Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа

Описание работы

Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ТРЕНИНГ.docx

— 102.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый учитель часто  сталкивается с ситуацией, когда  его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При  этом забывается, что учителя в  первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние  на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Цель тренинга: Стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов, рассматривая труд учителя в русле 3-х взаимосвязанных психологических пространств:

  • личности учителя;
  • педагогической деятельности;
  • педагогического общения.

Задачи тренинга :

- способствовать познанию  положительных и отрицательных качеств учителя;

- способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у учителей;

- познание себя через бессознательное;

- помочь осознать свои  ценности и цели в жизни;

- помочь учителю   увидеть  себя глазами окружающих.

Основные понятия  проекта: личность учителя, профессионально личностный рост учителя, педагогическая деятельность, педагогическое общение, самоанализ, работа с бессознательным.

Контингент для  работы: Педагоги.

Длительность  коррекционной программы:15 дней (1-1,5 часа каждое занятие).

Количество этапов:

Этап 1. «Люби себя» (1-2 день)

Этап 2. «Познай себя» (3-4 ДЕНЬ)

Этап 3. «Мои желанная, ценности и цели» (5-6 день)

Этап 4. «Мои профессиональные качества» (7 день)

Этап 5. «Хочешь воспитать личность  - начни с себя» (8 день)

Этап 6. «

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНЬ 1

Упражнение «Люби себя»

Цели: способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне), мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у педагогов.

Содержание тренинга:

“Я рада, что в начале учебного года мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах, и самое главное, выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и, кто как может, выразим эту радость".

Анализ: чье приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

В первый день встречи у  всех на устах был один вопрос: как  отдохнули, где побывали. Но не все, наверное, успели узнать про всех. Предлагаю за 2-3 минуты узнать обо всех то, что хочешь.

Игра “Встаньте  и поменяйтесь местами те, кто… (отдохнул у моря, сходил в лес за грибами, растил урожай и т.д.”.

Знакомство с  правилами работы в группе.

Искренность в общении.

1) Искренность и открытость: чем более откровенными будут  рассказы о том, что вас волнует  и интересует, чем более искренними  будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет  ваша работа.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где  вы можете рассказать о том, что вас  действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые  до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

2) Обязательное участие  в работе группы в течение  всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли  и чувства очень значимы для  других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых  отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3) Не вынесение обсуждаемых  проблем за пределы группы.

Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это  – одно из этических оснований  нашей работы. Не стоит обсуждать  чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами  группы вне тренинга. Лучше это  делать непосредственно на занятии.

4) Право каждого члена  группы сказать “стоп” – прекратить  обсуждение его проблем. 

Если вы чувствуете, что  еще не готовы быть искренними в  обсуждении вопросов, касающихся лично  вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам  психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.

5) Каждый участник говорит  за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения  типа: “все так думают”, “большинство так считают”. Попытайтесь строить  свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую …”, “мне кажется …”. Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

6) Не критиковать и  признавать право каждого на  высказывание своего мнения. Нас  достаточно критикуют и оценивают  в жизни. Давайте в группе  учиться понимать другого, чувствовать,  что человек хотел сказать,  какой смысл вложил в высказывание.

7) Общение между всеми  участниками на “ты”.

Этот принцип создает  в группе обстановку, отличную от той, что существует за её пределами. Это  будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в  отношениях. Если вам тяжело сразу  перейти на “ты” – не торопите себя. Это может произойти на второй, третьей встрече.

Рассказать притчу о молодом человеке:

Жил-был один молодой человек  и очень ему не нравился современный  мир, и он решил сделать все  возможное, чтобы его изменить. Окончил  школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

5.Дискуссия на  тему “Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?”

6. Информирование  “Немного из жизни наших Я”.

“Познай себя”. Важность этой истины понимали еще древние. Для  того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала  наладить отношения с самим собой. Первые признаки разлада в себе –  психосоматические заболевание, (болит  голова. сердце, кишечник, не пойму почему), а затем и соматические. Но вспомните  свои попытки самоанализа, - чем больше думаешь о себе, тем сложнее  ответить на вопрос: “ Кто Я?”  Иногда подозреваешь в себе гения, а  уже на другой день ощущаешь, что  ты – самое презренное существо на свете. Умело выходя из запутанной жизненной ситуации, пасуешь почему-то в незначительном уличном инциденте. Смелый и раскованный в одном  случае, неожиданно становишься робким и пассивным в другом. Так кто  же я на самом деле?

На самом деле Я являюсь  “совершенством” и “ничтожеством” одновременно. Эти две части совершенно равноправные. Настоящий самоанализ заключается не в нахождении какой-то главной части моего Я и  отождествлении с ним. Например: “Я понял, что Я – трус, или Я  – волевой человек”. То, с чем  человек себя отождествляет, сразу  же его порабощает. Более верным является принятие всех качеств и  проявлении своей личности как ценных.

К сожалению, пока еще мало известно о законах нашей психической  жизни, о душе. Хотя уже сейчас можно  выделить некоторые открытия “из  жизни наших Я”:

- они изолированы друг  от друга, т.е. в обычных условиях  мы не допускаем встречи наших  Я. Наши части включаются попеременно,  и нередко часть, которой хочется  приключений и находит их, но  расплачивается за это другая  наша часть.

- если какая-то наша  часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что  противоположная ей часть так  же сильно в нас развита,  но вытеснена. Если мы являемся  застенчивыми, то внутри нас сидит  настоящий нахал. В один прекрасный  день он себя обнаружит. Возвысившийся  раб становится еще более властным  господином. Иванушка - дурачок оказывается  всех умнее – этих примеров  множество.

- Те части, которых  мы не признаем в себе и  не считаем своими, очень хорошо  замечаются в других, а чаще  просто им приписываются. Человеку  с подавленной агрессией другие  люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

- В виду отсутствия  контакта между нашими частями  они ничего не знают друг  о друге. Поэтому работают так,  что называется “вразнобой”,  а иногда прямо противоположно  друг другу. Скованный человек,  это тот, у которого части  его Я упорно враждуют друг  с другом. Вся энергия такого  человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же  естественности и обаяния - в  согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом,  и тоном, и движением. Чаще  же бывает иначе. Слова говорят  одно, интонация – другое, жесты  – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек  будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших  Я не будет отбрасываться как  вредное, бесполезное или опасное.

Ритуал прощания

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить  перед собой этот стул. Остальные  участники группы по желанию и  в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое  мешает. При этом надо помнить, что  называть следует те качества, которые  проявились в ходе работы группы и  поддаются коррекции.

 

ДЕНЬ 2

 

 

Ритуал приветствия  «Связующая  нить»  - 10 минут. 
Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы. 
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются "связаны?- одной нитью. "Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире..." 
Результат: настрой на совместную работу.

 

1. Упражнение “Кто  Я”

Возьмите лист бумаги, ручку  и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно  более открытым и честным.

По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 - прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 - средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.

Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

Сейчас, пусть каждый из нас  выскажет это в слух. (Высказывания по кругу)

2. Повторение упражнения  “Кто Я”.

Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте  себе вопрос: “Кто Я?”. Затем, делая  периодические паузы, продолжайте  мысленно задавать себе этот вопрос и  записывать ответы.

Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"