Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы
²Система методической работы в МДОУ
детский сад № 7 «Золотой ключик» комбинированного вида²
Выполнила:
План.
Введение
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
В августе
1994 года Министерство образования
выпускает письмо ² О формах организации и направлениях
деятельности методических служб в системе
образования Р.Ф². В письме выделяются основные направления
в деятельности методических служб, реализуемые
в таких областях, как информационная,
диагностическо-
С 1996 года эта работа поручается специальным службам, а применительно к ДОУ работу выполняет старший воспитатель.
Задача методической
деятельности заключается в
В настоящее
время эта потребность
Сегодня реальный
уровень постановки
Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя.
Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для старшего воспитателя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров.
В связи с появлением новых видов детских садов деятельность старшего воспитателя становится специфичной. Специфика нашего МДОУ заключается в наличии особой группы воспитанников (детей с нарушением речи). Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения – всё это создаёт предпосылки, а возможно, и угрозу языковой катастрофы. Поэтому формирование и развитие правильной, выразительной речи ребёнка становится всё более актуальной проблемой перед ДОУ и семьёй. И, следовательно, столь высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».
По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.
К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ.
Задача старшего воспитателя
МДОУ заключается в том, чтобы
выработать систему, найти доступные
и, вместе с тем, эффективные методы
повышения педагогического
Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Педагогическая культура – это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.
Участниками образовательного процесса (согласно Закону ²Об образовании Р.Ф², типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:
-дети
-педагогический коллектив
-родители
Основные задачи методической работы:
-выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
-включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:
1.2 Основные подходы к
Как показывает анализ литературы О.А.Сафоновой, дошкольное учреждение – социально-педагогическая система. Она существует ²не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду².
Различают среду прямого и косвенного воздействия
Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).
Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.
Представленная на схеме № 1 внешняя среда образовательного учреждения позволяет определить совокупность социальных и природных систем, непосредственно или опосредованно влияющих на его работу. (Сафонова О.А.)
Внешняя среда МДОУ Схема № 1
Все эти факторы внешней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном учреждении.
Дошкольное учреждение
в основу своей
Современный уровень
развития общества
Понять специфику методической работы поможет исследование внутренней сферы дошкольного учреждения: выделение составляющих её элементов, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление (Сафонова О.А)
Анализ составляющих элементов внутренней среды определяет основные и специфические подходы к организации методической работы.
МДОУ имеет сложную систему, которую составляют:
Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении