Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа
Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.
3. Упражнение “Какая Я”.
Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я –социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.
4. Упражнение.
В группах по 5 человек обсудить понятие “харизма”, “харизматический человек”
Написать 10 известных современников, 10 исторических личностей (можно из мифов и легенд), 10 человек, которых ты считаешь харизматическими в коллективе.
Рефлексия:
Какие харизматические качества ты выделил у этих людей? Какие качества из выделенных есть у тебя? Можешь ли назвать себя харизматической личностью.
Перерыв.
Игра “Баз”. Задание: быстро сосчитать от1 до 100. нельзя называть число 3, все числа, в которых присутствует цифра 3 и все числа, которые делятся на 3 вместо них говорить “Баз”. Ошибавшиеся выходят в круг, вместе выполняют задания, данное группой.
Рефлексия: что чувствуют наказуемые, что чувствуют наказывающие?
5. Информирование.
Павлов, знаменитый наш физиолог,
один из родоначальников нашей
6. Релаксация
Сейчас, прежде чем продолжить работу расслабимся. (Спокойная музыка, можно Я. Сибелиус “Грустный вальс”.)
Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно представляйте себе цифры: 3-выдох…2-выдох…3-выдох. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось. В таком состоянии Вы набираетесь сил. Побудьте немного в этом состоянии, получите удовольствие.… Сделайте глубокий вдох и медленный выдох и на третий раз с вдохом откройте глаза.
Упражнение “Путешествие в бессознательное” (инициированная проекция символов):
Вы видите луг, идете и оказываетесь в незнакомом месте. Что вы видите, что чувствуете?
Увидьте гору, поднимитесь по ней. Как вы поднимаетесь: сами или кто – то помогает. Легко или тяжело идти? Где вы: у подножия, в середине или вершине горы?
Стекает горный ручей. Какой он?
Вы идете дальше и видите дом. Рассмотрите его: какая крыша, стены, окна, двери. Войдите в него, рассмотрите убранство. Все ли нравится в нем? Отдохните.
Вы находитесь на равнине. И после моего хлопка вы назовете имя которое придет вам в голову. Он или она идет к вам, увидьте его (её). Опишите вашу встречу.
У всех есть родители. Представьте, что вы стоите на равнине, они идут к вам. И вот, когда осталось немного расстояния, они превратились в животное. Как они ведут себя по отношению к вам?
Вы подходите к болоту. Для кого-то это болотце. Что вы чувствуете? Хотите сделать? Нет ли пугающего чего в нем?
Сейчас вы оказываетесь возле пещеры или норы. Возле него стоит дерево. Какое это дерево, рассмотрите ствол, листья. Видны ли корни. Вы прячетесь за него. Из норы выходит существо. Вы наблюдаете за ним. Какое оно, что делает. Что вы чувствуете?
Сейчас вы оказываетесь около вулкана, и вы знаете, что сейчас начнется извержение вулкана. Где вы находитесь? Что вы видите, что чувствуете?
Вы находитесь в африканской саванне. Вы – лев или львица. Вы идете по саванне, вы хозяин (хозяйка) этой территории. Навстречу вам идет человек или группа людей, которые вам неприятны на данный момент. Но вы знаете, что вы хозяйка этой территории и вы можете сделать все что хотите с ними. Опишите, что вы делаете?
Вы идете по тропинке. Закат. До города далеко. Вдруг слышите рокот машины, останавливаетесь. Из машины выглядывает водитель, предлагает подвезти. Какой водитель? Машина? Что вы чувствуете по отношению к нему?
И вот вы в доме у себя. И точно знаете, что в доме есть подвал и есть земляной пол. И там есть старинная книга, которую вам надо достать. Вы достанете книгу и откроете только после моего хлопка. Найдите книгу, достаньте её (хлопок), откройте и на первой странице вы увидите то, что вам надо знать на сегодняшний день.
Рефлексия: что вы прочитали на странице?
Анализ:
- что нового узнали сегодня?
- Каковы ваши ощущения?
Ритуал прощания "Мы"
Все стоят в кругу.
А теперь давайте дружно, вместе крикнем:
"МЫ!" Еще раз: "МЫ!" и еще раз:
"МЫ!"
Этап 2. Познай себя (3-4 день)
ДЕНЬ 3
Цель: провести интерпретацию рисунков, познание себя через бессознательное, увидеть себя глазами окружающих.
Содержание тренинга.
1. Задание: придумай свое приветствие и передай его другому, прими чужое приветствие и передай его другому.
2. Презентация себя в образе.
Назови свое имя и представь
себя в виде явления природы. Каждый
последующий участник повторяет
имя и явление природы
3. Анализ рисунков.
4. Игра “Броуновское движение”
Поиск сходства в парах, тройках, в пятерках. Рефлексия: что почувствовали в ходе игры?
5. Упражнение “Я – особенный, и это хорошо” (поиск различий по анкете в пятерках).
6. Рефлексия: что помогло собрать много баллов? Что почувствовали?
7. Упражнение в парах:
- 4 минуты молча смотреть друг на друга.
- 4 минуты говорить “я вижу …” - перечислять, все что видит, каждый раз начиная со слов “я вижу …” (упражнение “Зеркало”).
- 4 минуты говорить “я думаю, что в возрасте 5-6 лет ты была …”
- Рассказать партнеру, что совпало с его представлением, что – нет.
Рефлексия:
- когда говорили обо мне, я чувствовала …
- когда я говорила о ком-то, я чувствовала …
Упражнение “Волшебный магазин”.
Сегодня мы имеем возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Запишите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в “Волшебный магазин” и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей.
ДЕНЬ 4
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Пожелания».
Давайте начнём сегодняшнее занятие с
того, что выскажем, друг другу пожелания
на день, и сделаем мы это так. Первый участник
встанет, подойдёт к любому, поздоровается
с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний
день. Тот, к кому подошёл первый участник,
в свою очередь подойдёт к следующему
и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не
получит пожелание на день.
2.Разминка
Упражнение «Коленки»
Цель: снятие
напряжение, активизация сил.
Сесть в круг. Каждый участник кладет руки
на колени своих соседей слева и справа.
Тот, с кого начинается игра, хлопает своего
соседа справа по коленке. Сосед должен
мгновенно среагировать, хлопнуть по коленке
первого игрока, а затем быстро хлопнуть
следующего игрока справа, как бы передавая
эстафету. Тот, в свою очередь, должен передать
хлопок дальше, предварительно хлопнув
по колену того кто ему передал хлопок.
3. Игра «Баз»
Задание: быстро сосчитать от1 до 100. нельзя называть число 3, все числа, в которых присутствует цифра 3 и все числа, которые делятся на 3 вместо них говорить “Баз”. Ошибавшиеся выходят в круг, вместе выполняют задания, данное группой.
Рефлексия: что чувствуют наказуемые, что чувствуют наказывающие?
4. Задание: составить список ценных качеств в себе, закончив предложение:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе….
Рефлексия: трудно ли было дописывать…
5. Декларация моей самости (По Вирджинии Сатир).
Сядьте удобно, расслабьтесь, увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)
Я – это Я.
Во всем мире нет никого
в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но
нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне:
мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и
планы;
мои глаза, включая все образы, которые
они могут видеть;
мои чувства, какими бы они ни были – тревога,
напряжение, любовь, раздражение, радость;
мой рот и все слова, которые он может произносить;
мой голос, громкий или тихий;
все мои действия, обращенные к другим
людям или самому себе.
Мне принадлежат все мои победы и успехи,
все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу
близко познакомиться с собой.
Я могу полюбить себя и подружиться собой.
И Я могу сделать так, чтобы все во мне
помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно
и терпимо открывать в себе источники
того, что озадачивает меня, и узнавать
все больше и больше разных вещей о самом
себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю
и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в
данный момент, - это мое. И это в точности
позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный
момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю
на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил
и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал,
Я вижу, что не вполне меня устраивает.
Я могу отказаться оттого, что кажется
неподходящим, и сохранить то, что кажется
нужным, и открыть что-то новое в самом
себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать,
говорить и действовать. Я имею все, чтобы
быть близким с другими людьми, чтобы быть
продуктивным, вносить смысл и порядок
в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить
себя.
Я – это Я, и Я - это замечательно!
6. Ритуал прощания "Мы" - 2 минуты
Все стоят в кругу.
А теперь давайте дружно, вместе крикнем:
"МЫ!" Еще раз: "МЫ!" и еще раз:
"МЫ!"
Этап 3 «Мои желания, ценности и цели»
ДЕНЬ 5
Цель: Помочь осознать свои ценности и цели в жизни.
Содержание тренинга.
1.Игра “Рукопожатие”.
Отличаются ли рукопожатия, чье рукопожатие было более приветливым?
2.Игра: взять мяч из круга, назвать свой любимый цветок и кинуть мяч любому участнику, сказав при этом: “Роза, а какой твой цветок любимый?” Поймавший говорит: “Меня зову Роза, мой любимый цветок астра, а какой любимый цветок у тебя …?” и кидает мяч следующему участнику игры.
3.Нарисовать график своей жизни по значимым этапам (радость, горе, болезни, перемены и т.д.)
Анализ: что выделяли, как повлияли эти события на дальнейшую жизнь.
4.Задание: придумать сказку, быль, миф про свою жизнь. Что выделяется: зачин, кульминация, конец.
5Упражнение “Карусель”. Участники встают в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент.
Анализ: что почувствовали? Понравился ли комплимент?
Это упражнение еще раз подтверждает теорию “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.
6. Ритуал прощания "Мы" .
Все стоят в кругу.
А теперь давайте дружно, вместе крикнем:
"МЫ!" Еще раз: "МЫ!" и еще раз:
"МЫ!"
ДЕНЬ 6
1. Ритуал приветствия.
Упражнение «Скажи комплимент»
В кругу каждый по очереди говорит своему
соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент,
благодарит за это и говорит комплимент
своему соседу и т.д.
Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"