Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Слово, переходящее в другую часть речи, может приобретать все признаки новой части речи, а может сохранять некоторые признаки исходной части речи. Например, форма глагола быть 3 лица ед.числа суть при переходе в класс существительных приобрела все признаки последнего, а имена прилагательные при переходе в класс имен существительных сохраняют свое склонение. Например, мороженое, пирожковая. Наиболее эффективным этот способ является при словообразовании имен существительных и прилагательных, поскольку они относятся к наиболее “открытым” для новых единиц частям речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ

 

Определяя структуру слова, необходимо разграничивать два вида разбора: морфемный и словообразовательный. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Морфемный анализ имеет своей целью установление морфем, из которых состоит данное слово, т.е. определение их состава и структуры. Он широко используется в школе и называется разбором слова по составу. Разбор по составу слова играет в школе огромную роль прежде всего в обучении орфографии, т.к. основной принцип русской орфографии – морфологический, для которого характерно выделение морфем и их единообразное обозначение в разных словах и формах одного и того же слова. Под морфемным составом слова в современной лингвистике понимается совокупность морфем, входящих в состав данного слова (данной словоформы).

Под морфемной структурой слова понимается взаимосвязь, взаимоотношение между морфемами, входящими в состав определенного слова (определенной словоформы), последовательность в расположении морфем в слове (словоформе).

Изучение словообразовательной структуры производных слов составляет одну из важнейших задач раздела словообразования, является основной целью словообразовательного анализа.

Подлинный морфемный анализ, по утверждению В.В.Лопатина,– анализ отдельного слова, группы сходных по структуре или по какому- либо грамматическому признаку слов, наконец, морфемный анализ языка в целом – начинается тогда, когда уже установлена (путем последовательно примененного словообразовательного анализа) словообразовательная структура слова, выяснено значение (в том числе словообразовательное) каждой морфемы и структурная функция каждой вычленяемой в слове морфемы.

Словообразовательный и  морфемный анализ не следует смешивать.

Морфемный анализ отличается от словообразовательного анализа и по задачам и по результатам. Цель его - установить, из каких морфем состоит слово. В результате морфемного анализа мы изучаем состав слова. Морфемный анализ слова не может ответить на вопрос: как образовано анализируемое слово? При словообразовательном анализе мы должны соотнести изучаемое слово с производящим. Словообразовательный анализ показывает нам, что слова образуются не только из мельчайших строительных единиц слова –морфем, но и из более крупных частей – целых строительных блоков, состоящих более чем из одной морфемы.

Задача словообразовательного анализа заключается в установлении словообразовательной структуры слова, т.е. в выделении производящей основы слова и

последовательности присоединения (или отсечения) аффиксов. Например, в результате морфемного анализа  в слове учительская выделяются значимые части: окончание –ая, корень –уч -, суффиксы – и-,-тель-, -ск-.

В процессе словообразовательного  анализа устанавливается, что данное слово имеет следующую словообразовательную структуру: производящую основу учитель, суффикс –-ск-, иначе говоря, данное слово образовалось путем присоединения суффикса к производящей основе (морфологический способ, суффиксальный).

Таким образом, выяснить состав слова – это значит установить все морфемы, из которых состоит слово, этои естьморфемный анализ слова (добр-ый, добр-як, добр-о; сказ, рас-сказ, сказ-к-а).

 Проделать словообразовательный анализ – это значит найти то исходное слово, т.е. ту производящую основу, от которой образовано данное, именно это слово; словообразующие аффиксы и определить, каким способом оно образовано.

Так, слово рассылка образовано с помощью суффикса –к- от производной основы рассыл -, ставшей для данного слова производящей основой. С помощью суффикса –ств - образовано слово пароходство от производящей (производной) основы пароход -.

И, наконец, нужно отметить, что основной принцип морфемного и словообразовательного анализа  состоит в том, что, во-первых, слово  должно рассматриваться на фоне родственных  и одноструктурных ему слов, а, во-вторых, оно (слово) должно рассматриваться  в совокупности всех присущих ему  грамматических форм.

При проведении морфемного разбора нужно соблюдать определенную последовательность:

1) установить, к какой  части речи относится разбираемое  слово;

2) если слово изменяемое, выделить основу и окончание;

3) для выделения словообразующих  морфем надо сопоставить основу  данного слова с производящей  основой, т.е. основой того слова,  от которого образовано данное:

4) для выделения корня  сравнить ряд родственных слов.

Порядок словообразовательного  разбора слова.

1) дать толкование лексического  значения слова (например:

слушатель – это тот, кто  слушает что-нибудь);

2) сравнить состав данного  слова с однокоренным (слушатель

– слушать), выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых

оно образовано (-тель);

3) определить производящую  основу (слуша- из слова слушать)

Дать толкование лексического значения слова – обязательный этап словообразовательного разбора. Выясняя значение слова, учащиеся невольно обращаются к его составу, к значению составляющих его морфем, а это приводит к вычленению именно той морфемы, с помощью которой произошло образование данного слова от производящего.

 

Методы и приемы, используемые при изучении

темы “Состав слова”.

В начальных классах только начинают формироваться знания и умения учащихся по составу слова. Поэтому основные методы работы, используемые учителем, являются: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.

Слово учителя – один из важнейших источников приобретения знаний учащимися о значимых морфемах, о способах словообразования, о морфемном  анализе. Учитывая возрастные особенности  школьников, преподаватель излагает те или иные сведения очень сжато, конкретно, наглядно, по преимуществу в виде справок, кратких объяснений, попутных замечаний при морфемном анализе. Например, при разборе слова “объявлю” дети подбирают родственные “предъявить, явь, явление” и определяют корень “-яв-”, при этом “л” они рассматривают как суффикс прошедшего времени. Здесь учитель сообщает ребятам, что “л” в некоторых словах возникает для благозвучия, он считался раньше суффиксом, который не несет ни какого значения (“молчаливый” суффикс). В настоящее время мы можем рассматривать его в составе корня, как появляющееся чередование в//вл: молвить – молвлю.

При изучении приставок, а  так же в ходе морфемного анализа учитель может сообщить сведения о лексическом значении некоторых приставок. Так, при анализе слов “подчеркну, подрою, подложу” он обращает внимание на то, что приставка “под” придает всем словам значение направления вниз. Это происходит потому, что раньше существовало слово “под”, которое обозначало “низ, пол, гороизонтальная поверхность в печи”, “под печи”.

Метод беседы состоит в  том, что учитель, опираясь на имеющиеся  у детей знания, подводит их к  новым знаниям при помощи определенной системы вопросов, на которые учащиеся дают мотивированные ответы.

При усвоении новых знаний вопрос строится таким образом, что ответ отличался только заменой вопросительного слова или сочетания слов. Так, при изучении суффиксов первый вопрос после наблюдения формулируется следующим образом: “Как называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов и форм слова?”. Итоговый же вопрос может звучать так: “Что такое суффикс?”

Активизирующие вопросы  побуждают учащихся сравнивать, наблюдать, делать выводы, например: “Что общего в словах “морской” и “уморился”. Являются ли они однокоренными?” или “Почему суффиксы и приставки называют словообразовательными частями слова? Приведите примеры. Объясните значение слова “приморский” через родственное слово. Подумайте, от какого слова и как образовалось слово “приморский”, от основы слова “морской” или “море”?

Таким образом, при помощи беседы углубляются знания, активизируется мышление, формируется интерес к  слову, развивается речь учащихся.

Метод наблюдения и анализа  языковых фактов заключается в том, что дети под руководством учителя пристально всматриваются в строение слов, вычленяют значимые морфемы, определяют их значение, обращают внимание на взаимное расположение в слове, взаимозависимость; прослеживают изменение звуков одного и того же корня; замечают разницу в произношении и написании морфем; обнаруживают закономерности построения одноструктурных слов.

Все перечисленные знания и умения формируются у детей  не сразу, а по мере овладения такими приемами работы, как анализ и синтез, сравнение и замена, обнаружение сходства в различном и различия в сходном, обобщения и выводы. Для развития умения наблюдать большое значение приобретает использование наглядности.

Знакомство со значащими  частями слова, с морфемным составом слова предполагается во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для однокоренных слов; позже, когда дети познакомятся с другими смысловыми частями слова, сюда войдет еще один признак: часть слова, от которой с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Чтобы у детей не получилось ложного представления о родственных словах как о таких, которые близки или сходны только по звучанию, учитель сопоставляет слова вроде нос и носить. Выясняется, что родственными или однокоренными словами являются только те, которые имеют и общую часть, и общее, близкое значение.

По своему характеру упражнения по выяснению родственных слов и  по выделению корня в них обычно бывают такие:

 

 

1) даются ряды однокоренных  слов, требуется выделить в них  корень;

2) даются предложения  и небольшие связные тексты, в  которых встречаются родственные  слова;

3) проводится работа над  осмыслением корней слов;

4) проводится работа по  образованию от данного корня  однокоренных слов.

Так как слова по своему морфемному составу бывают различной  степени сложности, и учащиеся знакомятся со всеми частями слова не сразу. Сначала даются слова, состоящие  из корня и окончания. Потом дети разбирают слова, состоящие из корня  и суффикса. Затем, когда дети познакомятся с приставками, идут слова, состоящие  из корня и приставки. Наконец, разбираются  смешанные случаи.

Основной, наиболее ответственной  темой, связанной с изучением  состава слова, и в частности, корня, являются тема «Правописание  безударных гласных корня».

Если в первом классе усвоение правописания безударных гласных развивается  на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе. Уже во втором классе совершается  переход на морфемную основу. Если ученик верно выделил в слове  корень, прочитал его отдельно, обратил  внимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной  корня. Для усвоения правила правописания безударных гласных большое значение имеют разнообразные упражнения. Все упражнения сопровождаются дополнительными  работами: дети ставят ударения, подчеркивают безударные гласные, иногда выделяют целиком  корень, дают устные объяснения. При  изучении безударных гласных в корне  пользуются разными приемами проверки их правописания в зависимости от характера слов. Такими являются:

1) замена единственного  числа множественным: гора –  горы;

2) замена множественного  числа единственным: дома – дом;

3) образование слов ласкательного  значения: трава – травка;

4) нахождение к множественному  слову односложного слова: кормушка  – корм;

5) замена существительного  прилагательным: зима – зимний;

6) замена одной формы  глагола другой: пилил – пилят.

Не следует добиваться того, чтобы учащиеся запоминали и  формулировали эти способы проверки в виде правил. Упражнения, подобные перечисленным, развивают грамматико-орфографическую  гибкость, понимание смысловых связей между словами, дети практически  усваивают единство написания родственных  слов.

Имеет некоторое значение и порядок, в котором изучаются  безударные гласные; целесообразней всего  давать для изучения слова с противопоставляемыми буквами о-а, е-и-я (читаются одинаково, а пишутся по-разному) или же давать слова с разными буквами в перемешку. Не следует давать эти буквы отдельно каждую: сначала о, затем а и т.д.; целесообразно их противопоставлять.

Информация о работе Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова