штрихами. Повторное обведение  отрезков длинных линий не  засчитывается. «Эскизная» техника  встречается в работах некоторых  старших детей и почти никогда  не встречается у детей младше 11–12 лет.

71. Особая прорисовка деталей.  С помощью особых линий или  штриховки должно быть изображено  что-то (одно или более) из следующего  перечня: складки одежды, морщинки  или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы  фона.

72. Движение рук. Фигура  должна выражать свободу движений  в плечах и локтях. Достаточно  при изображении одной руки. «Руки  в боки» или руки в карманах  не засчитываются, если видны  и плечи, и локти. Какие-либо  действия не обязательны.

73. Движение ног. Свобода  в движениях и в коленях,  и в бедрах фигуры.

Примечание. Критерии анализа  рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе  конкретного материала отдельные  критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать  уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала  возрастает по мере освоения опыта  тестирования и обсчета результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Культурно-свободный тест на интеллект (СFIT):

 

 

Инструкция:                                                                                                       Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.

Каждая часть содержит графические задачи, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).

В каждой группе заданий (в  каждом отдельном тесте) задачи расположены  в порядке возрастания их сложности. Возможно, что никому не удастся  правильно решить все задачи. Но старайтесь всегда решить как можно  больше. Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать  то решение, которое покажется Вам  более вероятным, чем вообще не решить.

Все задачи имеют только одно правильное решение! На решение  одной группы заданий отводится  ограниченное время. Если Вы закончили  раньше отведенного времени, то не мешайте, пожалуйста, другим, а перепроверьте  свои решения еще раз.

Все ответы необходимо заносить на специальный бланк.

Нельзя ничего писать на этом тесте!

Ни в коем случае нельзя переворачивать страницу прежде, чем  Вас попросят об этом.

ЧАСТЬ I

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности