Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

 

 Таблица№2

Внутренняя информация методического кабинета МДОУ.

 

Вид информации

Содержание

Оформление

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МДОУ.

Устав МДОУ, локальные  акты (о педагогическом совете, творческой группе).

Раздел ² Нормативно-правовые  основы деятельности МДОУ².

Анализ деятельности МДОУ.

1.Сведения о педагогических  кадрах

2.Информация о поступлении,  обучении воспитанников в школах

3.Анализ результативности  образовательного процесса в МДОУ

4.Анализ профессионального  развития педагогов МДОУ

Листы кадрового обеспечения  МДОУ, таблица, графики повышения  образовательного и квалификационного  уровня педагогов, развития детей. Рубрика ²Наши успехи.²

Планирование деятельности МДОУ

1.Программа развития  МДОУ

2.Годовой план

3.Планы работы специалистов  на год

4.План работы старшего  воспитателя

5.План работы с родителями

6.План работы МДОУ  и социума

Раздел в методическом кабинете

Организация и руководство  образовательной деятельностью  МДОУ

1.Сетка занятий, график  работы кружков.

2.Материалы результатов  организации методической работы  с педагогами.

3.Передовой педагогический  опыт в МДОУ.

4.Аттестация педагогов

Таблицы, схемы организации  образовательного процесса.

Журналы протоколов педсоветов, материалы совещаний, семинаров, консультаций и др. Выставка обобщенного, изучаемого опыта ²Передовой опыт², Выставка ²Готовимся к аттестации!²

Контроль

1.Диагностические материалы  к проведению контроля.

2.Результативность контроля.

Анкеты, тетради контроля.


 

   Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.

          В методическом кабинете МДОУ  регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические.  Постоянными выставками являются, например, такие: ²Передовой опыт – школа мастерства², ²Новинки литературы², ²Знакомьте детей с природой (по сезонам)², ²В помощь воспитателю² и другие. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

         К эпизодическим выставкам относятся : ²Изучаем педагогическое наследие², ²Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)², ²Занимательная психология², ²Готовимся к смотру-конкурсу² (аттестации, итоговым занятиям и др.),²Альтернативы² (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) – и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

        Тематика выставок самая разнообразная,  но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:

              1.Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.), то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.

2.Методические рекомендации по данной теме.

3.Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов).

4.Литература по данной теме.

5.Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

    Помимо этого, в методическом  кабинете представлен новый материал  из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе.

          Он представлен в МДОУ под самыми разными рубриками: ²Размышляем, вникаем, спорим², ²Объявляется конкурс², ²Спешите участвовать², ²Ситуация², ²Методическая копилка² и др.   Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагогов. Воспитатели берут этот материал в группу, обсуждают этот материал с другими воспитателями (родителями), используют в работе с детьми.

          В методическом кабинете ДОУ  накоплено достаточно материала  по работе с родителями и с социумом. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Анализируется характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Провести такой анализ помогает анкета для воспитателей ²Современные подходы в организации методического кабинета². (см. приложение № 1).

          По результатам анкетирования  проводим совместное обсуждение  и в результате приходим к  такой организации методического кабинета, которая удобна для всего педагогического коллектива - воспитатели свободно ориентируются в содержании материалов и самостоятельно подбирают материал для подготовки к занятиям.  

           Таким образом, методический кабинет является ²копилкой традиций детсада², центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.

 

2.2 Обучение и развитие  педагогических кадров, повышение их квалификации.

 

         В психолого-педагогической литературе  методическая работа рассматривается,  прежде всего, как составная  часть единой системы непрерывного  образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации (Волобуева Л.М). Поэтому задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работы.

          Руководитель, который обучает и  развивает свои кадры, живет  не только настоящим образовательного  учреждения, он смотрит в его будущее.

          Повышение квалификации имеет  огромное значение для каждого  педагога:

  • Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
  • Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
  • Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.

          Развитие педагогов, повышение  их квалификации тесно связано  прежде всего с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями. Основными функциями старшего воспитателя в управлении процессом обучения и развития педагогических кадров являются:

  • Анализ потребностей педагогов в обучении;
  • Прогноз обучения и развития педагогов;
  • Определение целей обучения;
  • Планирование обучения педагогов;
  • Определение места и сроков обучения;
  • Утверждение планов, программ обучения;
  • Организация работ с педагогами по самообразованию;
  • Оценка результатов обучения и развития педагогов.

         Модель организации и содержания  развития педагогов, повышение  их квалификации строится дифференцированно.

 

                                                                                                                      Таблица № 3

Характеристика и дифференциация педагогического коллектива.

Уровень образовательного ценза 

Высшее педагогическое образование – 3 чел.

Среднее специальное  – 10 чел. (из них один педагог повышает свое образование в НГПУ)

Возрастной состав

Возраст до 25 лет – 2 человека

До 35 лет – 1 человек

До 55 лет – 10 человек

Квалификационная категория

На начало 2008 – 2009 учебного года

2 педагога имеют высшую  категорию,  9 педагогов - I квалификационную категорию, 3 педагога – II квалификационную категорию.

Педагогический стаж

До 5 лет – 2

От 10 до 20 лет – 4

Свыше 20 лет - 7

Уровень профессиональной компетентности каждого педагога МДОУ.

Анализ диагностических  карт совершенствования профессионального  саморазвития педагогов показывает:

- затруднения и необходимость  помощи в профессиональном развитии  – 15%

- наличие интересного  опыта и желание поделиться  им с коллегами – 26%


 

        Обеспечение условий для профессионального  саморазвития педагогов с целью повышения квалификации, прежде всего, направлено:

-на педагогов, повышающих квалификационную категорию;

-молодых педагогов;

-на педагогов, испытывающих затруднения в определённой области профессиональной деятельности (15%);

-участников инновационного процесса.

 

        Система непрерывного повышения  квалификации педагогов МДОУ  предполагает разные формы: обучение  на курсах (1 раз в пять лет), самообразование, участие в методической  работе детского сада, города, района.

 

        Организация различных форм обучения для всех категорий педагогических работников МДОУ представлена в схеме № 6

Схема № 6


 


 

-Курсы повышения  Обучение в НГПУ Обучение и развитие

 квалификации.                        -стимулирование                       педагогов в МДОУ

-направление на курсы,            педагогов к повышению        -организация и контроль

 семинары, педчтения.              образовательного ценза.         воспитателей по 

-консультативная                     -оказание помощи в                  самообразованию

помощь в написании                усвоении методик                    контроль.

 курсовой  работы.                                                                       -работа творческих групп

                                                                                                       использование разных

                                                                                                        форм и методов

                                                                                                       работы с педагогическими

                                                                                                       кадрами.

                                                                                                         

                                                                                                                   Таблица № 4

Повышение квалификации педагогов  МДОУ.

                           Год 

Должность

2008

2009

2009-2010

 

Заведующая 

 

 

Старший воспитатель

 

 

 

 

Муз. Руководитель

 

 

 

 

Учитель-логопед

 

Воспитатели

 

  НИРО - 1

 

 

 

             НИРО –1

 

 

 

 

 

 

         

 

 

  ______

       

        

НИРО - 10

 

НИРО - 1

     ²Охрана труда²

 

 

 

 

 

 

 

 Районные курсы

²Развитие музыкальных способностей² - 1

          _____

 

 

 Районные курсы

²Методика раннего воспитания² - 2

 

 

 

 

 

 

          НИРО – 1,

Районное методобъединение старших воспитателей

 

 

 

 

Районное методобъединение логопедов

 

          НИРО – 1

(воспитатель логопедической  группы)


 

  В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

         Самообразование – это самостоятельное  приобретение знаний из различных  источников с учетом интересов,  склонностей каждого конкретного  педагога.

       

Для того чтобы самообразование  стало потребностью в методическом кабинете МДОУ созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении