Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа
Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задачи:
- Расширение зоны личной уверенности педагогов.
- Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Оборудование: мяч, рисунок дерева, листочки зеленого, красного, желтого, синего цветов, 4 полуватмана, маркеры, цветные полоски, клей-карандаш, рисунок большой рыбы, маленькие рыбки желтого цвета.
Приветствие.
Упражнение «Дерево достижений».
- Обратите внимание на
наше одинокое дерево. У каждого
из вас есть листочки разного
цвета. Я попрошу вас взять
один из них (любого цвета)
и помочь нашему дереву
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Упражнение «Мозговой штурм»
Мини-лекция «Что такое мозговой штурм.
-Мозговой штурм – один из наиболее известных методов коллективного поиска решений.
Продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
- повышение квалификации;
- чтение литературы;
- саморазвитие;
- участие в конкурсах;
- уметь анализировать свои поступки
- уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
- уметь принимать себя и других
- учиться развивать свои хорошие качества
- учиться всегда и везде
- самосовершенствование
- применять индивидуальный подход
- иметь личное мнение
- признаваться самому
себе в своих недостатках,
Мини - сообщение
Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
Разработка и освоение
инноваций предполагает наличие
у учителей способности к продуцированию
нового, т. е. высокоразвитую способность
к творчеству. Таким образом, современную
школу создает учитель
Учителю творческого
типа присущи следующие
Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.
Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Упражнение «Ковер идей»
1)деление на группы по названиям цветов.
2)объяснение задания:
- Необходимо в течение
5 минут обсудить в группах
и записать на цветных листах
личностные качества
Мини - сообщение
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
▪ интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
▪ адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
▪ доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
▪ уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
▪ общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
▪ общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
▪ общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Упражнение «Золотая рыбка»
- Нам всем хочется
поймать «золотую рыбку», которая
выполнила бы все наши желания.
- И пусть все желания,
которые вы загадали, сбудутся. А
с помощью этой «золотой рыбки»
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.
ДЕНЬ 12
Упражнение «Бескорыстное внимание».
Цель: проявление бескорыстного позитивного внимания без отвлечения на что-то внешнее или на свой собственный внутренний мир.
Процедура: Участники разбиваются на пары и садятся друг напротив друга, устанавливая контакт «глаза в глаза» и не нарушая его на протяжении всего упражнения. Задача каждого участника - полностью сконцентрировать свое внимание на партнере, не анализируя его поведение, не давая ему каких-либо оценок, а просто воспринимая его целиком. Чем меньше партнеры будут при этом думать, тем лучше. Разговаривать не разрешается.
Через пять минут партнеры обмениваются тем, что они чувствовали, насколько им удалось отстраниться от себя и сконцентрироваться на другом человеке.
Упражнение «Я расту»
Цель: «включение» участников в работоспособное состояние; формирование установки на личностный рост на психосоматическом уровне.
Процедура: Участники в кругу садятся на корточки, голову наклоняют к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти»: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета "восемь", а на счет "девять" и "десять" постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше».
После окончания «роста», участникам предлагается сесть на стул и максимально расслабиться.
Упражнение «Мои трудности»
Цель: предоставление возможности в спокойной и доброжелательной атмосфере поговорить о своих ошибках, трудностях и недостатках.
Процедура: Участники делятся на пары и садятся так, чтобы не мешать друг другу своими разговорами. Оба партнера должны получить по крайней мере четыре ответа на следующий вопрос: «Как я отношусь к чувству разочарования?» (5 минут).
Затем пары разделяются, каждый ищет себе другого партнера и обсуждает с ним вопрос: «Насколько тяжело мне уговорить других дать мне то, что нужно?» Необходимо получить не менее четырех ответов (10 минут).
Участники образуют новые пары. На этот раз обсуждается вопрос: «Что мешает мне достичь успеха?» (5 минут).
Снова новый партнер и четыре ответа на вопрос: «Что я говорю себе, когда совершил ошибку?»
С последним партнером — четыре ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы получить то, чего я хочу?»
Цель: развитие внимания к своим чувствам и чувства\" другого; освоение адекватной коммуникации; отработк; эмпатического понимания.
Процедура 1. «Знаки внимания»
В общении с другими
мы зачастую не считаем нужны\ говорить
о том, какое положительное влияние
на нас оказываю" другие. Также
трудно нам принять похвалу от
другого, Сегодня мы постараемся
избежать скованности в проявлении
и принятии знаков внимания. Участники
(по кругу или по желанию) оказывают
друг другу искренние знаки
Процедура II. «Чужое утро»
Ведущий просит всех закрыть глаза, затем обращается к одному из участников с просьбой описать, во что сегодня одет тот или иной участник группы. Говорящий рассказывает о своих представлениях о том, как выбранный для обсуждения | участник проводит утро:
- в какое время он просыпается
- встает сразу или еще какое-то время лежит в постели
- включает ли телевизор
- какого цвета у него зубная щетка, мыло, полотенце
- что у него было сегодня на завтрак: чай, кофе; как выглядит*
его любимая кружка и т.д.
По окончании рассказа участник, утро которого описывалось, делает небольшой комментарий о совпадениях представлений с в реальностью, а затем описывает утро другого участника, выбираемого ведущим.
Процедура III. Игра «Кто есть кто».
Правила этой игры просты. Ведущий игры подготавливает для каждого из участников (возможно и для себя) карандаш и 2 листа бумаги и выбирает один из комплектов вопросов. Один за другим он зачитывает вопросы, а игроки письменно дают на них ответы. Перед началом игры ведущий говорит, что ответы должны содержать правдивую и точную информацию, но в то же время игроки должны избегать особенностей, которые сразу бы выдали автора. Написав ответ на последний вопрос, игроки сдают свои ответы (без подписи), ведущий их тасует и учитывает. Перед каждым ответом он кратко напоминает поставленный вопрос. При чтении все «вживаются» в личность автора и -стараются угадать, кто это. Свои соображения они могут занести на бумагу, сначала это бывают предварительные наметки, и лишь при втором обзорном чтении дается окончательный ответ на вопрос: кто что написал?
После этого игроки раскрывают свое авторство, и каждый сообщает, сколько раз он угадал и кого. За каждый правильный ответ дается один балл. Результаты игры отражают способность участников предвидеть реакцию других.
Результаты игры можно сравнивать и рассматривать с разных точек зрения. Можно, например, выявить не только того игрока, который угадал наибольшее число авторов, но и того, авторство которого распознавалось наиболее часто, и выяснить причину. Возможен и противоположный подход: выявляют, чье авторство вообще не было разгадано присутствующими. Такой подход также может дать стимул к размышлениям и дискуссиям.
Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"