Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.
Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53
Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
В младшем школьном возрасте
в основном оформляется характер
ребенка, складываются его основные
черты, которые в дальнейшем влияют
на практическую деятельность ребенка
и на его общение с людьми.
Почти все дети, много
и разнообразно играя в дошкольном
возрасте, обладают хорошо развитым и
богатым воображением. Основные вопросы,
которые в этой сфере все же
могут возникнуть перед ребенком
и учителем в начале обучения, касаются
связи воображения и внимания,
способности регулировать образные
представления через
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.
Функции языка
Основные функции языка следующие:
1.Коммуникативная функция (язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка).
2.Мыслеформирующая функция (язык используется как средство мышления в форме слов).
3.Когнитивная (гносеологическая) функция (язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Функции речи
Наряду с функциями языка существуют и функции речи.
1.Коммуникативная (референтивная) функция (это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.)
2. Экспрессивная (эмотивная) функция (отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.
Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»). Важнейшие средства передачи эмоций - интонация и жесты).
3. Поэтическая (эстетическая) функция (основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное - это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме).
4. Апеллятивная (директивная) функция (относится к получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!)
5. Фатическая (контактоустанавливающая) функция (цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. «- Алло, вы слышите меня? -»)
6. Метаязыковая функция (предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений («Вы понимаете, что я имею в виду?», «Что вы хотите сказать?»)
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ВИДЫ
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом
искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и
монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает
в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это
речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых
внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна,
лишена чётких грамматических форм.
Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на
восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное
высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не
нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных
предложений.
Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение,
пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия,
а иногда и значительной подготовительной работы.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому
речь должна отвечать определённым требованиям:
1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного
языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность
считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят
ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо
произведения для украшения.
3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами
литературного языка (
4. Точность
– значение слов и
полностью соотнесено со
5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по
возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение
интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на
адресата.
6. Богатство
– определяется выбором
одной и той же мысли,
тех же слов и конструкций.
Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.
Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и в устной, но
они более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты.
Во-первых,
письменная речь всегда
крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше
книжных слов.
Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические
ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в
речи устной.
В-третьих,
письменная речь ограничена
В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно
медленнее, чем устная.
В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая
проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение
письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и
письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков,
то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида
речевой деятельности.
1. Чтение
2. Аудирование.
3. Устная речь.
4. Письменная речь.
Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь,
воспроизводящая слова при
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.