Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа

Описание работы

Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ТРЕНИНГ.docx

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Шаг 3: Начните упражнение. Необходимо, чтобы все участники получили возможность потренироваться и получить обратную связь от коллег.

Шаг 4: Получите от группы обратную связь. Предложите участникам высказать свои комментарии и наблюдения. Ответьте на все возникшие вопросы.

Шаг 5: Объясните и проведите вторую часть упражнения. Повторите все упражнение. На этот раз участники будут не сидеть, а стоять. Им потребуется представить, что они оказались в потенциально сложной ситуации — возможно, это разговор с важным клиентом или жалоба в магазине по поводу бракованного товара.

Шаг 6: Когда каждый получил шанс потренировать уверенную позу стоя, соберите всю группу для краткого обсуждения ключевых моментов обучения. Спросите членов группы об их наблюдениях.

Вопросы, которые вы можете использовать:

• Какие негативные позы вы обычно принимаете?

• Какие позитивные, уверенные  сигналы вы обычно посылаете другим?

• Как вы можете минимизировать негативные невербальные проявления?

• Почему, по вашему мнению, важно посредством языка тела демонстрировать уверенный образ себя?

• Чему вы научились во время  этого упражнения?

Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение. Раздайте участникам дидактические материалы. Практикуясь, со временем вы научитесь принимать свободную, уверенную, открытую позу, когда вам это необходимо, независимо от сложности ситуации. Сознательно расслабляя плечи и мышцы лица, держась прямо, при этом не заваливаясь назад, принимая открытую позу, вы подкрепите свою уверенность, что поможет вам эффективно разрешать любую ситуацию.

Материалы тренера/раздаточные  материалы

Наивно ожидать, что каждый человек всегда будет сидеть или  стоять в уверенной позе. Мы все  можем тяжело плюхаться на диван перед телевизором или, откинувшись назад, принимать супероткрытую позу во время отдыха с друзьями. Это абсолютно нормально и естественно. Данное упражнение направлено на тренировку способности осознания собственных поз, жестов и движений, которые демонстрируют окружающим нервозность, тревогу, раздражение, гнев и т. д., чтобы в ситуациях, требующих уверенного реагирования, мы могли отказаться от их использования.

Если выучить, запомнить  и использовать уверенные позы, как  сидя, так и стоя, то, при необходимости, будет легко естественным образом принимать их. В процессе тренировки навыка их использования ваша уверенность растет, — становится гораздо проще соответствовать тому образу уверенного человека, который выражается всем вашим видом. Задумайтесь над следующими пунктами.

Поза. Кажетесь ли вы окружающим уверенным и спокойным? Принимаете ли открытые позы? Не демонстрируете ли без необходимости закрытых, зажатых жестов (например, плотно сцепленных рук)? Когда вы сидите или стоите, держитесь ли прямо или сутулитесь? Может быть, ваши плечи напряжены или сгорблены? Скрещиваете ли вы ноги, когда стоите? Равномерно ли распределяется ваш вес на обе ноги, когда вы стоите?

Дистанция. Соблюдаете ли вы определенную дистанцию, общаясь с другим человеком? Бывает ли так, что вы угрожаете чужому личному пространству и даже вторгаетесь в него? Или, наоборот, находитесь слишком далеко от собеседника, чтобы казаться дружелюбным/охотно идущим навстречу/уверенным? Когда вы сидите или стоите, занимаете ли вы равноценное положение относительно другого человека (например, положение, когда один человек находится физически выше другого, может выглядеть как противостояние)?

Расположение  в пространстве. Вы взаимодействуете с собеседником на одном уровне (например, оба сидите или оба стоите)? Если вы сидите, ваши стулья имеют сопоставимые дизайн и высоту?

Глаза. Когда вы говорите и слушаете, то поддерживаете необходимый контакт глаз? Выражение ваших глаз можно назвать дружелюбным и расслабленным?

Нижняя часть лица. Когда  вы говорите, не выставляете ли вы нижнюю челюсть вперед? Бывает ли так, что  вы стучите зубами или крепко сжимаете челюсти? Какое впечатление производит ваш рот? Всегда ли ваша улыбка соответствует ситуации?

Лицо. Ваши лицевые мышцы обычно расслаблены? Вы хмурите брови? Глядите искоса? Смотрите сердито?

Жесты. Движения ваших рук резкие и нервозные? Вы сжимаете кисти в кулаки? Когда вы общаетесь, то часто касаетесь лица руками? У вас есть привычка перебирать мелкие предметы, теребить волосы, авторучки, ювелирные изделия? Вы крепко сжимаете руки и заплетаете одну ногу вокруг другой? Вы переминаетесь с ноги на ногу? Вы позволяете себе барабанить пальцами или притопывать ногой? Вы часто разглядываете собственные пальцы, грызете ногти или стряхиваете воображаемые пылинки со своей одежды?

Межкультурные различия. Помните о культуральных различиях. Эта тема весьма обширна — и чрезвычайно интересна. Одни и те же символы, жесты, позы, невербальные проявления могут нести в себе совершенно разные сообщения для людей, живущих в разных частях мира. Например, длина социально приемлемой индивидуальной дистанции в разных культурах различна. Были выдвинуты предположения и о том, что человек, родившийся и выросший в городе, может иметь меньшую дистанцию до окружающих его людей, чем человек из сельской местности, не испытывая при этом дискомфорта. Аналогичным образом, беседуя, англичане, по-видимому, предпочитают находиться под прямым углом друг к другу. В остальных культурах предпочитают другие положения.

Вы можете заметить, что  азиаты менее склонны смотреть прямо  в глаза своим визави, чем представители  большинства европейских и североамериканских культур. Детей в Азии учат опускать глаза в знак уважения к другому человеку.

Невербальные  признаки уверенного поведения:

жесты ладонью вниз, перстоуказующие жесты;

шпилеобразное расположение ладоней и пальцев рук;

закладывание рук за спину: рука в руке;

закладывание рук за голову,

акцентирование больших  пальцев рук, закладывание их за ремень и в карманы;

руки на бедрах

сидение верхом на стуле

2/3 времени сосредоточено  на лице партнёра:

при курении дым вверх  выдувается через ноздри, голова –  вверх

сверх раскрепощенная поза: ноги на столе, ручке кресла.

 

Интересно самим участникам упражнения демонстрировать признаки уверенного и неуверенного поведения. Проиграть диалоги, в которых  один выступает в роли «нападающего», а другой, общаясь с ним, меняет свои телесные появления, осознанно  добавляя себе уверенности или неуверенности. Рефлексируя опыт упражнения, важно  сравнить свои переживания в уверенных  и неуверенных позах.

 

 

 

 

ДЕНЬ 14

Упражнение 1

Цель: развитие уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.

Время: 5 минут.

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.

Задание:

1. Запишите Ваши утверждения  о том, кто Вы есть или  кем Вы можете стать, и о  том, что у Вас есть или  чего Вы хотите. Например:

— у меня увлекательная  и творческая работа;

— я коммуникабелен и  раскрепощен;

— я добиваюсь успеха в о всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.

2. Когда Вы закончите  писать, выберите самые важные  Ваши утверждения и сосредотачивайтесь  на них примерно минуту. Потом  закройте глаза и повторяйте  про себя утверждения по многу раз в течение 2—3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.

Упражнение 2

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

1. Решите, какой успех  наиболее важен для Вас добиться  признания на новой работе, построить  дачу, приобрести автомобиль, удачно  жениться (выйти за¬муж) и т. д.

2. Расслабьтесь, закройте  глаза и представьте, что Вы  достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы,

которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

3. Потом представьте, как  другие подходят к вам или  звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.

Упражнение «Педагогический  экспресс»

Цель: создание положительного настроения; развитие навыков группового взаимодействия; развитие чувства персональной ответственности за групповой результат; развитие устойчивости по отношению к социальным поведенческим стереотипам.

Этап 1. Из участников формируется поезд. Условие движения поезда таково, что впереди будет идти «паровоз» с открытыми глазами, а все остальные участники выступают в роли «вагончиков» и будут двигаться с закрытыми глазами. «Сцепка» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего «вагончика». Маршрут должен проходить по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «состав», не предполагают, что он покинет пределы игровой комнаты. Руководитель выступает в роли «стрелочника», направляющего путь «состава», а также «дежурного по вокзалу» и «инженера по технике безопасности».

Этап 2. Вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «вагончики», акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними «вагончиками» и на стратегии «паровоза», который либо помнил об их проблемах, либо несся вперед на всех парах, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о» том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди (в отдельных случаях такими наблюдателями оказываются собственные ученики и коллеги). Завершает обмен впечатлениями «паровоз».

Примечания. Такой «экспресс» также моделирует образовательный  процесс, в котором «зрячий» учитель  ведет своих «слепых» учеников. На роль «паровоза» ведущий старается  выбрать уравновешенного и заботливого  человека, чтобы обеспечить успех  прохождения маршрута и комфорт  всех участников. Как правило, это  упражнение позволяет подчеркнуть  ответственность педагога за самочувствие каждого своего ученика, даже если он находится в хвосте «поезда». Участники  приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к  другу «в мелочах» для успеха общего дела.

Особая проблема — это  нестандартное поведение на глазах окружающих. Отношение учителей к  такой ситуации бывает разное, но в  целом участники гордятся, что  они ЭТО сделали. К тому же участники  упражнения приходят к пониманию: «...мы вели себя нормально, а окружающие, прежде всего, нам завидовали». При  прохождении маршрута важно провести группу по лестницам. Именно прохождение  лестниц позволяет участникам проявлять  заботу друг о друге. Важно также  принять определенные меры безопасности: 1) собрать очки у участников; 2) запереть на ключ кабинет с вещами; 3) при  спуске с лестницы ведущий должен идти впереди группы; 4) при подъеме  — позади. Изредка встречаются  участники, которые не стремятся  пересилить свое смущение и принять  участие в упражнении. Я прошу  такого участника стать наблюдателем и рассказать во время обсуждения в кругу, что интересного и  важного он заметил «со стороны».

Упражнение «Крокодил»

Цель: научить образному видению слова.

Процедура. Мимикой и пантомимикой передать смысл слов: «грусть», «мужество», «солнце», «свежий воздух», «море волнуется» и т. д.

Упражнение «Превращалки»

Цель: Развитие умения неинтересный объект сделать интересным.

Процедура. Участникам выполняют  на выбор одно из следующих заданий:

• обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;

• ходить по полу как по луже;

• сфантазировать на тему: «Каково  настроение того или иного неодушевленного  предмета?», «Сколько ему лет?» и  т. д.;

• выбрать малознакомое лицо и попробовать представить  себе его жизнь во всех подробностях: будущее, настоящее и т. д.

 

ДЕНЬ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М., 1992.
  2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.
  4. Лещинский В.И. Учимся управлять собой и детьми. М., 1995.
  5. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.
  6. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
  7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
  8. Немов Р.С. Психология Книга 3. М., 2000.

Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"