Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Основные единицы  словообразования.

Словообразование оперирует  целым рядом понятий, которые могут быть определены как основные единицы словообразовательной системы. Кратчайшей единицей словообразования является производное слово, образованное морфемным или семантическим путем.

Вновь образованные слова  входят в комплексные организации  производных слов: словообразовательную цепь, словообразовательную парадигму, словообразовательное гнездо и словообразовательный тип.

Словообразовательный  тип - это схема построения производных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы. Иначе говоря, словообразовательный тип – это совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями, единым словообразовательным значением и единым словообразовательным средством. Например, краснота, духота, прямота, доброта. Нарушение этого единства ведет к нарушению единого словообразовательного типа.

Понятие словообразовательного  типа соотносительно с понятием словообразовательной модели.

Словообразовательная  модель – это формально-семантический образец образования новых слов. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Например, основа глагола + суффикс –тель со значением действующего лица. В пределах одного словообразовательного типа может быть выделена одна или несколько моделей в зависимости от характера морфонологических явлений, сопровождающих образование слов.

Применительно к словообразовательному  типу (модели типа) употребляются понятия  продуктивности – непродуктивности. Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу которого в современном русском языке образуются новые слова. Непродуктивным словообразовательным типом является такой, по образцу которого в современном русском языке новые слова не образуются.

Словообразовательная  цепь – это ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности, т.е. такой ряд слов, в котором каждое слово является производным по отношению к предыдущему и производящим по отношению к последующему слову данного ряда. Например, учить – учитель – учительство – учительствовать - …

Каждая словообразовательная цепь имеет начальное звено, которое является непроизводным с точки зрения современных отношений и выступает только как производящее к последующему звену. Последнее звено цепи является замыкающим с точки зрения современных отношений, сложившихся в словообразовательном ряду этого типа.

Словообразовательная  парадигма – это ряд параллельно производных образований, имеющих одну общую производящую основу и находящихся на одинаковой ступени деривации. Например, старый:

старость

старик

старо

стареть

старить

старейший

старенький и т.д.

Каждое производное слово  имеет определенное словообразовательное значение и определенную словообразовательную структуру: общая для всех членов парадигмы производящая основа (стар-) и индивидуальный для каждого  производного слова формант.

Словообразовательное  гнездо – это наиболее широкое объединение производных слов в языке. Оно включает как словообразовательные парадигмы, так и словообразовательные цепи. Словообразовательное гнездо - это совокупность однокоренных слов, связанных отношениями производности. В основании гнезда (вершине) лежит непроизводное с точки зрения современных отношений слово, которое является производящим для слов, входящих в словообразовательную парадигму этого слова. Таким образом, все члены словообразовательного гнезда, кроме начального, являются производными словами. В словообразовательные гнезда не входят слова, утратившие связи с теми членами гнезда, на базе которых они были образованы. Состав гнезда не остается постоянным: может уйти одно слово или группа слов, но гнезда постоянно могут пополняться новыми словами.

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ  СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Словообразовательный анализ производной лексики, определение  словообразовательной структуры производных  слов принято начинать с определения способа словообразования. Как известно, словообразовательный анализ нередко ограничивается именно определением способа словообразования производных слов. Это имеет место и в школьной практике. Способ образования представляет собой одно из важнейших, основных, базовых лингвистических понятий, используемых в области словообразования. Под способами словообразования следует понимать те приемы, которые используются для создания новых слов.

Понятие “способ словообразования” тесно связано с понятием “словообразовательное средство”.

Средство – это конкретная языковая (в большинстве случаев) материально выраженная единица, используемая для образования нового слова. Например, префиксы, суффиксы, постфиксы, сочетания префиксов и суффиксов, сочетания префиксов и постфиксов и т.д. Способ – это прием, реальные условия применения этой единицы в словообразовательном процессе. Таким образом, под способами словообразования понимаются строго определенные (конкретные) языковые процессы или действия, связанные с возникновением, образованием новых слов на базе существующих в языке словарных единиц с помощью тех или иных словообразовательных средств. При словообразовательном анализе производной лексики, при определении способа словообразования слов дается ответ на вопрос о том, как сделаны готовые слова, иначе говоря, при определении способа словообразования того или иного производного слова мы выясняем, при помощи каких словообразовательных средств образовано или представляется образованным данное слово.

В общем процессе словообразования слов следует отличать два качественно разных явления. В русском языке существует словообразование в буквальном смысле этого слова и то, что можно охарактеризовать как словопроизводство. Именно посредством последнего прежде всего происходит обогащение русского языка новыми словами.

Слова могут возникать  в языке сами по себе, в процессе их употребления. Этот процесс называется собственно словообразованием. Слова могут сознательно создаваться говорящими в тот или иной момент их речевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством.

В русском словообразовании выделяются два основных способа словопроизводства: морфологический и неморфологический (или семантический). Каждый из этих способов имеет несколько разновидностей.

Морфологический способ – один из основных способов русского словопроизводства, в результате которого происходит присоединение к существующим в языке основам производящих слов (производящих основ) словообразовательных морфем (префиксов, суффиксов, постфиксов). С помощью морфологического способа словообразования образуются такие лексические единицы, которые являются новыми во всех отношениях.

Основные типы морфологического словообразования, существующие сейчас в современном русском языке, - сложение, аффиксация, безаффиксный способ словообразования, усечение производящей основы.

Сложение – это способ образования новых слов путем соединением двух или более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различают осново-сложение и словосложение. При словосложении образуются составные слова. Они характеризуются одним основным ударением, смысловым единством. Например, выставка-продажа, диванкровать. При осново-сложении образуются сложные слитные слова.

В современном языке могут  соединяться полные и сокращенные  основы. Полные основы, как правило, соединяются с помощью интерфиксов  о и е: водопровод, лесостепь. Сокращенные основы соединяются без помощи интерфиксов. В результате сложения сложносокращенных основ образуются сложносокращенные слова (аббревиатуры), имеющие то же значение, что и исходное словосочетание.

В зависимости от характера сокращения основы различаются следующие типы аббревиатур: звуковые (образованные сложением начальных звуков основ) - ПГПИ, СПбУ, ООН, вуз; буквенные (образованные сложением названий начальных букв основ) - ВВС, ВВЦ, гороно, зарплата и т.д.

Усечение производящей основы – способ словообразования, действующий только среди имен существительных. Образованные существительные имеют то же лексическое значение, что и производящее слово или словосочетание, отличаясь от них обычно разговорной стилистической окраской. Например. самоцветный камень – самоцвет. Усечение производящей основы – непродуктивный способ словообразования.

Аффиксация – самый продуктивный вид морфологического словообразования в современном русском языке – это образование новых слов путем присоединения к производящей основе тех или иных словообразовательных аффиксов. Аффиксы, с помощью которых образуются новые слова, называются формантами. В зависимости от того, какие аффиксы участвуют в образовании новых слов, различают такие виды аффиксального словообразования: суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, постфиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, безаффиксный.

Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) – это образование новых слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Суффиксация действует в словообразовании всех основных частей речи современного русского языка. Образованное этим способом слово может принадлежать как к той же части речи, что и производящее слово, так и к иной. Например, гордый, гордость, горделивый. Суффикс – главный словообразовательный аффикс русского языка. Каждый суффикс закреплен за определенной частью речи, например, суффиксы –тель, -ник – суффиксы имен существительных. Суффиксация наиболее активно действует в словообразовании существительных.

Префиксальный способ словообразования (префиксация) – это образование новых слов путем присоединения к производящему слову приставок. Образованное этим способом слово всегда принадлежит к той же части речи, что и производящее. Например, школьный – пришкольный, группа – подгруппа. Приставки не закреплены за определенными частями речи, одна и та же приставка может использоваться для образования разных частей речи. Префиксация наиболее активно используется в словообразовании глаголов.

Префиксально-суффиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса. Например, нос – пере-нос-иц-а, снег – под-снеж-ник, лес – пере-лес-ок. При помощи префиксально-суффиксального способа словообразования возможно образование новых слов, относящихся к другой части речи, чем производящее слово. Как правило, к этому способу относят производство новых слов путем суффиксации предложно-падежной формы или сочетания с отрицанием, в которых предлог и отрицательная частица в процессе словообразования превращаются в приставку. Например, до срока – до-сроч-н-ый.

Постфиксальныйспособ  словообразования (постфиксация) – это образование новых слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное слово относится к той же части речи, что и производящее слово. Этот способ применяется при образовании глаголов (например, стучать – стучаться, бить – биться), неопределенных местоимений от вопросительно-относительных местоимений (что – что-либо, кто – кто-то). Постфиксация - способ, продуктивный только для глаголов.

Префиксально-постфиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к производящему слову одновременно приставки и постфикса. Этим способом образуются только глаголы. Например, ехать – раз-ехать-ся.

Суффиксально- постфиксальный способ словообразования – это образование новых слов путем присоединения к производящей основе одновременно суффикса и постфикса. Этим способом образуются только глаголы. Например, гордый – горд-и-ть-ся.

Безаффиксный  способ словообразования - характерен только для имен существительных, при этом производящими основами могут выступать только основы глаголов и имен прилагательных. Суть этого способа состоит в том, что производящая основа без присоединения каких-либо аффиксов становится основой существительного. Например, сухой – сушь, зеленый – зелень, записать – запись.

Среди неморфологических  способов словообразования для русского языка характерны лексико-синтаксический, лексико-семантический и морфолого-синтаксический способы.

Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается образование новых слов путем сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Новые слова могут образовываться как на основе сочинительной связи, так и подчинительной. Например, высоко и развитый высокоразвитый, время и препровождение – времяпрепровождение, тот час – тотчас. При этом способе одно из слов, входивших в словосочетание, утрачивает формы словоизменения, происходит превращение слов в морфемы в структуре вновь образованного слова. Лексико-синтаксический способ в русском языке продуктивен лишь в словообразовании имен прилагательных и служебных слов.

Лексико-семантический способ словообразования – это способ, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов. Лексикосемантический способ словообразования заключается, таким образом, в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова. Например, гнет - “эксплуатация” и гнет - “груз для отжима”, палата - “помещение” и палата - “учреждение”, край - “край стола, поля” и край - “отчизна”.

При лексико-семантическом способе словообразования слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе словосочетаний, например, сахарный песок> песок, вавилонское столпотворение> столпотворение.

Морфолого-синтаксический способ словообразования – это способ, при котором в языке появляются новые лексические единицы в результате перехода слова или отдельной словоформы одного грамматического класса в другой. При этом способе фонетически новых слов не образуется. В переходе слов одного грамматического класса в другой следует различать два подтипа: лексикализацию отдельной грамматической формы (т.е. превращение ее в новую лексическую единицу) и семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы. При лексикализации какой-либо отдельной грамматической формы новое слово получает все признаки, присущие той части речи, в которую оно переходит. Здесь выделяют следующие разновидности данного способа: 1) субстантивация – переход слов других частей речи в класс имен существительных: пирожковая, мостовая, столовая, больной; 2) адъективация – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных: открытое лицо, знающий, колючий, изысканный; 3) прономинализация – переход слов других частей речи в класс местоимений: в определенный момент, при следующих обстоятельствах; 4) адвербиализация – переход слов других частей речи в класс наречий: рядом, бегом; 5) переход слов других частей речи в служебные слова: благодаря, вокруг, пожалуй; 6) переход слов других частей речи в междометия: батюшки! караул! будет! чу!

Информация о работе Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова