Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.
Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53
Среди непроизводных основ различаются свободные и связанные основы.
Свободная основа – это непроизводная основа (корень), встречающаяся не только в составе производных основ, но и отдельно от них, например, вод-а, глух-ой, берез-а. Связанная основа – это непроизводная основа (корень), встречающаяся только в составе производных основ родственных слов, т.е. обязательно в соединении со словообразовательными аффиксами: с-верг-нуть, от-верг—нуть. Корни таких основ называют связанными корнями (или радиксоидами).
Новые слова образуются как от непроизводной, так и от производной основы. Основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, основа чест- является производящей для слова честный, а основа честн- - производящей основой для слова честность.
Морфонологические изменения на стыке морфем.
В современном русском языке сочетаемость служебных морфем и корневых часто сопровождается различными изменениями в их материальной структуре, звуковом составе. Такие изменения принято называть морфонологическими изменениями. В современном русском языке морфонологические явления наблюдаются на стыке основ и суффиксов.
Среди морфонологических явлений в русском языке принято различать такие явления, как чередование звуков основы, усечение производящей основы, наложение сочетающихся морфем, интерфиксация, изменение места ударения.
Чередование звуков (фонем) – явление известное. Под чередованием понимается взаимозамена звуков в составе одной морфемы в разных случаях ее употребления, т.е. в разных словах и словоформах. Наиболее распространено чередование согласных производящей основы перед суффиксом. Например, в словах : друг – дружок, рука – ручка, медведь – медвежонок, просить – прошение. При словообразовании и формообразовании широко распространено чередование гласных основы: разбирать – разборка, говорить – разговаривать. При суффиксации особенно распространено чередование беглых гласных основы о, е с нулем звука: рожь – ржаной.
Усечение основ – это процесс, в результате которого производящая основа не входит целиком в состав производного слова. Такое явление принято называть усечением производящей основы. Это явление наблюдается при суффиксации, в результате которого усечению подвергаются разные звуки или сочетания звуков в конце основы: близкий – близость.
Наложение морфем – это явление, происходящее на стыке корневой и служебной морфем. Такое явление принято еще называть аппликацией. В русском языке наложение морфем чаще всего наблюдается при сочетании производящих основ с суффиксами, т.е. наложение суффикса или начальной его части на конец производящей основы. Например, разевать (ср. раззява), коричневатый (ср. синеватый).
Интерфиксация – это явление, при котором в случае сочетания производящей основы со словообразующими аффиксами появляются разные связующие звуки или звукосочетания, называемые интерфиксами. Например, Европа – европ-ей-ский, шоссе – шоссе-й-ый.
Явление интерфиксации в
современном русском языке в
большинстве случаев
Изменение места ударения. Как морфологическое явление изменение места ударения происходит в том случае, когда соединяется производящая основа со словообразующими аффиксами. При этом происходит перемещение ударения с основы на словообразующий аффикс. Например, писать - выписать, голос– голосок, вода – водица, синий – синеватый.
Сочетание производящих основ со словообразующими морфемами может сопровождаться одновременно разными морфонологическими явлениями.
Изменения в составе и структуре слова.
С течением времени, с утратой одних слов, появлением других, изменением значения слов, их звуковой оболочки происходят изменения в морфемной членимости слов. У многих слов меняется количество морфем, звуковой состав отдельных морфем, происходят изменения значения, функций морфем и т.д. В связи с этим принято говорить об изменении морфологической структуры слова, или его основы. В зависимости от характера структурных изменений в слове и вызвавших эти изменения причин различается несколько видов изменений в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция, диффузия.
Опрoщение – это изменение морфемной структуры слова, при котором ранее производная и членимая на морфемы основа перестает выделять в своем составе аффиксы и превращается в непроизводную, нечленимую. В русском языке опрoщению подвергаются слова разных частей речи и разной морфемной структуры. Например, в¦кус,
скор¦няк, пал¦ка. Опрощение основы может происходить и вследствие утраты языком словообразовательных аффиксов. Так, стали непроизводными основы слов знак, звук вследствие утраты языком словообразовательного суффикса – къ-.
Переразложение – это изменение морфемной структуры слова, при котором перемещаются границы между морфемами при сохранении членимости производной основы на морфемы. В результате переразложения основ в русской словообразовательной системе появляются новые аффиксы. Переразложением основы объясняется появлением в русском языке суффикса –ник- (ср. наставник), образовавшегося из соединения суффикса
имени прилагательного –н- и суффикса имени существительного –ик- (ср. двойной – двойник). Суффикс –инк- в словах со значением малой частицы вещества (ср. горошинка, песчинка) появился в результате слияния суффикса единичности –ин- (ср. соломина, картофелина) и уменьшительного суффикса –к- (ср. жемчужина – жемчужинка, льдина– льдинка).
Усложнение основы – это изменение морфемной структуры слова, при котором ранее непроизводная основа превращается в производную, членимую на морфемы. Усложнение основы обычно происходит у слов, заимствованных русским языком. Одна из причин усложнения основ – установление семантико-словообразовательных соответствий между заимствованным и русским словом. Например, заимствованные слова фляжка и зонтик были вначале словами с непроизводной основой. Под влиянием русских одноструктурных слов типа дорожка – дорога, столик – стол появились слова фляга и зонт, а основы слов фляжка и зонтик стали члениться на корень и суффикс: фляж-к-а и зонт-ик.
Декорреляция морфем – это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Процесс декорреляции в большинстве случаев связан с изменением характера корневых морфем производных слов, т.е. их принадлежности к частям речи. Например, слово бахвал было образовано при помощи приставки ба от исчезнувшего существительного хвал (хвастун), а в современном русском языке оно соотносится с глаголом бахвалиться. То же можно сказать и о существительном война, образованном от существительного вои (воин), а в настоящее время воспринимаемым как образованное от глагола воевать, существительное ловец, образованное от существительного ловъ (охота) теперь соотносится со глаголом ловить.
Возможны и иные соотношения частей речи производящих слов в момент образования от них производных и в настоящее время. Так, например, слово невежа, образованное от существительного вежа (знаток), в настоящее время соотносится с прилагательным вежливый, существительное любовь образовано от прилагательного любъ (милый, любимый), сегодня соотносится с глаголом любить, прилагательное научный образовано от глагола научить, а в современном русском языке соотносится с существительным наука и т.д.
Диффузия - это взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности и особенности значимых частей слова. В результате этого процесса производная основа по существу продолжает члениться на те же морфемы, что и раньше, однако отдельность выделенных в слове морфем в определенном звене словообразовательной цепочки ослабляется из-за частичной фонетической аппликации одной морфемы на другую. Важнейшей и почти единственной причиной явления диффузии морфем являются различные звуковые изменения, при этом диффузия, возникшая при этом, может на письме не обозначаться и тем самым существовать лишь в устной речи. Например, сшить [шшить], детский [децкий].
Диффузия морфем обычно наблюдается
на стыке приставки и
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАЦИЯ)
Термин “словообразование” традиционно используется для обозначения действующих в языке процессов создания новых слов на базе существующих лексических единиц с помощью собственных средств данного языка. В соответствии с таким пониманием словообразования в специальной литературе оно обычно определяется как “особый путь развития словаря”, как “ одно из основных средств пополнения словарного состава языка новыми словами. Термин “словообразование” многозначен, и это создает известные неудобства при описании и изучении обозначаемых им языковых явлений.
Словарный состав современного русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одной из закономерностей развития словарного состава является пополнение его новыми словами.
Пополнение происходит двумя путями: путем образования новых слов на базе уже имеющихся в языке и путем заимствования слов из других языков.
Приоритетным является образование новых слов.
Вновь образованные в русском языке слова по своей структуре – слова с производной основой. Поэтому главным объектом словообразования как раздела языкознания, или дериватологии, является производное слово – основная, важнейшая единица словообразовательной системы языка.
Производные слова составляют значительную часть словарного состава современного русского языка (примерно в пять раз больше количества непроизводных). К числу языковых единиц, служащих объектом словообразования как раздела языкознания, относятся и различные части производных слов, так называемые сегментные единицы, прежде всего производящие основы, базы и словообразовательные аффиксы, а также соединительные элементы – интерфиксы и другие части производных слов, которые служат также и объектом морфемики.
В словообразовании рассматриваются и так называемые комплексные единицы словообразовательной системы языка, т.е. различные объединения производных слов, такие, как словообразовательный тип, словообразовательное гнездо и т.п.
Каждое производное слово состоит из двух структурно-функциональных единиц: основы и аффикса (формообразующего или словообразующего).
Производная основа формируется в результате словообразовательного процесса и в свою очередь может быть основой производящей. Производная основа – это понятие историческое.
Словообразующая основа, т.е. основа слова, которая участвует в живом словообразовательном процессе, называется производящей основой.
Производящая основа – это основа производящего слова, которая осложняется в процессе словообразования словообразующим аффиксом (формантом). Она сохранятся в составе производного слова (в полном или усеченном виде) как составная ее часть. Производящая основа выделяется обычно тогда, когда речь идет о процессе образования слова. С точки зрения современных отношений, не всегда выделенная путем соотнесенности основа является основой производящей в этимологическом плане. Поэтому при анализе словообразования в плане синхронных отношений говорят о мотивирующей основе.
Мотивирующая основа – это часть производного (мотивированного) слова, осложненная формантом (Ю.С.Маслов).
Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. однокоренное слово, более простое по значению и структуре.
Между производным и соответствующим производящим словом существуют определенные отношения:
1) производное слово имеет более сложную структуру, чем производящее, т.е. содержит больше морфем;
2) производное слово
Производные слова наряду с лексическим и грамматическим значением обладают еще и словообразовательным.
Словообразовательное значение – это типовое значение ряда одноструктурных образований. Например, у имен существительных учитель, читатель, писатель словообразовательным значением является “лицо, совершающее действие”. Выявляя словообразовательное значение типа следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре. Словообразовательное значение носит типовой характер, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, при помощи которых образуются новые слова и выражается словообразовательное значение производного слова.
Форманты выделяются при сопоставлении производящей и производной основ. Словообразовательных значений непроизводные слова не имеют. Это значение может формально совпадать с лексическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, конкретизирует, дополняет и то, и другое значение.
Для каждой части речи в русском языке существует собственный круг словообразовательных значений, поскольку та или иная словообразовательная модель находит преимущественное распространение в пределах той или иной части речи.