Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.
Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53
РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное
(словесное) общение при помощи письменных
текстов. Оно может быть и отсроченным
(например, письмо), и непосредственным
(обмен записками во время заседания).
Речь письменная отличается от речи устной
не только тем, что использует графику,
но и в грамматическом (прежде всего
синтаксическом) и стилистическом отношениях
— типичными для письменной речи
синтаксическими конструкциями
и специфичными для нее функциональными
стилями. Ей свойственна весьма сложная
композиционно-структурная
РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.
МОРФЕМИКА
Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит целью развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.
Несмотря на то, что исследования морфемики и словообразования ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор.
Множество методических задач встает перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, и одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов. Д.Н.Богоявленский считал, что умение решать задачи на применение грамматических понятий требует определенной последовательности и сочетания мыслительных операций приведущей роли одной из них. Поэтому появляется необходимость сообщать “не только содержание грамматических знаний, но и приемов, способов применения их на практике”. Между тем, учителю приходится в основном иметь дело как раз с результатами этой мыслительной деятельности учащихся; сам же процесс ее остается скрытым от учителя. Следовательно, очень трудно и даже невозможно бывает установить, на каком этапе работы ученик допустил ошибку, которая приводит к неверному конечному результату. Этого можно избежать, если научить ребенка выполнять какое-то сложное умственное действие пооперационно, пошагово, т.е. сделать процесс выполнения его запрограммированным.
Применительно к рассматриваемым действиям на уроках русского языка необходимо придерживаться алгоритма выполнения морфемного и словообразовательного анализа. Однако при формировании действия словообразовательного анализа слов, а также морфемного, существенно не только использование алгоритмов и памяток в работе учителя и учеников. Важное значение имеет методика формирования морфемного и словообразовательного анализа. Выбор методики зависит от решения двух взаимосвязанных задач: 1) определения общей последовательности изучения тем в разделе “Состав слова” и “Словообразование” и 2) определения места тем “Порядок разбора слова по составу” и “Порядок словообразовательного разбора” в соответствующих разделах.
Изучение морфемики и словообразования целесообразно начинать с объяснения соответствующих понятий и обозначающих эти понятия терминов. Оба термина “морфемика” и “словообразование” неоднозначны.
Слово как основная единица языка может рассматриваться с точки зрения его морфологического строения.
Морфологическое строение – это те морфемы, которые входят в структуру слова, т.е. наименьшие формальные части слова, имеющие значение. Морфемика и словообразование – особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.
Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Образование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов.
Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова, об “инвентаре морфем” языка.
Словообразование изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.
Морфемика и словообразование как определенные системы языка, или морфемный уровень языка и его словообразовательный строй, изучаются в специальных разделах языкознания, которые обычно называются теми же многозначными терминами, что и соответствующие подсистемы языка. Возникновение новых слов в русском языке происходит разными путями. Названные языковые подсистемы (морфемика и словообразование) могут рассматриваться в разных аспектах: синхроническом (функциональном, описательном) и диахроническом (историческом). Спецификой словообразования как научной дисциплины является то, что оно рассматривает конечные результаты этих процессов, а не сами процессы словообразования.
Чтобы ответить на вопрос: как делаются слова?, нужно изучить структуру (строение) производных слов и связанное с ней значение. Таким образом, применительно к современному русскому языку словообразование изучается с позиций синхронии.
Словообразование тесно связано с другими уровнями языка – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой – морфологией – проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Образующиеся слова оформляются как определенные части речи со всеми грамматическими признаками этих частей речи.Каждый из названных разделов имеет свой объект изучения и свои конкретные задачи.
Задача морфемики – это изучение морфемного уровня языка. Задача словообразования – изучение словообразовательной системы данного языка. Морфемика как объект соответствующего раздела языкознания представляет собой, прежде всего, систему морфем разных видов, которые образуют ядро данного объекта изучения. В современном русском языке насчитывается несколько тысяч морфем, среди которых, по словам А.И.Моисеева, корни исчисляются тысячами, суффиксы – сотнями, приставки и окончания – десятками, постфиксы – единицами.
Слово как единица
Морфемы “всегда воспроизводимы и являются поэтому конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц”.
Морфема – общее понятие для значимой единицы слова, и поэтому имеет обобщенное значение, повторяемость.
Выделяют:
1.Морфемо-тип – это такая обобщенная по значению морфема, которая встречается в ряде слов. Например, морфема – ист- 2. Морфема-сегмент –это конкретная морфема в данном слове, имеющая более конкретное значение. 3. Морф –это вещественная разновидность морфемы. 4. Субморф – это бывшая морфема, которая в процессе развития языка утратила свое значение и перестала существовать как морфема. Например, в словах : колпак, табак ( ср.: рыбак, резак);венец, огурец (ср.: зубец, резец ); курок, чулок ( ср.: грибок, зубок). 5. Варианты морфем– это морфы одной морфемы.
6. Алломорфы – это морфы одной морфемы. Для алломорфов одной морфемы характерна обусловленность их употребления позицией в словоформе – качеством соседних морфем.
В противоположность алломорфам
для вариантов морфемы
Словообразование и формообразование.
Словообразование и
Аффикс как элемент слова или формы слова отражает определенное типовое значение в ряду родственных образований. Основа передает типовое значение части речи, к которой относится слово с данной основой.
Соотносительными являются и способы морфологического слово- и формообразования, т.к. основным словообразующим и формообразующим средством русского языка является морфема. Словообразование и формообразование связаны еще и в том плане, что к каждой части речи прикреплены свойственные только ей средства словообразования. Взаимодействие словообразования и формообразования, как любое взаимодействие в языке, следует понимать как двусторонний процесс: словообразование, оказывая влияние на формообразование, само в свою очередь испытывает на себе влияние последнего.
МОРФЕМИКА КАК УРОВЕНЬ ЯЗЫКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Термин “морфемика” в
современном языкознании
Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц – морфем – и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова.
При этом морфемы и другие части слов изучаются в морфемике не сами по себе, а как структурные элементы слов, с учетом связей и взаимоотношений между ними, особенностей их сочетаемости в составе слова. Иными словами одной из важнейших задач рассматриваемого раздела языкознания является морфемный анализ слова как последовательности морфем.
Морфемный анализ имеет своей целью установление морфемного состава и его морфемной структуры. Под морфемным составом слова в современной лингвистике понимается совокупность морфем, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформе).
Слова в русском языке, как уже было сказано выше, состоят из значимых частей (морфем). Термин “морфема” введен И.А.Бодуэном де Куртенэ в 70-х годах ХIХ в. и является общепринятым в современной лингвистике. Например, в слове разговорчивый выделяются части: раз-, говор -, чив-, -ый, а в слове подставка – под -, став, к-, -а.
Морфема является двусторонней единицей языка и имеет план выражения и план содержания. План выражения – это материальная сторона морфемы, план содержания – это идеальная сторона морфемы, т.е. ее значение. Только в диалектическом единстве планов образуется морфема. Морфемы в слове располагаются друг за другом, т.е. они единицы линейные, сегментные. Но имеют место и такие случаи, когда происходит наложение одной морфемы на другую, частичное или полное, например, приду ¬ прииду, разевать ¬ раззевать, коричневатый ¬ ( ср. синеватый). Это явление получило название фонетической аппликации. Такое расположение морфем в слове называется апплицированным. Е.А.Земская называет такое явление наложением ( интерференцией) морфов, т.е. один из видов морфонологического взаимоприспособления морфов на границе морфем.
Морфемы в словах русского языка выделяются на основе того, что в языке обнаруживаются другие слова, в которых выделяются такие же части с тем же значением : расписывать, говор, вспыльчивый, красивый ; подложить, переставить, поправка, форма.