Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

При прохождении раздела  «Состав слова» дети учатся распознавать и писать не только корни слов, но также и приставками. Понятие о приставках дети получают путем сопоставления слов с разными приставками. При изучении же раздела «Состав слова» необходимо не только закрепить умения и навыки писать гласные и согласные в наиболее распространенных приставках (в, во, до, за, на, над, о, об, по, под, про, с, со), но и отличать приставки от предлогов и, следовательно, в отличие от предлогов писать их слитно со словами.

При изучении состава слова  дети знакомятся и с суффиксом. Суффикс  так же как и приставка играет словообразовательную роль. Однако между  тем и другим существует различие. И оно не только в том, что приставка  стоит перед корнем, а суффикс  после корня.

В силу сложности явления  различие в начальных классах  не выясняется. Но путем упражнений дети усваивают, что посредством  суффикса от одного и того же корня  можно образовать слова как одной  и той же части речи, так и  разных частей речи, что каждой части  речи свойственны определенные суффиксы. И хотя программа не предусматривает  усвоение учащимися орфографии суффиксов, однако в процессе словообразовательных упражнений они усваивают и написание  многих суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Окончание при изучении раздела  «Состав слова» характеризуется  тремя чертами:

1) это часть слова, стоящая  в конце;

2) окончание противопоставлено  по своей роли корню: оно  служит для связи слов;

3) окончание изменяется  в зависимости от связи с  другими словами.

Синтаксический признак  окончания очень важен для  понимания склонения и спряжения, с которыми дети познакомятся несколько  позже; кроме того, понимание синтаксической роли окончания вносит осмысленность  в работу по установлению связи между  словами при выделении пар  слов, чем ученики второго класса должны серьезно заниматься.

Чтобы учащиеся поняли синтаксическую роль окончаний, рекомендуется для  наблюдений брать так называемые деформированные предложения; причем слова в этих предложениях берутся  в начальной форме; требуется  восстановить предложение, связав слова  между собой; для чего, конечно, потребуется  изменение окончаний. Работа над  разделом «Состав слова» не может  сводиться только к анализу слов, она предполагает и синтетические упражнения. Подбор однокоренных, или родственных слов – наиболее распространенный и полезный вид упражнений этого рода. Дается какое-либо слово (существительное, прилагательное, глагол), дети подбирают однокоренные слова. На первых порах ряд этих слов будет небольшим: 2-3 слова, но постепенно он расширяется, например, к слову корм подбираются слова кормушка, кормить, к слову боль – слова больной, болеть, больница, больно, к слову снег – снеговик, снегурочка и даже слово снежок, снежный, к слову лететь – летчик, полет, залететь и т.д. Такого рода упражнения очень важны для осмысленного усвоения правописания корней и приставок. Кроме того, они полезны и для развития представлений о смысловых связях слов друг с другом и для систематизации словаря.

Очень удобными и полезными  являются упражнения в анализе и  подборе родственных слов при  изучении частей речи, когда от слова, принадлежащего к одной части  речи, образуются слова других грамматических разрядов. Вообще следует считать  необходимым чуть ли не на каждом уроке  проводить подбор однокоренных слов и анализ морфемного состава слов на каждом уроке грамматики и правописания во втором и третьем классах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Профессионализм, любовь к  детям, ответственное отношение  к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут  каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные  основы последующих шагов ребенка  в овладении богатствами родного  языка в развитии и совершенствовании  своей речи.

Чтобы правильно вести  работу по морфемике, учителю необходимо постоянно помнить некоторые  важные языковые закономерности.

Морфема – это минимальная  значимая часть слова, которая, как  и всякая другая языковая единица, имеет  две неразрывно связанные между  собою стороны: внешнюю и внутреннюю. Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и  фонемном составе.

Постоянное внимание учителя  к тому, что в нашем языке  возможны морфемы-синонимы, омонимичные  значимые части и т.п., создает  у учащихся представление о неисчерпаемом  богатстве языка, его безграничных возможностях для выражения всех оттенков мысли.

При разборе слов по составу, так и при звуковом анализе, учитель  должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и  быть готовым дать правильное объяснение  современной структуры слова  и его происхождения.

Морфемика позволяет получить сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии. Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало  возможным благодаря исследованиям  основателя Казанской лингвистической  школы И.А. Бодуэна де Куртенэ, который  в 1881 ввел в научный оборот понятие  морфемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Введение в языкознание». /Головин Б.Н., М., 1977
  2. «Введение в языкознание». /Гируцкий А.А., Минск, 2003
  3. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Мухина В.С. /Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985.
  4. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе/  Ирина Дмитриевна Степанова, учебно-методическое пособие.
  5. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаев, Н.Н. Светловская.-2 –е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  6. Методика русского языка/ В.А.Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 406 с.
  7. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 –е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
  8. «Пособие по развитию речи». /Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. М. «Просвещение» 1987
  9. Русский язык в начальных классах/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. Под ред. М.С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.- 383.
  10. Русский язык/ Л.Л. Косаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Косаткина. – 3-е изд. – М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с.
  11. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т.П. Костляев, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.
  12. Русский язык: учебное пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 386.
  13. Русский язык/ М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
  14. Русский язык / С.С. Вартопетова, Д.Ф. Кузина, Г.В. Кузьмина и др.; под ред. Г.Г. Гародиловой. – Л.: Просвещение. Ленинград. отделение, 1987. – 496 с.
  15. Русский язык / И.И. Воронеблицкая, Э.С. Горбецкая, Л.А. Лазаренко и др.; под ред. А.В. Барандеева.- М.: Просвещение, 1987. – 399 с.
  16. Русский язык/ Л.А. Чешко: учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. – 333 с.
  17. Русский язык/ Э.И. Борисоглебская, В.П. Гурченнова, А.Е. Курбыко, Г.В. Паранкевич, М.Ф. Сморщак. – М.: «Высшая школа», 1985. – 218 с.
  18. Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 560 с.
  19. Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – 448 с.
  20. Современный русский язык/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Дибровой Е.И..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 704 с.
  21. Современный русский язык/ Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеголева и др.; под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – ч. 1. – 704 с.
  22. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
  23. Современный русский язык/ под ред. Н.С. Волгиной: учебник для ВУЗов – изд. 6, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
  24. Современный русский язык/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
  25. Теория языка. Вводный курс. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
  26. Шестилетний ребенок в школе. /Мухина В.С.,  -М., 1986

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Уральский государственный  педагогический университет»

 

 

 

Институт педагогики и  психологии детства

 

 

 

                                                                              Кафедра русского языка

                                                                                 и методики преподавания 

                                                                               его в начальных классах

 

 

 

 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 ПРИ ИЗУЧЕНИИ  МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА

 

Курсовая работа № 1

 

 

 

                                                                                                   Исполнитель:

                                                                                                      Быкова Н.Н.

                                                                                              студентка 2 кура

                                                                                         заочного отделения

 

 

 

Руководитель:

Плотникова Е. И.

                                                                              кандидат  филологических 

                                                                                                    наук,  доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

 


Информация о работе Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова