Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

          Все  формы методической работы в  МДОУ направлены на выполнение  задач, сформулированных в Уставе, Программе развития и годовом плане.

          Подготовка  любого методического мероприятия  начинается с определения цели. Старший воспитатель отвечает  на вопросы: ²Чего я хочу добиться, организуя это мероприятие? Каков должен быть результат?², ²Что измениться в деятельности педагогов?²

          Если  цель реальна, то она побуждает  педагога к деятельности, вызывает  у него активность. Цель четко  и понятно сформулирована, указан  конечный результат, который можно  оценить, сравнить.

          Главная  цель сегодня – совершенствовать методы индивидуальной работы с воспитателями. У каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

 

В МДОУ работу начинаем с анкетирования педагогов для выявления реальных трудностей:

1.Что в Вашей работе получается очень хорошо, и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами?

2.Что получается в работе с детьми хорошо?

3.В чём Вы испытываете затруднения?

         Если такое  анкетирование проводится впервые,  то предлагаем вопросы, по которым каждый оценивает свои профессиональные навыки, проставляя в нужной графе значок.

         По итогам  опроса и на основе заполненных  и уточнённых анкет составляем карту педагогического мастерства, с которой знакомим коллектив на итоговом педсовете. На основании данной карты планируем систему методической работы с воспитателями на год и предусматриваем:

        • -какая методическая помощь, кому и какими  силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, наставничество, работа в паре, консультации и т.д.);
        • -у кого из воспитателей, и какой опыт будет изучаться и обобщаться;
        • -по разработке, какой проблемы будет создана творческая группа воспитателей, организованы просмотр и анализ открытых занятий с детьми.

         Таким образом,  методическая работа в детском  саду определяется не количеством мероприятий, а при учёте всех затруднений воспитателей, оказанием целенаправленной помощи  через разнообразие формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.

         Совет педагогов является постоянно действующим органом самоуправления деятельностью дошкольного учреждения, его деятельность регламентируется в ²Положение о Совете педагогов в МДОУ². Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Тематика Советов педагогов определяется задачами в годовом плане МДОУ. При необходимости в него вносим дополнения и уточнения. Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников. В состав Совета педагогов входят все педагоги МДОУ, старшая медицинская сестра, на его заседания приглашаются представители школ, родители воспитанников МДОУ.

        Эффективность  работы Совета педагогов определяется по следующим показателям (Денякина Л.М.):

        • -периодичность тематики;
        • -периодичность проведения;
        • -наличие оценки результативности выполнения решений;
        • -регламентирование и выполнение регламента работы;
        • -целесообразность затраты времени на вопросы по повестке дня Совета педагогов;
        • -соответствие содержания выступлений повестке дня;
        • -соответствие решений, принимаемых на Советах педагогов выводам и предложениям, содержащимся в докладах и выступлениях;
        • -реальность принимаемых решений;
        • -наличие сроков исполнения и личной ответственности за выполнение решений.

       

      Обязательным в системе методической работы с кадрами в нашем МДОУ являются: семинары, семинары-практикумы, педагогические тренинги, практические занятия, направленные на решение наиболее актуальных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.  (см. приложение № 5)

 Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. В начале учебного года по согласованию коллективом педагогов выбираем темы семинаров, разрабатываем конкретный план их работы, который утверждается советом педагогов. На семинарах и семинарах-практикумах обсуждаем проблемы, знакомим с новинками литературы и передовым опытом по этому вопросу, выполняем практические задания, осваиваем элементы техники педагогического труда, наблюдаем за работой своих коллег. Безусловно, важнейшей и наиболее эффективной формой методической работы с педагогами является организация в МДОУ открытых просмотров.

Открытые просмотры в МДОУ организуем к разным методическим мероприятиям к советам педагогов, в процессе аттестации педагогов, в дни открытых дверей.

           Очень  эффективным методическим мероприятием  считаем организацию совместного  просмотра начинающим воспитателем и старшим воспитателем работы деятельности успешно работающего воспитателя. При этом решаются следующие задачи:

  1. Управленческие.

     Создать возможность  успешности педагогической деятельности  начинающему воспитателю.

  1. Дидактические.

     Формировать понятия в том, что успешность деятельности определяется не столько внешними факторами (какие дети), сколько профессиональными усилиями самих педагогов.

     Формировать организаторские  умения педагога, обеспечивающие  успех преподавания.

 

                                                                                                                      Таблица № 9

Содержание деятельности

1.

До проведения занятия анализируется  его план, форма анализа занятия, уточняется задание начинающему воспитателю. Выделить приемы, обеспечивающие работоспособность детей во время всего занятия.

2.

В процессе занятия комментарий  старшим воспитателем этих приемов  с объяснением их значения.

3.

Анализ занятий начинающим педагогам.

4.

Обобщение и уточнение воспитателя, который провел занятие.

5.

Обсуждение возможности и применения альтернативных организационных приемов.

6.

Задание начинающему педагогу составить  полный список организационных приемов.


 

  Важное место в работе  МДОУ занимают медико-педагогические совещания, отслеживающие развитие детей раннего возраста, детей логопедической группы. В медико-педагогическом совещании принимают участие: заведующая детским садом, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, логопед, воспитатели групп раннего возраста и логопедической группы. Основное назначение медико-педагогических совещаний заключается в том, чтобы проанализировать работу с детьми за определённый отрезок времени (квартал) и наметить новые задачи воспитателя.

         Из разнообразных  форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д. Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности. Основные консультации планируются в годовом плане МДОУ, отдельные проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультации, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Кроме классического проведения консультаций в виде выступления, дискуссий, используются и другие активные методы консультирования:

  • Консультация-парадокс «Творческая ошибка»
  • Экспресс-консультация. Для проведения предлагаются разные задания:
    1. из нескольких ответов, записанных после вопроса, выбрать правильные.
    2. по фотографии определить правильность организации детей на различных занятиях, в играх.
    3. показать отдельные упражнения, движения.
    4. принять участие в аукционе загадок, считалок, игр, упражнений.

Каждая консультация завершается  принятием решений, способствующих улучшению воспитательно-образовательного процесса.

 

       

  Среди разнообразных форм  методической работы в МДОУ  имеют место:

  • Деловые игры :«Вариант», «Педагогический пробег» - см.приложение № 6, «Алло, справочное бюро» и др.;
  • Тематические выставки : «Речевое творчество дошкольников», «Развиваем мелкую моторику рук», «Новинки методической литературы»;
  • Дни открытых дверей (см. приложение № 7);
  • КВН «Совершенствование работы по развитию речи»;
  • Участие в аттестации педагогических кадров, в процессе подготовки и в ходе которой происходит активное самообразование и самоанализ деятельности;
  • Педагогические тренинги;
  • Смотры, смотры-конкурсы: «Лучшая дидактическая игра по развитию речи», «Чудеса вокруг нас», «Лучшая новогодняя ёлочка», «Мой дом – моя крепость», «Воспитатель года» (см. приложение № 8).
  • Авторская выставка «Мир моих увлечений»
  • Взаимопосещение
  • Работа творческой микрогруппы по созданию предметно-речевой среды в ДОУ
  • Методический фестиваль «Создание предметно-речевой среды в разных возрастных группах ДОУ»:
    1. панорама методической выставки
    2. защита воспитателями подготовленных пособий
    3. выявление лучшего опыта
    4. открытый просмотр в группе по построению развивающей среды

 

Методическая работа с кадрами строится на диагностической основе, с учётом запросов каждого педагога.

        Педагогический  коллектив нашего МДОУ условно представлен тремя группами:

  1. Воспитатели и специалисты, имеющие высокий уровень квалификации – опытные творчески работающие педагоги (Сабурова Л.А., Ширяева Е.Ю., Соловьёва Н.В., Муравьёва Н.Г., Братчикова Н.Ф.). Методическая работа с ними направлена на развитие их творческого потенциала и на развитие организационного единства коллектива. Педагоги данной группы являются не только объектами, но и субъектами методической работы. Они – опора педагогического коллектива. Часто привлекаются к проведению открытых занятий, семинаров-практикумов, участию в районных методических объединениях, районном конкурсе “Воспитатель года”. Привлекаем этих педагогов к выработке общей педагогической стратегии развития МДОУ, на основе выделения и анализа проблем образовательного процесса, дальнейшему планированию деятельности (Программа развития МДОУ, Годовой план, перспективное планирование специалистов).
  2. Педагоги с установившимся стилем работы, стабильно работающие воспитатели (Поплаухина Л.В.., Кучер Л.Н.), которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Педагоги этой группы, в основном положительно относятся к новым идеям, но для их реализации на практике необходимо косвенное воздействие со стороны администрации. При организации методической работы с данными педагогами уделяем внимание повышению квалификации данных воспитателей, ориентированное на саморазвитие, самоутверждение в профессии. Воспитатели данной группы не требуют особой методической помощи, но нуждаются в поддержке инициатив и положительном психологическом климате внутри коллектива.
  3. Педагоги, требующие усиленного внимания, как правило, это молодые и начинающие воспитатели (Соколова С.Н.,Симакова Л.Н..). У них отмечается несоответствие уровня профессионально-педагогических умений, возникают затруднения и проблемы в практической деятельности с детьми.

       Методическая  работа с педагогами третьей  группы это:

1. Включение воспитателей в педагогическую деятельность коллектива:

        • -работа в паре с опытным воспитателем;
        • -наблюдение за работой других педагогов;
        • -участие в организованных и методических мероприятиях внутри МДОУ.

 

2. Ознакомление с разными подходами по организации педагогических условий (предметные и дидактические).

        • -посещения групп детского сада (оснащение и организация предметно-развивающей среды);
        • -экскурсии в МДОУ города (№2, №5, №6)

3. Упражнение в профессиональной деятельности:

        • -предварительный анализ, с целью предупреждения возможных ошибок, вариантов занятий;
        • -совместный анализ планирования (для установления перспектив работы);
        • -выполнение поручений и заданий к методическим мероприятиям.

         Выбор методов  для каждой формы работы определяется  её целями и задачами, особенностями  содержания, контингентом педагогов,  конкретным содержанием воспитательно-образовательного процесса.

         Вышеперечисленные  методы работы способствуют наибольшему  развитию педагогических кадров, повышают их мотивацию и активность  в совершенствовании профессиональных  способностей, саморефлексию достигнутых  результатов.

          Координация  деятельности МДОУ и семьи  в обеспечении непрерывного, всестороннего развития воспитанников обуславливает наличие комплекса взаимосвязанных форм методической работы с родителями: родительские собрания, клубы, консультации по интересам семьи и проблемам семейного общения; использование активных методов работы с ними (анкетирование, анализ проблемных ситуаций, конкурсы, деловые игры). В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.                                        Таблица№ 10.                                                                                                                        

Год

Кол-во семей

Полные семьи

Не полные

Образовательный статус

Социальный статус

Мат.одиночки

Вдовы

Разведённые .

высшее

Незаконченное высшее

среднее

Средне спец-е

Служ-е

рабочие

безработные

Пред-ли

2007-2008г

115

86%

4%

__

10%

16%

2%

3%

79%

68%

17%

2%

3%

2008-2009г

110

86%

4%

1%

9%

17%

2%

4%

77%

71%

20%

4%

5%

Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении