Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.
Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Возрастные особенности
младших школьников ..............................
Язык и речь ..............................
Речевая деятельность. Её виды.
..............................
Морфемика. ..............................
Морфемика как уровень
языка и ее основные понятия. ..............................
Словообразование (деривация).
..............................
Основные способы
Морфемный и словообразовательный
анализ. ..............................
Заключение. ..............................
Список используемой литературы.
..............................
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова» значима в современном языкознании, потому что задача состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и
систематизировать литературу
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.
Объект исследования: состав слова.
Предмет исследования: методика изучения состава слова в начальной школе на уроках русского языка.
Методы исследования:
Теоретические методы:
1) изучение методологических основ;
2) изучение «истории вопроса»
и изучение всей литературы
по вопросу, анализ всего
4) анализ и обобщение
материала, полученного
Эмпирические методы:
1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;
2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: посещение уроков коллег, анализ этих уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, изучение письменных упражнений и контрольных работ – диктантов, изложений, сочинений.
Этапы исследования:
1) изучение методологических
вопросов теории познания и
ее применения к процессу
2) обработка собранных материалов.
3) разработка и написание курсовой работы.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Начальный период школьной
жизни занимает возрастной диапазон
от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем
школьном возрасте дети располагают
значительными резервами
Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии . С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных” (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные.
В начальный период учебной
работы с детьми следует, прежде всего,
опираться на те стороны познавательных
процессов, которые у них наиболее
развиты, не забывая, конечно, о необходимости
параллельного
Внимание детей к моменту
поступления в школу должно стать
произвольным, обладающим нужным объемом,
устойчивостью, распределением, переключаемостью.
Поскольку трудности, с которыми
на практике сталкиваются дети в начале
обучения в школе, связаны именно
с недостаточностью развития внимания,
о его совершенствовании
У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.
Развитость восприятия проявляется
в его избирательности, осмысленности,
предметности и высоком уровне сформированности
перцептивных действий. Память у детей
младшего школьного возраста является
достаточно хорошей. Память постепенно
становится произвольной, осваивается
мнемотехника. С 6 до14 лет у них
активно развивается
Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
За первые три-четыре года
учения в школе прогресс в умственном
развитии детей бывает довольно заметным.
От доминирования наглядно-
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
1.Усвоение и активное
использование речи как
2.Соединение и
3.Выделение, обособление
и относительно независимое
подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план).
исполнительной фазы – этим план реализуется практически.
У первоклассников и
Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6-7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.
Основные виды деятельности,
которыми большей частью занят ребенок
данного возраста в школе и
дома: учение, общение, игра и труд. Каждый
из четырех видов деятельности, характерных
для ребенка младшего школьного
возраста: учение, общение, игра и труд
– выполняет специфические
Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий).
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра совершенствует предметную
деятельность, логику и приемы мышления,
формирует и развивает умения
и навыки делового взаимодействия с
людьми. Иными в этом возрасте становятся
и детские игры, они приобретают
более совершенные формы, превращаются
в развивающие. Изменяется, обогащаясь
за счет вновь приобретаемого опыта,
их содержание. Индивидуальные предметные
игры приобретают конструктивный характер,
в них широко используются новые
знания, особенно из области естественных
наук, а также те знания, которые
приобретены детьми на занятиях трудом
в школе. Интеллектуализируются
групповые, коллективные игры. В этом
возрасте важно, чтобы младший школьник
был обеспечен достаточным