Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа

Описание работы

Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ТРЕНИНГ.docx

— 102.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Члены группы могут, свободно перемещаясь, подойти к другому  человеку, поздороваться любым способом и сообщить ему то, что запомнили о нем с предыдущих встреч.

Игра «Послание  самому себе»

Участники тренинга выстраиваются  в одну шеренгу так, чтобы на левом  фланге осталось достаточно места для  еще одной такой шеренги.  
Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня утром, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Так фраза передается по цепочке.  
Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания сами себе.

Упражнение «Мое педагогическое кредо»

Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка. 
Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами. 
Время подготовки — 10 минут.

Вопросы для  обсуждения

Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? 
Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом? 
Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить? 
Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку? 
Удовлетворены ли вы созданным символом? 
Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?

Анализ домашнего  задания 

Он проводится в микрогруппах, и их объединение может произойти таким образом: ведущий показывает группе карточки с написанными на каждой тремя буквами и предлагает по этим схемам объединиться в микрогруппы. Участники должны догадаться, что они обозначают первые буквы их тренинговых имен.  
Упражнение пройдет интереснее, если в группе есть имена, начинающиеся с одинаковых букв, — тогда действия участников будут носить и диагностическую информацию для ведущего. 
Анализ воспоминаний детства проводится в микрогруппах по 3 человека. 
Ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию, вспомнить ситуации из детства, чувства и мысли, которые они тогда вызвали (см. Домашнее задание, 1-й день).  
В качестве звукового сопровождения используется приятная, спокойная музыка. В течение трех минут (продолжительность мелодии) участники группы погружаются в свои воспоминания. На работу микрогрупп отводится 25 минут.

Вопросы для  обсуждения в микрогруппах

Какие чувства вы испытывали? 
Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими? 
Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым? 
Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему? 
Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми? 
Какую тактику обсуждения вы предпочли в вашей микрогруппе? 
Как вы отнеслись к необходимости рассказать ваши истории другим членам микрогруппы? 
Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после? 
Какие мысли возникали в вашей микрогруппе по ходу обсуждения предложенных вопросов?

Идеи, выносимые  на обсуждение

Наши детские впечатления  влияют на нас и движут нашим поведением до сих пор. 
Мы в ответе за чувственный опыт наших детей, который также будет определяющим в их будущей взрослой жизни.

Упражнение «Движение  по кругу»

Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное  движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять  его. После следующего хлопка движения меняются снова таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг.

Упражнение «Звезда»

Материалы: небольшое карманное зеркало. 
Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для  обсуждения

Ваши ощущения в процессе выполнения задания. 
Ваши мысли по этому поводу.

От ребенка нельзя требовать  того, чего он в принципе сделать  не в состоянии. 
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение. 
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Ритуал прощания "Мы"  
 
Все стоят в кругу.  
 
А теперь давайте дружно, вместе крикнем: "МЫ!" Еще раз: "МЫ!" и еще раз: "МЫ!" 

ДЕНЬ 9

Упражнение "Три цвета личности".  
Цель: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.  
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.  
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как все" в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый - "как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.  
После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.  
Вопросы для обсуждения:

  • Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?
  • Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы?

 
Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными  и неповторимыми.  Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых".  
Упражнение "Дерево".  
Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.  
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных. Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.  
Вопросы для обсуждения (в кругу):

  • Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
  • Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
  • Что необходимо было для сотрудничества?
  • Вы довольны общим результатом?

Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать  друг друга в группе, насколько  мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие  качества педагоги могут проявлять  в общении со своими учениками  и коллегами, чтобы было больше взаимопонимания  и толерантности".

 

ДЕНЬ 10

Упражнение «Психодрама субличностей»

Цель: осознание и расширение представлений о собственном «Я».

Процедура.

Этап 1. Участники выбирают из группы тех, кто будет выполнять роль их субличностей. В качестве примера они дают им некоторые свои диалоги, так, чтобы те, кто будет играть роли субличностей, получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно их, а не свои субличности.

Этап 2. Участник, чьи субличности будут обыгрываться, садится в центре комнаты и просит «актеров» сесть вокруг него. По его сигналу они должны начать говорить с ним — требовать, угрожать, просить, льстить. При этом нужно оставаться в образе своего «Я», обращая внимание на свои чувства по поводу действий и слов каждого. Участник, субличности которого изображаются, должен быть внимательным. Как дирижер оркестра, руками останавливать (или приглушать) излишне напористого и поощрять и усиливать робкого.

Этап 3. В заключение каждой своей субличности нужно рассказать, что чувствовал участник по поводу ее слов и действий и о том важном месте, которое она будет занимать в его дальнейшей жизни.

Психодраматический этюд «Монолог»

Цель: Более глубокое понимание другого человека, партнера по общению.

Процедура. Участнику предлагается читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух.

Остальным участникам предлагается возможность понять и почувствовать  другого человека: «Повторяйте про  себя каждую фразу выступающего непосредственно  после того, как вы ее услышали. Постарайтесь представить мысли и чувства  говорящего, попробуйте понять его  невысказанные переживания. Смотрите на выражение лица и движения рук  выступающего, повторяйте эти движения в своем воображении, вживайтесь в его образ».

Психотехническая  игра «Давление»

Цель: более глубокое понимание другого человека, партне-ра по общению.

Процедура. Ведущий: «Встаньте  друг напротив друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его  задача — слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь  ролями и повторите движение.

Попробуйте не давить друг на друга, а делать такие движения обращенными друг к другу ладонями, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее?»

Упражнение «Впечатления»

Цель: развитие навыков восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения.

Процедура. Ведущий: «Ненадолго присаживайтесь перед каждым из своих партнеров по группе и смотрите ему в глаза. При желании можно его коснуться. Кратко расскажите партнеру, как вы его воспринимаете и какие чувства он у вас вызывает. Говорите достаточно громко, для того чтобы вас слышали все. Будьте кратки. Когда с этим закончите вы, всех по очереди будет обходить следующий и так далее. Каждый раз, когда вы выслушиваете, что о вас говорят другие, старайтесь не отвечать им, а только учитывать то, что вы узнаете о себе от своих партнерах».

Рефлексивная  технология «Рефлексивная мишень»

Цель: подведение итогов занятия.

Процедура. На листе ватмана рисуется мишень, которая делится на четыре (можно больше или меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры для рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор — оценка содержания; 2-й сектор — оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор — оценка деятельности ведущего; 4-й сектор — оценка своей деятельности.

Каждый участник педагогического  взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, «плюс» и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает  результаты, то метка ставится им в  «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5»,. Если результаты оцениваются очень высоко, то метка  ставится в «яблочко», в поле «10»  мишени.

После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение  и педагог организшт ее краткий анализ.

 

ДЕНЬ 11

 

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"