Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

 

       

 В целом, для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребёнку хорошее образование (по результатам анкетирования). Анализируя ежегодные данные контингента родителей и семей, замечены некоторые тенденции:

-большинство детей воспитываются в полных семьях;

-сохраняется уровень образовательного ценза родителей;

-изменяется характер социального статуса;

-увеличивается соотношение семей имеющих двоих детей.

        Независимо от социального статуса, большинство родителей хотят, чтобы их дети были здоровыми, интеллектуально развитыми, научились хорошо говорить и развили заложенные от природы способности.

       Для успешной  работы с родителями определили  систему деятельности МДОУ.

                                                                                                                       Таблица № 11

                                                  Система работы МДОУ с семьёй.

Принципы работы с детьми.

Методы изучения семьи.

Целенаправленность, систематичность, плановость.

 

Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспективной специфики каждой семьи.

 

Возрастной характер работы с родителями.

Доброжелательность, открытость.

Анкетирование.

Наблюдение за ребёнком.

 

Посещение семьи ребёнка.

 

 

 

Беседа с ребёнком.

Беседа с родителями.


 

                                           Формы работы с родителями.

Общие, групповые, индивидуальные

Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги конференции

Совместное проведение занятий, досугов.

Участие в конкурсах, выставках, опрос, анкетирование.

Участие родителей в методических мероприятиях ,изготовление костюмов, организация видеосъемки.

Дни открытых дверей.

Музыкальная гостиная.


 

      

 Для обеспечения качественного  сотрудничества с семьями  проводится методическая работа с воспитателями МДОУ. Именно они непосредственно взаимодействуют с разными категориями родителей. С педагогами проводися система мероприятий:

        • -консультация “Методическая помощь воспитателям в подготовке к обобщению с родителями”
        • -практическое занятие “Как оформить уголки для родителей?”
        • -семинар “Совместные формы работы детского сада с семьёй по речевому развитию детей” и другие.

        Периодически  по разным направлениям педагогической работы в МДОУ проводим анкетирование родителей, с целью определения их отношения к проблеме, выяснение семейных условий воспитания детей, для оценки деятельности МДОУ.

        Результаты  являются источником для дальнейшей  методической работы с родителями и кадрами.

                  4. Планирование методической работы.

        Методическая  работа планируется на основе  результатов учебно-воспитательного  процесса, уровня педагогического  мастерства и квалификации педагогов,  зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. При этом учитываем разносторонний характер её содержания и разнообразие форм, прогнозируем результат.

       

       При планировании соблюдаем главные условия:

-объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

-чёткое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

-выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

       В процессе  реализации планы уточняем и корректируем в зависимости от объективных условий. В качестве повседневного плана действий в детском саду

 

выступает план работы на год, а в качестве перспективного – программа развития ДОУ.

       При планировании  работы с педагогами, определяем:

  • -какая методическая помощь кому, кем и в какой форме будет оказана (взаимопосещения, консультация, работа в парах);
  • -у кого и какой опыт будет изучаться, и в какой форме;
  • -по какой проблеме будет работать творческая группа;
  • -какое участие в работе примут специалисты.
  •         Для конкретизации  и корректировки мероприятий,  предусмотренных годовым планом, используем календарные планы. Кроме календарного плана, старший воспитатель составляет циклограмму на каждый день. В календарном плане планируются:

  • организационно-педагогическая работа;
  • подготовка к аттестации;
  • работа с семьёй и социумом;
  • работа по взаимодействию со специалистами;
  • руководство творческой группы;
  • подготовка педсоветов, семинаров;
  • работа в методическом кабинете.
  •   В МДОУ планы конкретные и проектируют реальное достижение целей:

          • -цели направлены на решение важных для МДОУ проблем;
          • -чёткость и ясность формулировок целей;
          • -связь целей с мероприятиями;
          • - достаточность набора мероприятий для достижения целей и их   взаимосвязь;
          • -обеспеченность планируемых мероприятий ресурсами;
          • -учёт реальных условий жизнедеятельности;
          • -выделение показателей достижения целей.

     

     

           

     

      5. Мониторинг эффективности методической работы.

           В соответствии  с целью  и задачами методической  работы в дошкольном учреждении, выделены основные критерии её эффективности.

                  Мониторинг состояния методической  работы в МДОУ осуществляется  по следующим критериям:

          • -обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого потенциала;
          • -развитие передового педагогического опыта;
          • -обеспечение непрерывного гармоничного развития воспитанников МДОУ;
          • -координированное взаимодействие МДОУ с социумом

              Работа  с педагогами строится дифференцированно,  с учетом уровня профессиональной  компетентности, их запросов. Повышению  профессионального мастерства педагогических  кадров способствует обучение  на курсах повышения квалификации (2004г.-4 человека,2005г.-3 человека, 2006г.-4 человека); участие в районном конкурсе педагогического мастерства (2004г.- 2 человека, 2005г.-1 чел., 2006г.-1 чел.), участие в конкурсе «Галерея лучших педагогов России» (2006г. – 1 чел.). Разнообразие форм методической работы, дифференциация их содержания также способствуют активизации потребностей педагогов, повышению их профессиональных способностей.

         О результативности методической работы по обеспечению развития педагогов МДОУ говорит сравнительный анализ образовательного и квалификационного уровня педагогических кадров.

                                                                                                                            

     

     

     

     

     

     

     

      Таблица№ 12

             Качественный анализ педагогических кадров МДОУ.

    Уровень образовательного ценза:

                            

     Квалификационная  категория.


    15 % педагогов повысили уровень  квалификации (на I категории).

     

         Анализ показывает:

    - рост образовательного ценза педагогов, их уровня квалификации.

    Раскрывая данные мониторинга по второму  направлению, следует отметить, что  в МДОУ созданы условия для  развития передового педагогического  опыта.

     В таблице №  13    представлена информация о содержании передового опыта педагогов МДОУ.

                                                                                                                           Таблица № 13

    Участник опыта

    Содержание опыта

    Форма обобщения

    1.Муравьёва Н.Г.

    “Слушание музыке” (по О.П. Радыновой).

    Конспекты комплексных тематических занятий, планы.

    2.Сабурова Л.А.

    “Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства”.

    Творческий отчёт, перспективные  планы, тематические планы, конспекты, сценарий представления “Новые приключения Колобка”.

    3.Ширяева Е.Ю.

    “Нетрадиционные формы работы с  детьми по физическому воспитанию”

    Конспекты занятий.

    4.Братчикова Н.Ф.

    “Детское экспериментирование  как метод обучения”.

    Тематическое планирование, погружение в тему “Волшебница вода”, конспекты занятий, альбом с фотографиями.

    5.Поплаухина Л.В.

    “Формирование математических представлений”

    Система игр и упражнений на развитие внимания, воображения и др.


     

             Результаты  передового опыта были представлены на семинарах, педсовете, районных методических объёдинениях, в периодической печати (газета «Дошкольное образование» № 18, 2007г. (см. приложение № 9), газета «Земля Ветлужская»), . Гармоничное, всестороннее развитие воспитанников обеспечивается через содержание реализуемых в МДОУ образовательных программ, технологий и методик. Главным результатом деятельности МДОУ выступает развитие воспитанников. Мониторинг по данному направлению осуществляется с позиции соответствия требованиям государственного образовательного стандарта.

             В 2007-2008 г. коллектив МДОУ добился определённых успехов в воспитании детей. Государственные стандарты выполнены по всем направлениям:

    1.Физическое развитие и здоровье.

            Показатели  заболеваемости ниже показателей образовательных учреждений района и города, общая заболеваемость в МДОУ на 120 детей за 2005 г. – 798 д/дней. Число дней, пропущенных одним ребёнком по болезни за 2007 г. – 26 дней. Безболезненно проходит кризис 6,5 лет и адаптационный период при переходе детей в 1-й класс. В МДОУ совершенствуется система профилактических и закаливающих мероприятий с детьми. Уровень физического воспитания соответствует оптимальному уровню: 95% по детскому саду.

          Самостоятельная двигательная деятельность также имеет высокий уровень развития: дети организуют подвижные игры, используют двигательные пособия и игрушки, представленные в групповой среде.

    2. Речевое развитие детей.

             Использование  программы О.С.Ушаковой по развитию  речи дало хорошее результаты. Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений стал составной частью воспитательно-образовательной системы МДОУ. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедом и воспитателем на специальных, индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль над речью детей в течение всего дня).

             Уровень  речевого развития (связной речи) у детей старшего дошкольного  возраста в 2005 году составил 87,5%, что соответствует оптимальному уровню. Этому способствуют разные формы работы с детьми:

          • артикуляционная гимнастика;
          • пальчиковая гимнастика;
          • занятия;
          • дидактические игры;
          • индивидуальная работа;
          • праздник правильной речи;
          • кружок “Реченька”;
          • экскурсии;
          • работа детской библиотеки.

            

     Улучшились результаты коррекционной  работы в логопедической группе (см. приложение№ 10 ).

    Педагоги используют разнообразные приёмы речевой активизации, включение в театрализованную деятельность.

    3.Развитие детей в театрализованной деятельности.

             У дошкольников  наблюдаются определённые художественно-артистические  умения (выразительность речи, эмоциональность, пластика). Дети старшего дошкольного возраста проявляют творческую инициативу, организуют самостоятельную театрализованную деятельность. Участвуют в разных видах театра.

    4. Стабильные высокие результаты развития детей даёт анализ по изобразительной и музыкальной деятельности. Для решения этих задач в МДДОУ созданы соответствующие условия. Организованы кружки “Художник”, “Звонкие молоточки”, “Улыбка”.

     Дети принимают активное  участие в различных конкурсах  района и города: «Маленькая фея», «Летние забавы», фестиваль «Ветлужские зори» и др.

           Работы воспитанников  по изобразительному искусству  неоднократно выигрывали призовые  места на районных и городских выставках детского рисунка. В этом году лучшие рисунки детей представлены на конкурс “Мир диких животных” в г. Москву.

    Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении