Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА С  ПОМОЩЬЮ ТЕСТА ГУДИНАФ–ХАРРИСА:

 

ПРИЗНАКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ:                                                        

1. Голова. Засчитывается  любое достаточно ясное изображение  головы независимо от формы  (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные  контуром головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое  ясное изображение данной части  тела, отличной от головы и  туловища. Прямое сочленение головы  и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения.  Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого  одновременно. Линия шеи должна  плавно переходить в линию  головы или туловища. Изображение  шеи в виде одной линии или  «столбика» между головой и  туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Нарисован хотя  бы один глаз; любой способ  изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная  неопределенная черточка, иногда  встречающаяся в рисунках совсем  маленьких детей.

5. Детали глаза, брови,  ресницы. Показаны брови или  ресницы, или то и другое  одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок  или радужную оболочку, помимо  контура глаза. Если показаны  два глаза, должны присутствовать  оба признака.

7. Детали глаза: пропорции.  Размер глаза по горизонтали  должен превосходить размер по  вертикали. Это требование должно  быть соблюдено в изображении  обоих глаз, но если нарисован  только один глаз, то достаточно  и этого. Иногда в профильных  рисунках другого уровня глаз  показан с учетом перспективы.  В таких рисунках засчитывается  любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят».  Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычная  миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части  глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Нос. Любой способ  изображения носа. В «смешанных  профилях» очко засчитывается,  даже если нарисовано два носа.

10. Нос, два измерения.  Анфас: засчитывается любая попытка  нарисовать нос двумерным, если  длина носа больше ширины его  основания.

Профиль: Засчитывается любая, самая примитивная попытка показать нос в профиль при условии, что изображено основание носа и  его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Губы, два измерения.  Анфас: ясно изображены две  губы.

13. Нос и губы, два измерения.  Дается дополнительное очко, если  выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб.  Анфас: должны быть нарисованы  оба глаза и рот, оставлено  достаточное место над глазами  и подо ртом для лба и  подбородка. Оценка не очень строгая.  Там, где шея переходит в  лицо, имеет значение расположение  рта по отношению к сужающейся  нижней части головы.

15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.

Примечание. Не путать с пунктом 16 Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.

16. Показана линия челюсти.  Анфас: поперек шеи проходит  линия челюсти и подбородка, причем  она не должна быть квадратной  формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти  идет по направлению к уху.

17. Переносица. Анфас: нос  имеет правильную форму и правильно  расположен. Должно быть показано  основание носа, а переносица  должна быть прямой. Важно расположение  верхней части переносицы –  она должна доходить до глаз  или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже  основания.

18. Волосы I. Засчитывается  любое, даже самое грубое изображение  волос.

19. Волосы II. Волосы показаны  не просто мазней или каракулями. Однако только линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III. Любая явная  попытка показать стрижку или  фасон, используя челку, баки  или линию прически у основания.  Когда нарисован человек в  головном уборе, очко засчитывается,  если волосы на лбу, за ухом  или сзади указывают на наличие  определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение  волос; показано направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если  рисунок ребенка не удовлетворяет  требованиям пункта 20. Это признак  более высокого ранга.

22. Уши. Любое изображение  ушей.

23. Уши: пропорции и  расположение. Вертикальный размер  уха должен превышать его горизонтальный  размер. Уши должны быть расположены  примерно в средней трети вертикального  размера головы.

Анфас: верхняя часть уха  должна отходить от линии черепа, оба  уха должны расширяться в сторону  основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.                                                          Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать как бы перевернутым – расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

24. Пальцы. Любые признаки  пальцев помимо руки или кисти.  В рисунках детей постарше, имеющих  склонность делать эскизные изображения,  этот пункт засчитывается при  наличии любого признака пальцев.

25. Показано правильное  количество пальцев. Если нарисованы  две кисти, необходимо, чтобы на  обеих было по пять пальцев.  В «эскизных» рисунках более старших детей очки засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.

26. Правильные детали пальцев.  «Виноградины» или «палочки»  не засчитываются. Длина пальцев  должна отчетливо превышать их  ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе  или пальцы намечены лишь эскизно,  очко засчитывается. Очко дается  также в случаях, когда из-за  того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или  части пальцев. Последнее встречается  только в рисунках высшей сложности,  где большое значение имеет  перспектива.

27. Противопоставление большого  пальца. Пальцы нарисованы так,  что видно явное отличие большого  пальца от остальных. Оценка  должна быть строгой. Очко засчитывается  и в том случае, когда большой  палец явно короче всех остальных  или когда угол между ним  и указательным пальцем не  меньше, чем в два раза превышает  угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления  большого пальца к кисти находится  значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если  изображены две руки, перечисленные  выше условия должны соблюдаться  на обеих руках. Если нарисована  одна рука, то при соблюдении  указанных условий очко засчитывается.  Пальцы должны быть показаны  обязательно; рука в виде варежки  не засчитывается, если только  не очевидно (или установлено  в последующей беседе), что ребенок  изобразил человека в зимней  одежде.

28. Кисти. Любое изображение  кисти, не считая пальцев. Если  имеются пальцы, то между основанием  пальцев и краем рукава или  манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна  как-либо расширяться, изображая  ладонь или тыльную сторону  руки, в отличие от запястья. Если  нарисованы обе руки, этот признак  должен иметься на обеих.

29. Нарисовано запястье  или лодыжка. Либо запястье, либо  лодыжка нарисованы явно отдельно  от рукава или брючины. Здесь  недостаточно линии, нарисованной  поперек конечности и показывающей  край рукава или брючины (это  засчитывается в пункте 55).

30. Руки. Любой способ изображения  рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если  между основанием пальцев и  той частью тела, к которой  они присоединены, оставлено место.  Количество рук также должно  быть правильным, за исключением  рисунков в профиль, когда можно  засчитать и одну руку.

31. Плечи I. Анфас: изменение  направления очертания верхней  части туловища, которое производит  впечатление вогнутости, а не  выпуклости. Этот признак оценивается  довольно строго. Обычная овальная  форма никогда не засчитывается,  оценка всегда отрицательная,  если только не очевидно, что  это указание на резкое расширение  туловища ниже шеи, которое  образуется лопаткой или ключицей. Туловище четкой квадратной или  прямоугольной формы не засчитывается,  но если углы закруглены, очко  дается.

Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в профиль значительно  труднее. Правильным можно считать  рисунок, на котором в профиль  изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания  шеи, показывая расширение грудной  клетки.

32. Плечи II. Анфас: оценивается  строже, чем предшествующий признак.  Плечи должны непрерывно переходить  в шею и руки, должны быть  «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка.

Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.

33. Руки сбоку или чем-то  заняты. Анфас: маленькие дети  часто рисуют руки жестко отставленными  от туловища. Очко засчитывается,  если хотя бы одна рука, нарисованная  сбоку, образует с общей вертикальной  осью туловища угол не больше 10 градусов, если только руки не  заняты чем-либо, например держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы, на бедрах («руки в боки») или заложенными за спину.

Профиль: очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой  или вся рука поднята.

34. Локтевой сустав. В середине  руки должен быть не плавный,  а резкий изгиб. Достаточно  на одной руке. Изгиб и складки  рукава засчитываются.

35. Ноги. Любой способ изображения  ног. Число ног должно быть  правильным. В профильных рисунках  может быть либо одна, либо  две ноги. При оценке надо исходить  из здравого смысла, а не только  из чисто формального признака. Если нарисована только одна  нога, но эскизно намечена промежность,  очко засчитывается. С другой  стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оценивается положительно. Ноги могут присоединяться к любой части фигуры.

36. Бедро I (промежность). Анфас,  показана промежность. Чаще всего  она изображается внутренними  линиями ног, встречающимися в  точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка не получает).

Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертание  ягодицы.

37. Бедро П. Бедро должно  быть изображено точнее, чем это  необходимо для получения очка  в предшествующем пункте.

38. Коленный сустав. Так  же, как и в локте, должен  иметь место резкий (а не плавный)  изгиб приблизительно в середине  ноги, или, что иногда встречается  в рисунках очень высокой сложности,  сужение ноги в этой точке.  Брюки длиной по колено –  признак недостаточный. Складка  или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.

39. Ступня I. Любое изображение.  Засчитывается изображение ступни  любым способом: две ступни анфас,  одна или две ступни в профильном  рисунке. Маленькие дети могут  изображать ступни, присоединяя  носки к нижней части ноги. Это засчитывается.

40. Ступня II. Пропорции. Ступни  и ноги должны быть показаны  в двух измерениях. Ступни должны  быть не «обрубленными», т.е. длина  ступни должна превышать ее  высоту от подошвы до подъема.  Длина ступни не должна превышать  1/3 от общей длины всей ноги  и не должна быть меньше

1/10 общей длины ноги. Очко  засчитывается в рисунках анфас,  где ступня показана большей в длину, чем в ширину.

41. Ступня III. Пятка. Любой  способ изображения пятки. На  рисунках анфас признак засчитывается  формально, когда ступни изображены  так, как показано на рисунке  (при условии, что имеется некая  разделительная линия между ногой  и ступней). В профильных рисунках  должен быть подъем.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности