Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа
Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Комплекс вопросов:
1. Если бы вам пришлось сменить профессию, какую бы вы выбрали?
2. Что бы вы сделали с выигрышем на сумму в 1000000 тысяч бел. рублей?
3. Какие три предмета взяли бы вы с собой на необитаемый остров?
4. Если бы вам пришлось превратиться в животное и вы могли бы выбирать в какое, то кем бы вы стали?
5. Какое музыкальное сочинение хотели бы вы прослушать без помех?
6. Какое блюдо вы заказали бы в роскошном ресторане?
7.Какой реальный человек
(из истории или современности)
8. Какое человеческое качество вам очень неприятно?
9.Если бы вам пришлось
выбирать страну для
10.Ваше желание?
Комплекс
вопросов 2 (для «продвинутых»
1.Если бы вы имели
возможность задать вопрос
2.Какого рода исследование вы организовали бы, располагай вы такой возможностью?
3.Какой положительной чертой характера вы обладаете в большей степени, чем другие?
4.Какое изречение произвело
на вас впечатление или
5. Если бы вам пришлось
заниматься преступной
6.Что нельзя купить за деньги?
7.Какая сфера человеческой деятельности, из тех, которые вы не имели пока возможности достаточно испытать, притягивает вас больше всего?
8.Какая из известных картин вам нравится, какую вы хотели бы повесить в своей квартире?
9.Какой вид страданий
человек переносит тяжелее
10.Какую пословицу вы вспоминаете чаще, чем другие?
Комплекс вопросов 3 (короткий вариант)
1. Чем бы вы занимались охотнее всего?
2. На что бы вы больше всего хотели смотреть?
3. Что бы вы охотнее всего слушали?
4. Какое чувство вы переживали бы охотнее всего?
Если бы вы могли выбирать, сколько вам было бы лет?
ДЕНЬ 13
Цель: диагностика своих индивидуальных особенностей, отработка умений самоанализа, формирование адекватного представления о себе.
Упражнение «Горячее кресло».
Один из участников садится в центр. Группа делится на критиков, задача которых найти как можно больше недостатков в этом человеке, и доброжелателей, задача которых назвать как можно больше положительных характеристик сидящего в центре. Деление условно, то есть это условная позиция, которую следует принять для активной работы.
Ведущий стимулирует обсуждение следующими вопросами:
- Какие особенности участника проявляются во время тренинга?
- Чем этот педагог отличается от других?
- Какой педагогический стиль общения демонстрирует участник?
- Какие трудности он, возможно, испытывает в общении с
детьми, коллегами?
Другой вариант упражнения:
участник описывает на листе бумаги,
разделенном пополам, свои достоинства
и недостатки. Остальные участники
делают по отношению к нему то же
самое. Далее индивидуальные мнения
сводятся вместе. После этого организуется
обсуждение полученного материала,
сопоставляется самооценка и групповая
оценка, расхождения в оценках
группы, анализируются причины
Упражнение 2.
Участники составляют два кратких личностных описания: а) самоописание; б) каким нас видят остальные члены группы (листки не подписываются).
Самоописания кладутся в отдельную стопку. Они зачитываются вслух, и группа пытается отгадать, кому каждое из них принадлежит. Автор читает второе описание, получая обратную связь о том, кто это на самом деле.
Упражнение «Я сделал бы это, если бы мог, но...»
Цель: к концу этого упражнения участники:
• Отработают навыки отказа в приемлемой для них манере.
• Получат обратную связь относительно эффективности применения ими данного навыка уверенного поведения.
• Получат возможность пронаблюдать способность своих коллег к уверенному отказу и предоставить им советы относительно нее.
Шаг 1: Участники будут отрабатывать навыки уверенного отказа в группах по три человека. Каждый участник по очереди будет исполнять роль просителя, отказчика и наблюдателя (в этом случае он обеспечивает обратную связь остальным участникам). Здесь важны два момента: во-первых, участник, выступающий как проситель, понимает, что произнесенное слово «Нет» является отказом; во-вторых, каждый сам выбирает для себя меру сопереживания другому и количество приведенных в защиту своего отказа объяснений.
Шаг 2: Лекция тренера о ловушках, которые таят в себе извинения за отказ.
Шаг 3: Разделите группу на триады. Если на тренинге присутствует нечетное число участников, добавьте к одной триаде дополнительного человека.
Шаг 4: Объясните процедуру проведения упражнения и его временные ограничения. Дайте участникам несколько секунд, чтобы они могли прочитать инструкцию.
Объясните участникам, что каждый из них по очереди будет обращаться с просьбой к одному из членов своей малой группы. Человек, к которому обратились, должен отказаться с применением трехшаговой модели, используя те слова, которые ему удобно произносить. Наблюдатели должны оценить эффективность отказа согласно приведенным в списке критериям и обеспечить обратную связь после каждого взаимодействия. Человек, тренирующий навыки отказа, приняв к сведению советы коллег, может продолжать практику до тех пор, пока не почувствует, что он способен отказать уверенно. Каждый участник должен хотя бы по одному разу побывать в каждой роли: просящего, отказывающего и наблюдателя. На эту часть упражнения отводится от 15 до 30 минут.
Шаг 5. Начните упражнение. Подходя к группам, предлагайте им советы в случае затруднений.
Шаг 6: Соберите всю группу для короткой дискуссии. Выясните, какие наблюдения были сделаны. Ответьте на вопросы.
Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение. Если в ответ на просьбу категорически сказать: «Нет», реакция другого человека на это может быть любой. Приемлемое использование отдельного слова «нет» можно сравнить с внезапным окриком, адресованным ребенку, который хочет вставить свои пальцы в электрическую розетку; он может напугать ребенка, но шок от неожиданного крика будет несравнимо Меньшим, чем неизбежные болезненные переживания, которые могла бы появиться в противном случае. Объяснения своего поведения можно привести позже.
В других обстоятельствах слово «нет», не подкрепленное комментариями, может вызвать неприятности или заставить просящего чувствовать себя отверженным и обиженным. Поэтому большинство из нас предпочитают сопровождать свой отказ некоторыми пояснениями, чтобы смягчить его. Тем не менее важно, чтобы излагаемые причины отказа были краткими и относящимися к делу. Необходимо в любой отказ включать слово «нет», потому что это не оставляет другого человека в заблуждении и надежде относительно ваших намерений и вашей уверенности в их окончательности.
Материалы к упражнению
Проситель
Выберите одну из следующих просьб или придумайте свою собственную.
1. «У меня есть несколько свободных дней. Как ты смотришь на то, если я проведу с тобой следующий уик-энд?»
2. «Мы были приглашены на свадьбу, которая пройдет в июле. Мы не можем взять с собой нашу собаку, потому что это долгое путешествие, и потом, сама свадьба и прием занимают время, а в июле слишком жарко, чтобы постоянно держать животное в машине. Ты не мог бы присмотреть за ним?»
3. «Одолжи мне, пожалуйста,
твой спортивный костюм в
4. «Не смог бы ты со мной поменяться дежурством по классу (подразумевается мытье пола и парт).
Отказчик
В целях этого упражнения вы должны отказываться от всего, что у вас могут попросить. Не забывайте использовать в вашем ответе уверен но произнесенное слово «нет», но так модифицируйте ваш ответ, чтобы ваш оппонент не обиделся и не расстроился из-за него. Помните о языке тела, интонации, темпе речи и т. п. Содержание ваших слов и манера речи должны соответствовать друг другу.
Наблюдатель
1. Следите за тем, чтобы слово «нет» на самом деле произносилось, а не просто подразумевалось.
2. Наблюдайте за невербальными проявлениями сторон (выражение лица, язык тела).
3. Достаточно ли информации
было предоставлено для
4. Много ли пользы принесли объяснения?
5. Насколько спокойным и уверенным казался отказчик?
Материалы тренера/раздаточные материалы
Абсолютно естественным выглядит отказ, предваренный словами наподобие: «Я понимаю ваши сложности, мне в самом деле жаль, что я не могу вам помочь...» Но также важно вставить во фразу слово «нет», чтобы сделать для собеседника абсолютно ясным, что вы не перемените свою позицию, например: «Я помог бы вам, если бы мог, но на среду у меня назначены другие дела, поэтому нет, я не смогу прийти».
Фразу, построенную по типу «Я сделал бы это, если бы мог, но...», другой человек с легкостью может принять за отговорку и посчитает возможным продолжать уговаривать вас изменить свое мнение. Обычной реакцией в этом случае будет вопрос: «Почему вы не можете?». В ответ может последовать перечисление причин или отговорок, которые теперь рассматриваются как барьеры, которые можно преодолеть. Просящий начинает думать по принципу: «Если я сумею разубедить его в отговорках, он, в конце концов, сдастся и сделает то, чего я от него хочу». Если вы сталкиваетесь с просьбой, которую в самом деле не можете (или не хотите) исполнить, вам поможет следующая трехшаговая модель:
1. Подтвердите, что вы поняли просьбу и точку зрения другого человека, например: «Да, вам действительно необходимо уехать, могу понять ваши сложности».
2. Откажите, приведя причины. Они должны быть короткими и относящимися непосредственно к сути дела, например: «Я не могу одолжить вам мой фургон. Моя страховка не позволяет передавать его в пользование другим водителям, да и вообще я никому не даю свою машину, даже членам семьи».
3. Дайте собеседнику понять, что разговор окончен, прямо сказав «нет». Например: «... поэтому нет, я не разрешу вам взять ее нa выходные».
Этого должно быть достаточно, чтобы избавиться от дальнейшего давления. Вы смягчили удар от отказа, предоставив некоторую информацию и объяснив причины вашего несогласия. Если последовательно применять эти три пункта, ваш отказ будет принят с большей вероятностью и отношения, скорее всего, не пострадают.
Упражнение
Язык тела (невербальные проявления)
Простое упражнение, выполняя которое участники учатся передавать окружающим позитивные сигналы посредством поз, жестов и прочих невербальных проявлений.
Цель: к концу этого упражнения участники:
• Прочувствуют разницу между невербальными проявлениями, вызывающими негативное впечатление со стороны окружающих, и невербальными проявлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я».
• Получат и предоставят другим членам группы обратную связь относительно их личной эффективности посредством невербальных сигналов.
Время: 30-45 минут.
Шаг 1: Предварите упражнение короткой лекцией об основных различиях между невербальными проявлениями, воспринимаемыми как пассивные и агрессивные, и проявлениями, производящими впечатление уверенных.
Шаг 2: Объяснение процедуры проведения первой части упражнения. Участники делятся на группы по три-четыре человека. Им предлагается представить, что они только что вошли в кабинет врача, или были вызваны к начальнику, или приглашены на интервью — в общем, оказались в любой формальной ситуации. Упражнение выполняется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать негативную реакцию с помощью невербальных знаков. В первую очередь необходимо показать проявления пассивного поведения, занять закрытую позицию. После этого, также сидя, участнику нужно попытаться использовать агрессивные, высокомерные позы и жесты. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополнительные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу — такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, — и получить от группы обратную связь о том, какие сообщения передает им такая поза. Наконец, при помощи других членов группы участник (сидя) постарается принять такую позу, которая выглядит расслабленной, открытой, комфортной и уверенной. Каждый член группы проходит все четыре описанные стадии.
Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"