Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

sistema_metodicheskoy_raboty.doc

— 518.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса.

         Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда МДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.

         Программно-методический комплекс  дошкольного учреждения отбирается  с учётом ориентации на государственные  требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.

         Полноту и целостность програмно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:

-ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);

-ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;

-взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих  основное образование;

-взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.

 

Условия создания методического обеспечения МДОУ.

                                                                                                                                Схема № 8

 



 

 


 


 


 


 

 


 

 

 

Целостность образовательного процесса в МДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка.

        Основные программы (комплексная, специальная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех её сторон с учётом следующих трёх её форм:

-занятия как специально организованная форма обучения;

-нерегламентированные виды деятельности;

-свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Схема № 9

Методическое обеспечение образовательного процесса МДОУ детский сад №7 “Золотой ключик” комбинированного вида.

Комплексные программы.


 

“Программа воспитания и  “Кроха” (Г.Г.Григорьева,

обучения в детском  саду”                                                  Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева)

( под ред. М.А.Васильевой,

В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ).

 

Специальная программа (коррекционная).

 

       “Обучение детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи детей” (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева).

 

Парциальные программы.


 

“Красота. Радость. Творчество” “Программа развития речи детей

(А.В.Антонова, Т.С.Комарова и  др.) дошкольного возраста” (О.С.Ушакова)


 

“Природа и художник” “Основы безопасности детей

  (Т.А.Копцева).  дошкольного возраста”             (Р.Б.Стеркина,

 О.Л.Князева, Н.А.Авдеева)

 

  “Юный эколог”

(С.Н.Николаева)

                                            “Музыкальные шедевры”

                                                (О.П.Радынова)

                                    “Театр – творчество - дети” (Сорокина)

 

 

                                                              Технологии.


       

                   “Развивающие игры” “Ознакомление с окружающим

                         Б.П.Никитин  с использованием ТРИЗ”

(И.Г.Кудриковой, Л.А.Пыстиной,

 В.В.Кузнецовой).



 


  КЛУБ

 

-по видам деятельности -кружки с учётом интересов  -²Музыкальная

-интегрирование  детей и потребностей      гостиная²

-комплексные  родителей:  -²Мы любим

-коррекционные (с ²Реченька² (театрально-речевой)     искусство²

учителем-логопедом) ²Художник² (ИЗО)

²Звонкие молоточки² (игра на

 музыкальных инструментах)

 ²Улыбка² (танцевальный)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Результативность  воспитательно-образовательного процесса  в МДОУ зависит не только  от выбора методического обеспечения,  но и от создания условий для его реализации. Это и обуславливает следующую направленность методической работы:

1.Организация развивающей предметной среды  в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

  • -разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды в МДОУ;
  • -обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учётом современных требований;
  • -активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;
  •  

     

    2.Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

     

    -формирование банка данных о выполнении программы, её отдельных разделов;

    -анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в МДОУ;

    -анализ исполнения решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;

    3.Обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями.

    4.Разработка режима дня, сетки занятий,  графика работы кружков для каждой возрастной группы;

    5.Отслеживание баланса организованной и самостоятельной деятельности воспитанников, поддерживая оптимальность гигиенических основ обучения.

     

    При составлении  сетки занятий с детьми раннего  и дошкольного возраста учитываются следующие условия:

  • -методические рекомендации к ²Программе воспитания и обучения в детском саду², где представлена примерная сетка занятий с детьми по разным видам деятельности.
  • -гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения:
  • * к количеству занятий (в младшей и средней группах – не больше двух занятий в первую половину дня, в старшей группе – трёх, использование интегрированных занятий);
  • * к их продолжительности (в младшей и средней группах – не больше 10-15 минут, в старшей – не более 20-25 минут);
  • * с учётом работоспособности детей (занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, планируются в середине недели – во вторник, среду);
  • * с соблюдением баланса разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности.
  •      В МДОУ учтена специфика работы логопедической группы (детей с ФФНР), которая работает по коррекционной программе Т.Б.Филичевой ²Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи². Внесены изменения в содержание работы, в режим дня и сетку занятий группы  детей с нарушениями речи:

          • -со второй половины дня сняты все фронтальные занятия;
          • -уменьшено общее количество фронтальных занятий за счёт увеличения удельного веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых занятий;
          • -фронтальные логопедические занятия распределены по трём периодам ( 1 период: сентябрь – ноябрь, 2 период: декабрь – февраль, 3 период: март – май);
          • -продуманы новые формы работы с родителями:
          • -практическое занятие («Школа для родителей») (см. приложение № 2);
          • -деловые игры («Счастливый случай», «Брейн-ринг»);
          • - круглый стол «Единые требования семьи и детского сада с детьми, имеющими нарушения речи»;
          • -выпуск газеты ²Звукарик² для каждого родителя (1 раз в квартал) (см. приложение № 3)
          • -конкурсы «Умелыми руками родителей» , «Лучшие пособия по развитию мелкой моторики», «Одень куклу по сезону», «Отходы в доходы», «Самая красивая снежинка» и др.

     

    • Продумана и изменена предметно-развивающая среда.

     

    Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедической группе (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог  дополнительного образования). Совместными  усилиями решаются задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку. Это взаимодействие отражается в специальной тетради. С этой целью проводятся консультации «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы», «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений», «Совместная работа логопеда и воспитателей над звукопроизношением», КВН «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства», консультация – парадокс «Творческая ошибка».

    Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени – от условий, в которых оно протекает. Поэтому была продумана и изменена предметно-речевая среда не только в логопедической группе, но и во всех других группах.

     Этому предшествовала система методической работы с кадрами:

      • Семинар «Предметно-пространственная среда и её влияние на речевую активность детей»
      • Консультация «Роль предметно- развивающей среды в преодолении речевых нарушений»
      • Методические посиделки «Построение предметно- речевой среды в группе» (обмен мнениями по проблеме развивающей среды, из опыта работы логопеда Соловьёвой Н.В. «Изготовление дидактических игр и пособий по развитию речи»)
      • Конкурсы «Лучшее пособие по развитию мелкой моторики рук», «Лучший речевой уголок»
      • Тематический контроль «Предметно-речевая среда в группах»
      • Экспресс-консультация «Правильность построения предметно-речевой среды» (по фотографии определить правильность построения предметно-речевой среды)
      • Помощь молодым специалистам в размещении оборудования в уголке «Учимся говорить»
      • Индивидуальные консультации (по результатам анкетирования,  «Подбор материала по работе с родителями» и др.)
      • Работа творческой микрогруппы в составе: Соловьёвой Н.В., Муравьёвой Н.Г., Постниковой Л.В.
      • Районное методобъединение для логопедов и воспитателей логопедических групп «Совершенствование предметно-речевой среды в ДОУ»

    Несмотря на проведённую работу, проблема создания обогащённой предметной среды, которая способствует развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре и в других видах деятельности по  прежнему,  остаётся актуальной в работе с детьми с нарушениями речи. Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами по данному направлению.

             Наряду с основным образованием в МДОУ существует дополнительное образование. В дополнительном образовании используется следующий комплект методического обеспечения:

           - кружок ²Реченька² (театрально-речевой) ведёт старший воспитатель Постникова Л.В.

    1. Э.Г.Чурилова ²Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников² 2001г
    2. Н.Ф.Сорокина ²Играем в кукольный театр² 2002 г.
    3. М.Д.Маханёва ²Театрализованные занятия в детском саду² 2003 г.

      - кружок ²Звонкие молоточки² ведёт музыкальный руководитель Муравьёва Н.Г.

    Н.Г.Кононова ²Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах² 1990 г.

    Е.Гульянц ²Музыкальная азбука для детей² 1997 г.

      - кружок ²Художник² ведёт воспитатель Братчикова Н.Ф.

    Т.А.Копцева ²Природа и художник² 2001 г.

    А.С.Галанова, С.Н.Корнилова, С.Л.Куликова ²Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству²

      - кружок ²Улыбка² (танцевальный) ведёт специалист по хореографии Скорнякова  А.С.

    А.Климов ²Основы русского народного танца² 1994 г.

     

         График работы кружков  составлен с учётом определенных требований:

  • -количество занятий по дополнительному образованию не превышает двух;
  • -продолжительность не превышает 20-25 минут.
  •          В течение дня предусмотрено сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей.

             Группы  детей сформированы с учётом  интересов детей, пожеланий родителей.  Для каждого кружка специалистами  разработаны программы работы  с детьми дошкольного возраста, тематические планы ( см приложение № 4).

                                                                                                                               

    3. Структура, формы и методы методической работы.

             Методическая  работа занимает особое место  в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагогов, развитию их творческой деятельности, осуществлению взаимосвязи с семьёй и школой в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей. Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер содержания методической работы и разнообразия эффективных форм и методов с педагогическими кадрами.

              Методы  методической работы – это  упорядоченные способы деятельности  по достижению целей.

               Форма  – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей (К.Ю.Белая).

    Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении