Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего  синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями  и специфичными для нее функциональными  стилями. Ей свойственна весьма сложная  композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский  в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся  с его точкой зрения), эгоцентрическая  речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом  ее частичной интериоризации. Таким  образом, эгоцентрическая речь как  бы переходный этап от внешней к  внутренней речи. Понятие эгоцентрической  речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОРФЕМИКА

 

Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит целью развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.

Несмотря на то, что исследования морфемики и словообразования ведутся  несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор.

Множество методических задач  встает перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, и  одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов. Д.Н.Богоявленский считал, что умение решать задачи на применение грамматических понятий требует определенной последовательности и сочетания мыслительных операций приведущей роли одной из них. Поэтому появляется необходимость сообщать “не только содержание грамматических знаний, но и приемов, способов применения их на практике”. Между тем, учителю приходится в основном иметь дело как раз с результатами этой мыслительной деятельности учащихся; сам же процесс ее остается скрытым от учителя. Следовательно, очень трудно и даже невозможно бывает установить, на каком этапе работы ученик допустил ошибку, которая приводит к неверному конечному результату. Этого можно избежать, если научить ребенка выполнять какое-то сложное умственное действие пооперационно, пошагово, т.е. сделать процесс выполнения его запрограммированным.

Применительно к рассматриваемым  действиям на уроках русского языка необходимо придерживаться алгоритма выполнения морфемного и словообразовательного анализа. Однако при формировании действия словообразовательного анализа слов, а также морфемного, существенно не только использование алгоритмов и памяток в работе учителя и учеников. Важное значение имеет методика формирования морфемного и словообразовательного анализа. Выбор методики зависит от решения двух взаимосвязанных задач: 1) определения общей последовательности изучения тем в разделе “Состав слова” и “Словообразование” и 2) определения места тем “Порядок разбора слова по составу” и “Порядок словообразовательного разбора” в соответствующих разделах.

Изучение морфемики и  словообразования целесообразно начинать с объяснения соответствующих понятий и обозначающих эти понятия терминов. Оба термина “морфемика” и “словообразование” неоднозначны.

Слово как основная единица  языка может рассматриваться  с точки зрения его морфологического строения.

Морфологическое строение – это те морфемы, которые входят в структуру слова, т.е. наименьшие формальные части слова, имеющие значение. Морфемика и словообразование – особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.

Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Образование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов.

Словообразование как  особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова, об “инвентаре морфем” языка.

Словообразование изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

Морфемика и словообразование как определенные системы языка, или морфемный уровень языка и его словообразовательный строй, изучаются в специальных разделах языкознания, которые обычно называются теми же многозначными терминами, что и соответствующие подсистемы языка. Возникновение новых слов в русском языке происходит разными путями. Названные языковые подсистемы (морфемика и словообразование) могут рассматриваться в разных аспектах: синхроническом (функциональном, описательном) и диахроническом (историческом). Спецификой словообразования как научной дисциплины является то, что оно рассматривает конечные результаты этих процессов, а не сами процессы словообразования.

Чтобы ответить на вопрос: как  делаются слова?, нужно изучить структуру (строение) производных слов и связанное с ней значение. Таким образом, применительно к современному русскому языку словообразование изучается с позиций синхронии.

Словообразование тесно  связано с другими уровнями языка  – лексикой и грамматикой. Связь  с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой – морфологией – проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Образующиеся слова оформляются как определенные части речи со всеми грамматическими признаками этих частей речи.Каждый из названных разделов имеет свой объект изучения и свои конкретные задачи.

Задача  морфемики – это изучение морфемного уровня языка. Задача словообразования – изучение словообразовательной системы данного языка. Морфемика как объект соответствующего раздела языкознания представляет собой, прежде всего, систему морфем разных видов, которые образуют ядро данного объекта изучения. В современном русском языке насчитывается несколько тысяч морфем, среди которых, по словам А.И.Моисеева, корни исчисляются тысячами, суффиксы – сотнями, приставки и окончания – десятками, постфиксы – единицами.

Слово как единица словообразовательной системы имеет определенную структуру, т.е. состоит из значимых частей – морфем - одной или нескольких. Традиционно морфема определяется как минимальная неразложимая часть слова, имеющая определенное лексико-грамматическое значение. В отличие от фонемы и слога она представляет собой кратчайшую смысловую единицу, основные признаки которой – минимальная значимость, наличие определенных структурных функций, регулярность, повторяемость в составе других слов и форм с тем же значением. Морфема, по мнению Н.М.Шанского, – это готовый материал для производства слов, их не нужно создавать.

Морфемы “всегда воспроизводимы и являются поэтому конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц”.

Морфема – общее понятие для значимой единицы слова, и поэтому имеет обобщенное значение, повторяемость.

Выделяют:

1.Морфемо-тип – это такая обобщенная по значению морфема, которая встречается в ряде слов. Например, морфема – ист- 2. Морфема-сегмент –это конкретная морфема в данном слове, имеющая более конкретное значение. 3. Морф –это вещественная разновидность морфемы. 4. Субморф – это бывшая морфема, которая в процессе развития языка утратила свое значение и перестала существовать как морфема. Например, в словах : колпак, табак ( ср.: рыбак, резак);венец, огурец (ср.: зубец, резец ); курок, чулок ( ср.: грибок, зубок). 5. Варианты морфем– это морфы одной морфемы.

6. Алломорфы – это морфы одной морфемы. Для алломорфов одной морфемы характерна обусловленность их употребления позицией в словоформе – качеством соседних морфем.

 

В противоположность алломорфам для вариантов морфемы характерна свободная взаимозаменяемость. Среди вариантов выделяются полные и частичные. Полными вариантами считаются морфы а)способные заменять друг друга в окружении любых морфем, например, -ехоньк - и –ешеньк - : белехонький– белешенький; б) флексийные морфемы : - ой,- ою : головой – головою. Частичные варианты – это морфы, заменяющие друг друга в окружении части морфов, например, бесчестие – бесчестье, страдание –страданье, но только: препятствие, отсутствие, безветрие.

Словообразование  и формообразование.

Словообразование и формообразование – это языковые процессы, происходящие в лексике и морфологии, процессы, в результате которых появляются новые единицы языка – слова, а в формообразовании – формы слова. Словообразование и формообразование различаются не только конечными результатами процессов, но и характером системной организации этих единиц. В то же время обнаруживается параллелизм в основных принципах слово- и формообразования : новые слова и формы возникают по существующим в языке моделям, в результате акта словообразования или формообразования и при помощи специальных морфологических средств – морфем. В процессах участвуют два морфологически значимых элемента – образующая основа и формант (аффикс).

Аффикс как элемент слова или формы слова отражает определенное типовое значение в ряду родственных образований. Основа передает типовое значение части речи, к которой относится слово с данной основой.

Соотносительными являются и способы морфологического слово- и формообразования, т.к. основным словообразующим  и формообразующим средством  русского языка является морфема. Словообразование и формообразование связаны еще и в том плане, что к каждой части речи прикреплены свойственные только ей средства словообразования. Взаимодействие словообразования и формообразования, как любое взаимодействие в языке, следует понимать как двусторонний процесс: словообразование, оказывая влияние на формообразование, само в свою очередь испытывает на себе влияние последнего.

 

 

 

 

 

 

МОРФЕМИКА КАК  УРОВЕНЬ ЯЗЫКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Термин “морфемика” в  современном языкознании употребляется  в двух значениях: 1.Для обозначения  одного из языковых уровней и 2. Раздела  языкознания, занимающегося изучением  данного уровня языка. Термином “морфемика” обозначается сложная система морфем и их отношений, существующая в языке на данном этапе его развития.

Главная задача морфемики, определенная ее объектом, состоит во всестороннем изучении названных единиц – морфем – и других внешне подобных им частей слов, их классификация по разным признакам, анализ формальных видоизменений морфем, пути, способы вычленения морфем в составе слова.

При этом морфемы и другие части слов изучаются в морфемике  не сами по себе, а как структурные элементы слов, с учетом связей и взаимоотношений между ними, особенностей их сочетаемости в составе слова. Иными словами одной из важнейших задач рассматриваемого раздела языкознания является морфемный анализ слова как последовательности морфем.

Морфемный анализ имеет своей  целью установление морфемного состава  и его морфемной структуры. Под  морфемным составом слова в современной  лингвистике понимается совокупность морфем, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформе).

Слова в русском языке, как уже было сказано выше, состоят  из значимых частей (морфем). Термин “морфема” введен И.А.Бодуэном де Куртенэ в 70-х годах ХIХ в. и является общепринятым в современной лингвистике. Например, в слове разговорчивый выделяются части: раз-, говор -, чив-, -ый, а в слове подставка – под -, став, к-, -а.

Морфема является двусторонней единицей языка и имеет план выражения и план содержания. План выражения – это материальная сторона морфемы, план содержания – это идеальная сторона морфемы, т.е. ее значение. Только в диалектическом единстве планов образуется морфема. Морфемы в слове располагаются друг за другом, т.е. они единицы линейные, сегментные. Но имеют место и такие случаи, когда происходит наложение одной морфемы на другую, частичное или полное, например, приду ¬ прииду, разевать ¬ раззевать, коричневатый ¬ ( ср. синеватый). Это явление получило название фонетической аппликации. Такое расположение морфем в слове называется апплицированным. Е.А.Земская называет такое явление наложением ( интерференцией) морфов, т.е. один из видов морфонологического взаимоприспособления морфов на границе морфем.

Морфемы в словах русского языка выделяются на основе того, что в языке обнаруживаются другие слова, в которых выделяются такие же части с тем же значением : расписывать, говор, вспыльчивый, красивый ; подложить, переставить, поправка, форма.

Информация о работе Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова