Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

5. Анализируя характер развития воспитанников в игровой деятельности, сделаны выводы о необходимости:

  • -обратить особое внимание на использование и методику проведения сюжетно-ролевых игр;
  • -пересмотреть условия организации сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр в каждой возрастной группе;
  • -организовать консультации для воспитателей МДОУ по вопросам методики проведения игровой деятельности с учётом специфики каждой возрастной группы.
  • 6. Уровень интеллектуально-математического  развития детей соответствует высоким показателям. Однако у воспитанников отличается низкий (по сравнению  с другими видами деятельности) уровень развития  элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры.

    Для исправления ситуации необходимо:

          • -пересмотреть  существующие подходы к оформлению уголков по данному направлению;
          • -улучшить качество проведения занятий во всех возрастных группах;
          • -организовать семинары, консультации по экологическому воспитанию.

     

             Одним из  показателей работы МДОУ является  отслеживание успехов и результатов учёбы детей в школе. Выпускники имеют устойчивые контакты с воспитателями.

                                                                                                                           

     

     

      Таблица № 14

    Анализ успеваемости выпускников МДОУ.

    Год

    Количество выпускников

    отлично

    хорошо

    удовлетворительно

    С

     чистой речью

    С

    нарушением речи

    С

     чистой речью

    С наруше

    нием речи

    С

    чистой речью

    С наруше

    нием речи

    С

    чистой

     речью

    С

    наруше

    нием речи

    2007

    15

    5

    -

    -

    1

    6

    4

    4

    2007

    13

    2

    3

    -

    6

    -

    4

    2

    2008

    21

    4

    5

    -

    10

    1

    6

    3




                                  

     

    Данный уровень успеваемости позволяет  сделать следующие выводы:

    • Большинство воспитанников ДОУ успешно овладевают учебной деятельностью.
    • Процент детей со средним уровнем успеваемости (к ним относятся дети с нарушениями речи) имеет устойчивую тенденцию к снижению.
    • Стабильность процента отличников свидетельствует о более полном удовлетворении познавательных интересов и успешном формировании элементарных учебных умений в рамках дошкольного воспитания и обучения.

     

              Отслеживая  результаты обучения в школе, МДОУ поддерживает связи с учителями начальных классов. Учителя отмечают, что у детей из нашего детского сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей, но недостаточно развита мелкая моторика рук.

               На  основе данных анализа, в текущем учебном году методическая работа направлена на совершенствование активной речи детей через разнообразные формы работы по развитию мелких движений рук, создание мини-лабораторий в группах по развитию естественнонаучных представлений у детей.

                                                                                                                                                                                                             Схема № 10

                                         Взаимодействие МДОУ и школы.


     


     

        

      


     

     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Обеспечению конкурентоспособности нашего МДОУ и созданию единого образовательного пространства способствуют постоянно расширяющиеся и укрепляющиеся связи МДОУ с социумом (см. приложение № 11).

     

     

     

                                 - постоянные;

                                 - эпизодические;

                                 - вновь налаженные.

    Выводы: территория расположения МДОУ позволяет налаживать связи  по взаимодействию с учреждениями образования  и здравоохранения, культуры и спорта для решения задач всестороннего развития ребёнка.

     

     

     

     

     

    Вывод:

    Методическая  работа в дошкольном учреждении представляет собой 
    целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого 
    качества реализации стратегических задач МДОУ.

    Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных 
    условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры 
    участников образовательного процесса. Её направленность обусловлена 
    социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), 
    структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление 
    старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и 
    профессиональных качеств, способствует организации качественной 
    методической работы в МДОУ.

    Реализация  взаимосвязанных функций (анализа, планирования, 
    организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения 
    направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их 
    квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового 
    педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение 
    образовательного процесса, координацию взаимодействия МДОУ, семьи, 
    социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

    На эффективное  решение данных задач оказывает  влияние разносторонний 
    характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов 
    работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры. 
    В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется 
    мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют 
    своевременности и действенности внесения корректив в организацию 
    методической работы.

    Ведущая роль в оказании педагогам помощи в  организации 
    образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального 
    саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности 
    родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому 
    кабинету МДОУ, являющемуся информационным центром и творческой 
    лабораторией для педагогов и родителей.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Литература

    1. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных 
    учреждений/ Редактор - составитель Р.Б.Стеркина - М.: ACT, 1997.

    1. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. 
      Управление ДОУ. №3, 2004 г.
    2. Аралова М.А. Методист — воспитатель - заведующий. Управление ДОУ.№2, 
      2002.

     

    1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: ACT, 
      1997.
    2. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ООО 
      «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.
    3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. 
      -М.:МИПКРО,2000.
    4. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим 
      воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной 
      работы. -М.: ООО «Издательство ACT», 1998.

    8. Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год./ Управление 
    дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2002, стр. 14.

    9. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: ТЦ 
    Сфера, 2003.

    1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном 
      учреждении: Подготовка и проведение. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
    2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель 
      детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. - 3-е изд., 
      дораб. -М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
    3. Волобуева В.Я., Разина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста 
      детского сада. -М.: А.П.О., 1994.

    13. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного 
    учреждения/ Под общей редакцией Г.К.Широковой, М., 1997.

    14. Голицина  Н.С. Методическая работа с  кадрами в ДОУ. - М.: Издательство 
    Скрипторий, 2004.

     

    1. Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. - 
      М.: Издательство Скрипторий , 2004.
    2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном 
      образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 
      1997.-48 с.
    3. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник 
      действующих нормативно-правовых документов и программно-методических 
      материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 472 с.

     

    1. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в 
      дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.
    2. Закон РФ «Об образовании», Российская газета» № 172 от 31 июля 1992 г.

     

    1. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных 
      учреждениях: Книга для учителя. Изд. 2-е испр. И доп. - М.: 1999.
    2. Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в 
      районе. - М.: Просвещение, 1998. -192 с.
    3. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации/ 
      Авт. - сост.: М.В.Корепанова, И.А.Липчанская. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    23. Контузорова О.В. Методическая работа с кадрами. Управление ДОУ.№2, 
    2002.

    1. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М.: 1999. - 176 с.
    2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие// 
      под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А.Байковой. - М.: Пед. общество «Россия», 2000. - 
      256с.
    3. Педсовет: идеи, методики, формы. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 
      - 160 с.
    4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: учеб, 
      пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр 
      «Академия», 2000. - 432 с.
    5. Приложение 1 (к приказу Министерства образования Российской 
      Федерации от 22 августа 1996 г. № 448). Форма и содержание проведения 
      самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного

     

     

    образовательного  учреждения/ Р.Б.Стеркина Аттестация и аккредитация 
    дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.

    1. Сафонова О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного 
      учреждения. - Н.Н.: Ниж. гум.центр, 2001. - 137 с.
    2. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. 
      - М.: Издательство Скрипторий 2000, 2003.
    3. Скоролупова О.А. Тематический контроль в ДОУ - М.: Издательство 
      Скрипторий, 2004.
    4. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.

    Дошкольное воспитание, №11,2003.

    1. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в 
      дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2004.
    2. Чеменева А.А. Актуальные проблемы развития речи детей в ДОУ. 
      Методические материалы к курсам.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении