Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

²Система методической работы в МДОУ

детский сад № 7 «Золотой ключик» комбинированного вида²

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Выполнила:

                                                                  Постникова Людмила                     Владимировна

                                                                  Старший воспитатель МДОУ №7

                                                                 

                                                                                           

                                             

                                             г. Ветлуга

                                                2009 год.

 

 

План.

Введение 

  1. Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
  2. 1.1 Цели и задачи  методической работы в МДОУ
  3. 1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
  4. 1.3 Типы методической работы
  5. Направления  методической работы
  6. 2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
  7. 2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
  8. 2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
  9. 2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
  10. Структура, формы и методы методической работы.
  11. Планирование
  12. Мониторинг эффективности методической работы
  13. Выводы по результатам анализа
  14. Приложение
  15. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение.

         Современные  перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

          В августе  1994 года Министерство образования  выпускает письмо ² О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования Р.Ф². В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

         С 1996 года эта работа поручается специальным службам, а применительно к ДОУ работу выполняет старший воспитатель.

        Задача методической  деятельности заключается в создании  такой образовательной среды  в учреждении, где бы полностью  был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

        В настоящее  время эта потребность многократно  усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы  грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

       Сегодня реальный  уровень постановки методической  работы в дошкольном учреждении  становится одним из важнейших  критериев оценки его деятельности.

      

 

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный  процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии  с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя.

Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров.

В связи с появлением новых видов детских садов  деятельность старшего воспитателя становится специфичной. Специфика нашего МДОУ заключается в наличии особой группы воспитанников (детей с нарушением речи). Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения – всё это создаёт предпосылки, а возможно, и угрозу языковой катастрофы. Поэтому формирование и развитие правильной, выразительной речи ребёнка становится всё более актуальной проблемой перед ДОУ и семьёй. И, следовательно, столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.

 

 

  • 1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ.
  • Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

     По мнению А.И  Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.

      К.Ю. Белая предлагает понимать:  методическая работа – это целостная система деятельности,  направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ.

    Задача старшего воспитателя  МДОУ заключается в том, чтобы  выработать систему, найти доступные  и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

          Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

    Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого  педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

    Участниками образовательного процесса (согласно Закону ²Об образовании Р.Ф², типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

    -дети

    -педагогический коллектив

    -родители

    Основные задачи методической работы:

    -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

    -включить каждого педагога в творческий поиск.

    Можно выделить частные задачи:

    1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
    2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
    3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
    4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
    5. Организация работы по изучению нормативных документов.
    6. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
    7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

    Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

          1. системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
          2. дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
          3. этапность – показатели эффективности методической работы.

     

     

     

    1.2 Основные подходы к организации  методической работы.

     

            Как показывает анализ литературы О.А.Сафоновой, дошкольное учреждение – социально-педагогическая система. Она существует ²не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду².

            Различают среду прямого и  косвенного воздействия

    Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).

     Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.

            Представленная на схеме № 1 внешняя среда образовательного учреждения  позволяет определить совокупность социальных и природных систем, непосредственно или опосредованно влияющих на его работу. (Сафонова О.А.)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                              Внешняя среда МДОУ Схема № 1


     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      

     

         Все эти факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном учреждении.

          Дошкольное учреждение  в основу своей жизнедеятельности  кладет те социальные ориентиры,  социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.).

          Современный уровень  развития общества обуславливает  необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру  своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем. Специфика МДОУ заключается в наличии особой категории воспитанников (детей с нарушением речи) способных достичь определенного уровня овладения речевой культурой, которая на последующих ступенях образования непрерывно углубляется и расширяется.

          Понять специфику  методической работы поможет  исследование внутренней сферы  дошкольного учреждения: выделение  составляющих её элементов, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление (Сафонова О.А)

    Анализ составляющих элементов  внутренней среды определяет основные и специфические подходы к  организации методической работы.

    МДОУ имеет сложную систему, которую составляют:

    • Коллектив (дети, сотрудники: педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
    • Базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы);
    • Управление;
    • Образовательный процесс;
    • Организационно-педагогическая структура;
    • Условия жизнеобеспечения.

    Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении