Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

         Книги, журналы изучаются и  систематизируются по годам, используются  для составления каталогов, помогают  педагогу, выбравшему тему самообразования,  познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Старший воспитатель подбирает необходимую литературу в помощь занимающемуся самообразованием, изучает его влияние на качество учебно-воспитательного процесса.

         Формы самообразования  многообразны: (таблица № 5)

-работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

-участие в работе научно-практических семинаров, конференций;

-получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;

-ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.п.

Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта .

                                                                                                                      

                                   Сведения о самообразовании педагогов

на 2008-2009 учебный год.

№ п/п

Ф.И.О. педагога должность

Тема самообразования

Форма и срок отчета

1.

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

5.

Братчикова Н.Ф.

Воспитатель

 

Муравьёва Н.Г

Муз. Руководитель

 

 

 

Соловьёва Н.В.

Учитель-логопед

 

Ширяева Е.Ю.

Воспитатель логопедической группы

 

 

 

 

 

Поплаухина Л.В.

Воспитатель

²Технология работы по изодеятельности²

 

²Развитие музыкальных способностей через игру на музыкальных инструментах²

 

 

²Развитие мелкой моторики рук²

 

²Совершенствование речевых умений и навыков через ознакомление с художественной литературой²

 

 

²Использование игровых приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений²

 

Выставка детских работ, март 2008 года.

 

Открытый показ занятия, февраль 2009года.

 

 

 

 

Выступление на педсовете, декабрь 2007 года.

 

Творческий отчет, октябрь 2007 года.

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на семинаре, май 2008 года.




 
       Совместно с  педагогом старший воспитатель  разрабатывает индивидуальный план его профессионального саморазвития. К рассмотрению предлагается план профессионального саморазвития воспитателя логопедической группы Ширяевой Е.Ю  ²Совершенствование речевых умений и навыков через ознакомление с художественной литературой².(см. таблицу №6)

 

 

 

                                                                                                                             Таблица №6

  План саморазвития  воспитателя логопедической группы  Ширяевой Е.Ю.

²Совершенствование речевых умений и навыков через ознакомление с художественной литературой²

Структура плана

Содержание структурных компонентов

Цель профессионального  саморазвития

Повышение профессиональной компетентности по вопросу совершенствования речевых  умений и навыков через ознакомление с художественной литературой.

Изучение психолого-педагогической литературы

Статьи из журналов ²Дошкольное воспитание², ²Ребёнок в детском саду², О.С. Ушакова ²Знакомим дошкольников с художественной литературой², О.С. Ушакова ²Развитие речи и творчества дошкольников². Выделение актуальности проблемы, основных положений.

Разработка программно-методического  обеспечения

Разработка системы работы по ознакомлению с художественной литературой.

Планирование игр по речевому развитию.

Создание в группе речевого центра.

Участие в системе  методической работе

Выступление на педсовете ²Формирование речевых умений и навыков через знакомство с произведениями художественной литературы²

Обобщение передового опыта (открытый показ занятия, выставка пособий и дидактических игр по данной проблеме).

Обучение на курсах повышения  квалификации

Курсы повышения квалификации НИРО (апрель 2009 г., октябрь 2009г.) по проблеме речевого развития детей.

Руководство повышением квалификации других педагогов

Наставничество педагогов Бузиковой Н.В, Соколовой С.Н.


 

         По итогам учебного года на  основе анализа самообразования  педагогов составляется аналитическая справка о результатах, педагогическая справка о результатах их педагогической деятельности (уровень реализации плана, его сочетание с задачами МДОУ и индивидуальной темой самообразования, этапы проработки психолого-педагогической литературы, практические выводы, возникшие трудности, планирование работы на будущее).

     

  Итоги самообразования  педагогов дошкольного учреждения позволяют перевести их на самоконтроль профессиональной деятельности.

 

 

2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.

        По мнению Я.С. Турбовского, ²передовой педагогический опыт – это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющие актуальные потребности практики обучения и воспитания².

    

  Опыт предлагает  воспитателю использовать новые  подходы к работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является, в какой то степени её итогом. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

        Передовой характер опыта определяется  по следующим критериям:

-высокая результативность;

-научная обоснованность;

-творческая новизна;

-актуальность;

-сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.

       Изучение, обобщение, распространение и  создание передового опыта –  одна из главных функций методической  работы в детском саду. Роль старшего воспитателя в этой функции очень велика, так как именно он видит этот передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя, осмысливает его, оценивает,

анализирует, какими средствами достигаются качественные результаты. 

 Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.

       На первом этапе изучаются суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в МДОУ создана творческая микрогруппа из членов педагогического коллектива (Соловьёва Н.В.- учитель-логопед, Муравьёва Н.Г. – музыкальный руководитель, Поплаухина Л.В. - воспитатель)

Классифицируя по различным  признакам, передовой опыт (Поздняк Л.В, Лященко Н.И) можно определить как:

-коллективный, подгрупповой или индивидуальный;

-исследовательский, частично-поисковый;

-эмпирический, научно-теоретический;

 

-психолого-педагогический, практический.

 

      На втором этапе задача старшего воспитателя – вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев.

 

      Третий этап - обобщение передового опыта.

 

      В МДОУ  существует три основные формы  обобщения опыта: открытый показ, рассказ, описание.

      Организуя открытый показ ставим несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д. Поэтому представление педагогического опыта через открытый показ предполагает определённую работу старшего воспитателя, а формы организации бывают разные. До начала просмотра старший воспитатель рассказывает о системе работы воспитателя и предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание.

     Рассказ используется при выступлениях на педсоветах, консультациях и других формах методической работы. Лучший опыт педагога может быть представляется в форме доклада на конференции или статьи в периодической печати. В отличии от показа описание не позволяет наглядно раскрыть своеобразие деятельности воспитателя. Описание – это высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь можно более целостно, системно раскрыть его истоки и путь становления.

 

        Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного опыта.

Распространение передового опыта осуществляется в МДОУ в  виде:

-выступления на педагогическом совете и сопровождается демонстрацией наглядного материала;

-коллективного просмотра;

-творческого отчета, в процессе которого проходит показ фрагментов работы педагога – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций;

-мастер класса – одной из новых форм распространения опыта (рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях);

-представления материалов в методическом кабинете (конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры).

- представление материалов в периодической печати (газета «Дошкольное образование» № 18 2007 г.)

       На схеме № 7    представлена система работы старшего воспитателя в МДОУ с передовым педагогическим опытом.

 

                                                                                                                       

 Схема № 7


       

 


 

 

 

 

В МДОУ составлен план работы по передовому опыту.

 

                                                                                                                     Таблица№ 7

Изучение, обобщение, распространение  передового опыта в МДОУ.

 

      Год

             Изучение

           Обобщение

Распространение и внедрение

     Ф.И.О

   Тема

   Ф.И.О

     Тема

   Ф.И.О

     Тема

2005-2006

Братчикова Н.Ф.²Использование игровых приёмов в изобразительной деятельности²

Муравьёва Н.Г.

²Слушание музыки²

Асташкина З.Н.

²Развивающие игры с детьми дошкольного возраста²

2006-2007

Ширяева Е.Ю.

²Детское экспериментирование как метод обучения²

Братчикова Н.Ф.

²Использование игровых приемов в изобразительной деятельности²

Муравьёва Н.Г.

²Слушание музыки²

2007-2008

Сабурова Л.А.

²Развитие творческих способностей средствами театрального искусства²

 

Ширяева Е.Ю.

²Детское экспериментирование как метод обучения²

Братчикова Н.Ф.

²Использование игровых приемов в изобразительной деятельности

2008-2009

Соловьёва Н.В.

²Содержание и методика работы по развитию мелкой моторики пальцев рук²

Сабурова Л.А.

²Развитие творческих способностей средствами театрального искусства²

Ширяева Е.Ю.

²Детское экспериментирование как метод обучения²


 

 

       В таблице №  8 представлены основные этапы изучения и обобщения опыта работы учителя-логопеда Соловьёвой Н.В. по теме: «Содержание и методика работы по развитию мелкой моторики пальцев рук».

                                                                                                                        Таблица № 8

 

1. Выявление объекта  изучения

Наблюдение и анализ речевого развития детей.

2. Постановка цели  изучения

-Выявление факторов, способствующих получению высоких результатов профессиональной деятельности педагога.

-Оформление теоретического  обоснования опыта.

3. Изучение передового  опыта

-Составление плана  изучения опыта, определить календарные  сроки изучения.


4. Сбор информации  об изучаемом опыте

-Отбор методов сбора и информации;

Изучение теоретической  сущности и основных идей опыта на основе следующей психолого-педагогической литературы:

М.Аксёнова. Развитие тонких движений пальцев рук у детей  с нарушением речи. (дошкольное воспитание. 1990 г.№8)

М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин. Страна пальчиковых игр. 1997г.

Т.А.Ворьева. Игры с мячом  для развития речи, мелкой ручной и  общей моторики. С-пб, 2003 г.

У.В. Узорова. Пальчиковая  гимнастика. М., 2002 г.

Г.А.Толбанова. Пальцы помогают говорить. (дошкольное воспитание. 1989 г. №10).

Е.А.Пожиленко. Артикуляционная  гимнастика, С-пб, 2004 г.

Выделение актуальности проблемы, основных положений, составление  аннотации к прочитанному. 

5. Педагогический анализ  собранной информации

Расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта:

-Развитие у детей  мелкой моторики рук

-Формы и методы  исправления неправильного двигательного  навыка

Оценка содержания опыта  на основе критериев (исследовательский  характер, содержит психолого-педагогическую научную обоснованность).

6. Обобщение опыта

-Систематизация и  синтез данных (экспериментальной  работы, направленной на решение  поставленных задач)

-Формировка сущности  и основных идей опыта

-Описание опыта.


 

        Передовой  опыт педагогов служит надёжным  проводником передовых идей и технологий в практику МДОУ, способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.

Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении