Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

    Взаимодействие всех  элементов системы МДОУ обеспечивает  эффективность функционирования  и развития МДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

Внутренняя среда МДОУ Схема№

 

Базисные основания

- ценности                 

- миссия

- цели

- нормативно-правовые  основы




    Коллектив

- дети

- сотрудники (педагоги, обслуживающий  персонал, администрация).




 

 

 

 

 

 



I уровень

 

                Управление

администрация

- анализ информации

- планирование 

- организация и руководство

- контроль и регулирование

педагоги,

обслуж. персонал




 

 

 


Образовательный процесс

- цели образования

- содержание   образования

- организация образования

- взаимодействия взрослых  и детей в образовательном  процессе




Условия жизнеобеспечения

- финансово-экономические

- материально-технические

- гигиенические

- медико-оздоровительные

- организационно-педагогические (взаимодействия с семьёй и  учрежд. соц. педагогической среды)




II уровень

 

 

 

 

Организационно-педагогическая структура

- степени образования

- типы структурных образований

- виды уровней образования




 

 

 

 

 

III уровень

 

 

 

 

 

 

       Образовательный  процесс является важнейшим элементом,  определяющим существование МДОУ, как системы, основным предназначением  которой является воспитание, обучение  и развитие воспитанников.

       На  основе развития коллектива МДОУ  во взаимосвязи с социальным  заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база МДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления.

       Система управления  образовательным процессом дошкольного  учреждения представляет собой  целостную структуру управляющей  и управляемой подсистем, состоящих в координированном взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ 

ПРОЦЕССОМ МДОУ

Схема № 3


 

 

 


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       На  схеме представлены субъекты  управления образовательным процессом  дошкольного учреждения, виды связей  между ними. От норм функционирования  каждого вида связи зависит  результативность воспитательно-образовательного  процесса в МДОУ.

       Организацию  качественной методической работы  в дошкольном учреждении обеспечивает  старший воспитатель. От его  профессиональной компетенции активной  личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в МДОУ.

К их числу относятся:

1.Аналитические :

Анализ:

  • - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
  • - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
  • - передового педагогического опыта;
  • - новейших исследований в области педагогики и психологии;
  • - результативности методической работы.
  • 2.Проектировочные

    -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития МДОУ;

    -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;

    -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;

    -проектирование методической работы в МДОУ.

    3.Организационные

    -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ;

    -повышение квалификации (педагогов и своей);

    -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;

    -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта МДОУ;

    -организация выполнения плана научно-методической работы в МДОУ.

    4.Регулятивные

    -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы МДОУ, Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

    -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в МДОУ.

    5.Коммуникативные

    -построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

    -выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

    -изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

    -предвидение и предотвращение конфликтов

    -владение собой в критических ситуациях

    -правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

     

             На эффективность методической  работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.

             Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики МДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.

     

     

     

          1. Типы методической работы.

              Анализ  психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, ²методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик².

              Автором  разработана модель методической  деятельности, включая в себя  три ²пространства деятельности² (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик.

              В процессе  методической деятельности эти  пространства связаны между собой  в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых  элементов, в которой каждый  этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в схеме № 4.

                                                                                                                       Схема № 4

    Типы методической деятельности

    (по С.Ж. Гончаровой).


      


     


     

     



     

    Создание Внедрение   применение

    метода метода  методики

     

     

    Ориентируясь на данную схему можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.

    1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
    2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
    3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

     

     

    2. Направления  методической работы

    2.1 Методический кабинет-центр  методической работы в МДОУ.

              Центром  всей методической работы МДОУ  является методический кабинет.  Ему принадлежит ведущая роль  в оказании педагогам помощи  в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

              Методический кабинет дошкольного  учреждения соответствовует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.

              Реализация информационно-аналитической  функции управления дошкольным  учреждением обуславливает в  методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

    На схеме № 5  представлена модель методического кабинета МДОУ детский сад №7

     

     

     

     

     

     

                                 Схема № 5                                              

    Модель методического кабинета МДОУ.



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

             

               В  каждом блоке информации придается  особое значение отбору её  содержания, систематизации, оформлению.

              В таблицах №1,2 представлено содержание внешней и внутренней информации методического кабинета дошкольного учреждения.

     

                                                                                                                             

     

                                                                                                                            Таблица №1

    Внешняя информация методического  кабинета МДОУ

    Вид информации

    Содержание

    Оформление

    Нормативно-правовые документы  Законодательства Р.Ф.

    1.Закон Р.Ф ²Об образовании²                        

    2.Типовое положение  МДОУ    

    3.Конвенция о правах  ребенка  

    4.Конвенция дошкольного  воспитания                                                     

    5.Материалы по аттестации  и аккредитации МДОУ                             

    6.Требования к отбору  и экспертизе образовательных  программ и др.                              

          

    Раздел ²Нормативно-правовые основы деятельности МДОУ².

    Организация методической работы в дошкольном учреждении

    Литература по    управлению образовательным процессом  в МДОУ (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами).

    Раздел ²Управление методической работой в МДОУ².

    Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

    1.Психолого-педагогическая  литература и дидактический материал  по видам деятельности и областям  знаний ребёнка                                     

    2.Рекомендации к построению  предметно-развивающей  среды в МДОУ.

    Выставки ² Новинки методической литературы² ²В помощь воспитателю (самообразованию)², ²Наш календарь², ²Готовимся к смотру-конкурсу², ²Альтернатива² (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников). Каталог, учёт выдаваемой литературы.

    Взаимодействие с семьёй и социумом.

    Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности дошкольного и  начального школьного образования.

    Разделы в методическом кабинете, выставки ²Мир увлечений наших выпускников².

    Информация периодических  изданий.

    Журналы ²Дошкольное воспитание², ²Ребёнок в детском саду², ²Обруч², ²Управление дошкольным образованием², ²Музыкальный руководитель², ²Для самых маленьких². Газеты: ²Дошкольное образование², ²Педагогический вестник².

    Картотеки на статьи журналов и газет (по разделам).

         

    Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении