Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.
В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
Введение
Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.
1.1 Цели и задачи методической работы в МДОУ
1.2 Основные подходы к организации методической работы в МДОУ
1.3 Типы методической работы
Направления методической работы
2.1 Методический кабинет ДОУ как центр методической работы
2.2 Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
2.3 Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога.
2.4 Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса
Структура, формы и методы методической работы.
Планирование
Мониторинг эффективности методической работы
Выводы по результатам анализа
Приложение
Список литературы
2.4. Подготовка методического обеспечения для осуществления педагогического процесса.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда МДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.
Программно-методический
Полноту и целостность програмно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:
-ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);
-ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;
-взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;
-взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.
Условия создания методического обеспечения МДОУ.
Целостность образовательного процесса
в МДОУ достигается путём использовани
Основные программы (
-занятия как специально организованная форма обучения;
-нерегламентированные виды деятельности;
-свободное время, предусмотренное для ребёнка в детском саду в течение дня.
Методическое обеспечение
Комплексные программы.
“Программа воспитания и “Кроха” (Г.Г.Григорьева,
обучения в детском
саду”
( под ред. М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой ).
Специальная программа (коррекционная).
“Обучение детей
с фонетико-фонематическим
Парциальные программы.
“Красота. Радость. Творчество” “Программа развития речи детей
(А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.) дошкольного возраста” (О.С.Ушакова)
“Природа и художник” “Основы безопасности детей
(Т.А.Копцева). дошкольного возраста” (Р.Б.Стеркина,
О.Л.Князева, Н.А.Авдеева)
“Юный эколог”
(С.Н.Николаева)
“Развивающие игры” “
Б.П.Никитин с использованием ТРИЗ”
(И.Г.Кудриковой, Л.А.Пыстиной,
В.В.Кузнецовой).
КЛУБ
-по видам деятельности -кружки с учётом интересов -²Музыкальная
-интегрирование детей и потребностей гостиная²
-комплексные родителей: -²Мы любим
-коррекционные (с ²Реченька² (театрально-речевой) искусство²
учителем-логопедом) ²Художник² (ИЗО)
²Звонкие молоточки² (игра на
музыкальных инструментах)
²Улыбка² (танцевальный)
Результативность
воспитательно-
1.Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:
2.Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:
-формирование банка данных о выполнении программы, её отдельных разделов;
-анализ выполнения Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в МДОУ;
-анализ исполнения решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;
3.Обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями.
4.Разработка режима дня, сетки занятий, графика работы кружков для каждой возрастной группы;
5.Отслеживание баланса организованной и самостоятельной деятельности воспитанников, поддерживая оптимальность гигиенических основ обучения.
При составлении сетки занятий с детьми раннего и дошкольного возраста учитываются следующие условия:
В МДОУ учтена специфика работы логопедической группы (детей с ФФНР), которая работает по коррекционной программе Т.Б.Филичевой ²Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи². Внесены изменения в содержание работы, в режим дня и сетку занятий группы детей с нарушениями речи:
Обращаем особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедической группе (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования). Совместными усилиями решаются задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку. Это взаимодействие отражается в специальной тетради. С этой целью проводятся консультации «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы», «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений», «Совместная работа логопеда и воспитателей над звукопроизношением», КВН «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства», консультация – парадокс «Творческая ошибка».
Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени – от условий, в которых оно протекает. Поэтому была продумана и изменена предметно-речевая среда не только в логопедической группе, но и во всех других группах.
Этому предшествовала система методической работы с кадрами:
Несмотря на проведённую работу, проблема создания обогащённой предметной среды, которая способствует развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре и в других видах деятельности по прежнему, остаётся актуальной в работе с детьми с нарушениями речи. Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами по данному направлению.
Наряду с основным образованием в МДОУ существует дополнительное образование. В дополнительном образовании используется следующий комплект методического обеспечения:
- кружок ²Реченька² (театрально-речевой) ведёт старший воспитатель Постникова Л.В.
- кружок ²Звонкие молоточки² ведёт музыкальный руководитель Муравьёва Н.Г.
Н.Г.Кононова ²Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах² 1990 г.
Е.Гульянц ²Музыкальная азбука для детей² 1997 г.
- кружок ²Художник² ведёт воспитатель Братчикова Н.Ф.
Т.А.Копцева ²Природа и художник² 2001 г.
А.С.Галанова, С.Н.Корнилова, С.Л.Куликова ²Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству²
- кружок ²Улыбка² (танцевальный) ведёт специалист по хореографии Скорнякова А.С.
А.Климов ²Основы русского народного танца² 1994 г.
График работы кружков составлен с учётом определенных требований:
В течение дня предусмотрено сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей.
Группы
детей сформированы с учётом
интересов детей, пожеланий
3. Структура, формы и методы методической работы.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагогов, развитию их творческой деятельности, осуществлению взаимосвязи с семьёй и школой в обеспечении непрерывного, гармоничного развития детей. Реализацию данных задач обеспечивает разносторонний характер содержания методической работы и разнообразия эффективных форм и методов с педагогическими кадрами.
Методы
методической работы – это
упорядоченные способы
Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей (К.Ю.Белая).
Информация о работе Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении