Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова и методику изучения в начальных классах.
Задачи:
- подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;
- описать морфемный состав слова в русском языке;
- рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Возрастные особенности младших школьников ...........................................................5
Язык и речь ......................................................................................................................10
Речевая деятельность. Её виды. .....................................................................................12
Морфемика. .....................................................................................................................16
Морфемика как уровень языка и ее основные понятия. .............................................20
Словообразование (деривация). ....................................................................................36
Основные способы словообразования. .........................................................................40
Морфемный и словообразовательный анализ. .............................................................45
Заключение. .....................................................................................................................52
Список используемой литературы. ...............................................................................53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Разные морфемы в составе  слова обладают разным значением.

Морфемы различаются по ряду признаков: по роли в слове, по месту в составе слова, по выражаемым значениям.

Все морфемы делятся на корневые и аффиксальные (служебные), которые противопоставляются друг другу. Основной морфемой в слове является корень, выражающий основное лексическое значение ( имеется в виду, прежде всего, корни знаменательных слов). Корни же служебных слов, по мнению ряда исследователей, лишены лексического значения, выражают лишь те или иные грамматические значения. По словам В.В.Виноградова, лексическое значение служебного слова “ совпадает с их грамматической, лексической или экспрессивно-стилистической функцией”.

 Корень как основной, центральный элемент слова является морфемой, обязательной для каждого слова, Без корней словa не существуют, “слов без корня нет, т.е. корень – это центральная, обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы). Один и тот же корень может занимать разное место в слове по отношению к другим морфемам : он может находиться в начале слова (гора), в положении перед служебными морфемами ( горообразование), в конце слова ( косогор ), после служебных или корневых морфем (поседеть, полуседой) и т.д. Существенным отличительным признаком корневых морфем является степень зависимости от возможности или невозможности их употребления с другими морфемами. Значительная часть знаменательных слов может употребляться без словообразовательных аффиксов, т.е. состоять из одной корневой морфемы и формообразующих морфем или без них. Корни таких слов свободны от словообразовательных аффиксов и называются свободными. В то же время в русском языке есть корни, которые не могут употребляться в свободном виде, а встречаются только в сочетании со служебными морфемами – префиксами и суффиксами. Они называются связанными корнями. Например, обуть, разуть, обувь; свергать, отвергать; добавить, прибавить, разбавить; улица, переулок. Связанные корневые морфемы называются радиксоидами. Одни связанные корни способны сочетаться с различными словообразовательными аффиксами, другие – непосредственно сочетаются лишь с одним аффиксом, т.е. они унивалентны. Например, корень в слове буженина непосредственно сочетается лишь с суффиксом– ин - (ср.: солонина, строганина, говядина и т.д.).

Корень выделяется путем сопоставления ряда родственных слов. Например, сравнив слова цена, ценный, расценка, оценить, выделяем корень цен-; красный, краснеть, краснота – корень красн-.

В корнях слов часто происходят чередования гласных и согласных. В результате один и тот же корень в родственных словах имеет разный вид.

Чередование согласных.

г – ж: лягу – ляжешь, бегу – бежишь;

к – ч: пеку – печешь, привлеку – привлечешь;

х – ш: ухо – уши, сухой – суше;

д – ж - жд: водить – вожу – вождение;

т – ч – щ: свет – свеча – освещение;

з – ж: возить – вожу;

к – ц – ч: лик – лицо – личный;

ст – щ: расту – выращенный; холс – холщовый;

б – бл: любить – люблю, дробить – дроблю;

п – пл: купить – куплю, лепить – леплю;

в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю;

м – мл: ломать – сломленный, утомить – утомление;

ф –фл: графить – графлю.

Чередование гласных.

о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться;

е – о (л) после мягких согласных: весло – вeсла, лечь – лeг;

е – о после твердых согласных: течь – ток, несу – носить;

о – O: сон – сна, рот – рта;

е – Ш: день – дня,овец – овца;

о – ы – у – O: вздох – дышать – душно, посол – посылать –посулы – послать;

е – и – о –Ш: соберу – собирать – собрать,

упереться 84t– упираться – упор – упрется;

у (ю) – ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать.

е – ой: петь – пой;

ы – ой: мыть – мой, крыть – крой;

и – ой: забить – забой;

а (я) – н,ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать;

           а (я) – м,им: жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать.

 

Слова, имеющие один и  тот же корень, называются однокоренными или родственными и составляют одно словообразовательное гнездо.

В процессе языкового развития многие морфемы изменяют свой вид, переходят из одного вида или типа в другой. В русском языке довольно часто наблюдается переход корневых морфем в служебные – в префиксы, суффиксы и постфиксы. Такой переход регулярно осуществляется в процессе образования имен существительных и прилагательных. Изменение типа (вида) морфем, их переход из одного типа в другой представляет собой длительный исторический процесс. Поэтому в разные периоды развития языка, в том числе и в современном его состоянии, функционируют морфемы, находящиеся на определенной стадии перехода, в частности, такие, которые частично сохраняют исконные признаки корней и в то же время приобретают некоторые признаки служебных морфем. Такие морфемы переходного характера обычно называются полуаффиксами или аффиксоидами, что значит “похожий на аффикс, напоминающий чем-то аффикс, имеющий вид аффикса”.

 Аффиксоиды могут занимать в слове разные позиции. Одни из них располагаются в начале слова перед собственно корневыми морфемами и по своим признакам сближаются с префиксами, другие – после корневых морфем - сближаются с суффиксами. Первые называются префиксоидами, последние – суффиксоидами.

В современной специальной  литературе аффиксоиды обычно определяются как “значимые части слова”, которые “наблюдаются лишь в пределах сложных слов и только в качестве морфем, одинаково возможных и в роли служебных, и в роли корневых”, т.е. аффиксоидами называются корни, выступающие в сложных словах в роли аффиксов. Корневые морфемы, сходные с приставками, называются префиксоидами, а сходные с суффиксами – суффиксоидами. Например, типичным примером может быть: пол –( полу-) в словах типа полумесяц, полушубок, полумрак; - вид -, -вед-,-вод-,-воз-, -мер-,-ход- и др. Например, змеевидный, языковед, садовод, паровоз, водомер, вездеход.

Служебные морфемы в современном  русском языке могут употребляться  только с корневыми морфемами, вне  связи с которыми они существовать не могут.

Аффиксальные морфемы – это все морфемы, кроме корня. Они участвуют в образовании новых слов или форм слов и являются носителями дополнительного лексического или грамматического значения. Морфемы, участвующие в образовании слов, называются словообразовательными (или деривационными), морфемы, образующие формы слов, –формообразующими (или реляционными). Последние, как правило, не меняют лексического значения слов.

В зависимости от местоположения аффиксы делятся на: префиксы (приставки), суффиксы, флексии (окончания) и постфиксы.

Приставка – это аффикс, занимающий в слове положение перед корнем или перед другой приставкой : принести, неожиданный.

Приставки могут выполнять  формообразующую функцию, например, читать – прочитать и словообразующую, например, дед – прадед.

Находясь перед корнем, приставки не оказывают заметного влияния на звуковой состав других, последующих за ними морфем слова. Например, лишь одно существенное изменение в звуковой состав корня вносит присоединение приставки на согласный: история – предыстория, играть – обыграть, искать – отыскать. Присоединяясь к слову, приставка никогда не изменяет часть речи, к которой относится производящее слово. Приставка наиболее автономна и самостоятельна. Она присоединяется к целому слову – это ее особенность.

С фонетической точки зрения приставка может включать в себя пять звуков, например, ультра -, а с точки зрения количества в слове – не более трех, например, понапришивать.

Суффикс – это аффикс, стоящий после корня или после другого суффикса : домик, колечко. Суффиксы выполняют, как правило, словообразующую функцию, например, краснота, удивленно, угольщик, лисий, неожиданность. Наиболее ярким признаком является то, что при образовании новых слов или грамматических форм, суффиксы присоединяются не к целому слову, а к его основе, например, горка, весельчак, усталый. Суффиксальные морфемы способны изменять не только часть речи исходных слов, но и другие их грамматические признаки (в рамках одной и той же части речи), например, белый – белизна, учитель – учительство, учительница.

В русском языке есть и  формообразующие суффиксы. Например, -л- - суффикс прошедшего времени глагола, - ее-, -е- -суффиксы сравнительной степени имени прилагательного и наречия, - ейш-, -айш- - суффиксы превосходной степени прилагательных, -ть – суффикс неопределенной формы глагола, -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -м-, -ен-, -н-, -ш-,-вш- - суффиксы причастий, -я-,-в- -суффиксы деепричастий.

Флексия (окончание) - аффикс, стоящий после корня или суффикса. Окончание – основная формообразующая морфема в русском языке, например, рука – руки, молодой –молодого, учу – учишь - учит.

 

 

При наличии в слове  постфиксов флексии предшествуют данным морфемам, например, просилась, просившийся. Флексии могут присоединяться к основам изменяемых слов. У неизменяемых слов флексий нет! Окончания, оказавшиеся в положении между двумя разными основами при образовании сложных слов, лишаются характерного для морфемы значения и превращаются в соединительные звуки или звукосочетания, например, двухлетний, трехмесячный, пятиэтажный, десятилетка. Флексии существенным образом отличаются от всех остальных видов морфем своей семантикой. Они служат для выражения грамматических значений слов, их синтаксических свойств. С их помощью выражается отношение грамматически изменяемых слов к другим словам в предложении. Как правило, нет затруднений при выделении именных флексий, но в глагольной парадигме возникают осложнения. В первую очередь это касается аффикса инфинитива. Например, в глаголах нести, плести, гореть, стеречь. В “Русской грамматике” 1980 г. –ти, - ть, -чь именуются как флексии. Однако в классификации этого аффикса нет единства. Долгое время в школьной традиции его считали суффиксом, в учебнике русского языка авторов М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибабы и др. этот аффикс называется окончанием, тогда как в начальной школе – суффиксом (М.Л.Закожурникова, В.А.Кустарева, Н.С.Рождественский). В последних изданиях учебников снят вопрос о классификации этого аффикса. Практика показывает, что целесообразнее классифицировать этот аффикс как формообразующий суффикс неопределенной формы глагола.

Постфикс – это аффикс, занимающий в слове положение после окончания. Этот вид служебных морфем в современном русском языке представлен небольшой группой аффиксов. В русском языке постфиксами являются : - те ( в форме 2 л .мн.ч. повелительного наклонения), например, читайте, идите; - ся (-сь), например, купаться, рождаться, учиться.

Постфиксы –то, - либо, -нибудь входят в структурунеопределенных местоимений: кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Одни из данных морфем выполняют формообразующую функцию (постфикс –те), другие - -ся (-сь) – и формообразующую и словообразующую функцию, постфиксы –то, - либо, - нибудь – только словообразующую. Постфиксы характеризуются своими особыми признаками, которые сближают их с префиксами и суффиксами и в то же время выделяют их в особую категорию аффиксов. Эти морфемы всегда располагаются в абсолютном конце слова - после окончания. В отличие от суффиксов, постфиксы присоединяются не к основе слова, а к целому слову в той или иной его грамматической форме. Присоединение постфикса к слову не меняет принадлежности данного слова к определенной части речи, не меняет значения слова, а лишь уточняет его в том или ином отношении. Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов совсем недавно. И в современном языкознании по сложившейся давней традиции они нередко еще относятся к суффиксам. Не различаются суффиксы и постфиксы и в школьной грамматике.

Интерфикс. Этот термин получил в наше время широкое распространение, но является неоднозначным. Им называются аффиксальные словообразовательные элементы, соединяющие два корневых морфа в сложных словах. Интерфикс не является морфемой, это незначимая межморфемная прокладка, появляющаяся в целях эвфонии (благозвучия) и выполняющая соединительную функцию. Они не имеют значения при наличии формального выражения, их иначе называют пустыми морфами, прокладками, вставками. К интерфиксам относятся соединительные гласные –о - и –е - и немотивированные, незначимые связочные прокладки между предыдущей частью и словообразовательными суффиксами в тех случаях, когда их непосредственное соединение по морфологическим или фонетическим причинам затруднено или невозможно. Например, пароход, полевод,

кофейный, шоссейный, кормилец, жилище, певец, американец.

Появление асемантичных элементов  в составе слова можно объяснить тем, что по законам сочетаемости морфем они выполняют структурную функцию “прикрытия” корня, который оканчивается на гласный звук.

Продуктивные  и непродуктивные морфемы.

По способности или  неспособности образовывать слова  в русском языке выделяются продуктивные и непродуктивные служебные морфемы. Продуктивными называются такие служебные морфемы, которые свободно используются для образования новых слов или форм в современном русском языке. К продуктивным морфемам относятся, например, такие морфемы, как суффиксы существительных: -тель, -ник, -ость, -ств; суффиксы прилагательных: - ов, - ин, -н, - ск и др.

Информация о работе Теоретические основы развития речи младших школьников при изучении морфемного состава слова