Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:04, научная работа
Каждый учитель часто сталкивается с ситуацией, когда его воспринимают только как преподавателя: "Ну ты же педагог, ты обязана..." При этом забывается, что учителя в первую очередь просто люди, со своими проблемами и трудностями. И их личностные особенности, которые ими не всегда осознаются, оказывают большое влияние на их профессиональную деятельность. С учетом этого мы решили разработать тренинг «Профессионально-личностный рост учителя». Нам хотелось дать участникам возможность лучше узнать самих себя и людей, с которыми они вместе работают.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
Тренинг «Профессионально-личностный рост учителя»…………………..4-..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Задание: сделайте рисунок на тему «Моя жизнь» в виде трех кругов. Отметьте, пожалуйста, где прошлое, настоящее, будущее?
Анализ:
- Посмотрите, как у вас
соотносятся между собой
- Какая между ними связь?
- Кто хочет что-либо сказать по своему рисунку?
- Чем отличаются рисунки участников?
Представьте свою жизнь и найдите 2 события, наиболее значимые в прошлом и 2 события, которые наиболее желанны в будущем. Это могут быть перемены в обществе, в профессиональной и личной жизни.
Как вы думаете, от кого зависит возможность осуществления этих планов?
В какое время они должны произойти?
Если эти перемены не произойдут, что ты будешь чувствовать?
Что может помешать тебе осуществить эти планы? Рассказ о событиях можно начинать со слов: “Я верю, что …”, “Для меня важно, чтобы…”, “Мне бы очень хотелось…”.
Обобщение ответов участников.
3. Информирование: Маслоу, один из основателей гуманистической психологии, рассматривал потребности человека в иерархической последовательности в виде пирамиды. Фундаментальными потребностями, согласно его теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба, коллектив и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижеследующих потребностей актуализируется более высокая.
Анализ: на каком этапе находитесь вы? Какова цель вашей жизни на данный момент? С чем она связана? Нужно ли ставить себе цели? Ради чего? Чего вы хотите достичь в этом году, через пять лет, десять?
Важно уметь правильно ставить цели: необходимо знать что, зачем, ради чего и в какой срок – это нужно, проговорить и попросить всевышнего помочь в реализации этой цели. Помочь в осознании цели может анкета.
4. Упражнение «Письмо самому себе любимому».
Все мы очень разные. Но можно ли сказать, что образ “Я” бывает “хорошим” или “правильным”? Нет, не бывает правильного внутреннего мира. Но бывает гармоничное и не гармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает эмоционально принимаемый образ “Я”.
Теперь соберите воедино все, о чем мы сегодня говорили и напишите письмо, обращение к самому себе любимому.
Это заключительное упражнение, письма можно зачитывать, но только с согласия авторов. Если группа не настроена, читать письма настаивать не стоит.
По окончании тренинга идет рефлексия. Вопросы для обсуждения:
Какие чувства Вы испытали?
Что нового о себе узнали?
Будете ли Вы хранить этот новый образ?
Если в ходе тренинга,
у вас появилось желание
5. Ритуал прощания "Мы"
Все стоят в кругу.
А теперь давайте дружно, вместе крикнем:
"МЫ!" Еще раз: "МЫ!" и еще раз:
"МЫ!"
ДЕНЬ 7
«МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА»
Цель:
— сформировать мотивацию
для анализа собственных
— начать освоение активной позиции самопознания
и развития способности производить значимые
изменения в своем отношении к профессии;
— способствовать самодиагностике и самораскрытию
членов группы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Сообщение о целях планируемой работы.
Приветствие «Смысл моего имени»
Материалы. Все необходимое для изготовления
визитных карточек (нарезанные листочки
бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать
это следующим образом: всем участникам
группы необходимо сделать визитные карточки
со своим тренинговым именем. Каждый вправе
взять себе любое имя, которым он хочет,
чтобы его называли в группе: свое настоящее,
игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам
нужно подумать над заданием: придумать
«перевод» своего имени с неизвестного
языка. Затем, когда визитки готовы, всем
по очереди предлагается назвать свое
имя, а затем сообщить, как оно «переводится».
Можно или вспомнить действительный перевод
имени, или придумать свой, который может
состоять даже из нескольких предложений.
Главная идея этого упражнения — дать
возможность при первом знакомстве подчеркнуть
свою индивидуальность. Для того чтобы
имена запомнились, после представления
можно сыграть в «Снежный ком».
Игра «Поменяйтесь местами...»
Для того чтобы выполнить
следующее упражнение, необходимо разбиться
на подгруппы. Это можно сделать
с помощью игры «Поменяйтесь местами».
Эта игра позволит немного подвигаться,
поднять настроение, а также узнать
друг о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь
занять освободившееся место, предлагает
поменяться местами тем, кто: носит
брюки, любит яблоки, умеет играть
на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны,
условия перемены мест усложняются. Теперь
вопросы должны касаться особенностей
профессиональной деятельности участников,
образования, специфики работы с детьми,
мотивов участия в тренинге и многого
другого.
Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— работает в настоящее время по новой
программе;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить
желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил,
а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали
другие, что о нем запомнили. Таким образом,
участники меняются местами, а затем четверо
сидящих рядом становятся членами одной
малой группы.
Упражнение «Личность педагога»
(Проводится в малых
группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается составить портрет
идеального педагога. На выполнение задания
отводится 5–7 минут. Результатом обсуждения
должен стать список качеств, которые,
по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми
для характеристики идеального педагога.
Малые группы высказываются по очереди.
Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти.
Спорные качества, формулировки, определения
выносятся для обсуждение всей группой.
В память включаются
уже исправленные качества, принимаемые
всеми участниками.
Примерные качества
Гибкость,
стремление к самоактуализации,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед,
креативность,
эмпатийность.
Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:
С чем в списке предыдущей
подгруппы вы согласны?
Что вы сами предлагаете добавить?
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется
и изменяется, при этом первая микрогруппа
имеет право отстаивать свое решение,
приводить аргументы в свою защиту. Третьей
микрогруппе предстоит защищать свое
мнение в сравнении с уже оформленным
перечнем двух предыдущих микрогрупп,
отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является
список качеств идеального педагога, удовлетворяющий
всех участников. Последним шагом дискуссии
может стать либо ранжирование, либо выделение
трех наиболее значимых с точки зрения
профессии качеств личности.
Игра «Ладони и колени»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Игра «Джунгли»
Материалы: листочки с названиями животных,
прикрепленные к спинке стула.
Для следующего упражнения участникам
необходимо разделиться на малые группы.
С этой целью, а также для поддержания
работоспособности группы проводится
такая игра.
Ведущий до занятия к обратной стороне
стула прикрепляет листочки с названиями
животных, например обезьяна, крокодил,
верблюд, бегемот. Названия животных на
листочках должны повторяться в таком
количестве, чтобы на их основе можно было
разделить группу на нужное число микрогрупп
по 3–4 человека.
После инструкции ведущего участники
отодвигают свои стулья, освобождая пространство
для движения, и находят листочки с названиями
животных. Не обсуждая с другими содержание
карточки, по команде все начинают двигаться,
изображая свое животное. Задача, стоящая
перед участниками, собраться в группы
всем бегемотам, обезьянам, крокодилам
и верблюдам.
Следующее упражнение проходит в образованных
подгруппах.
Упражнение «Мои сильные стороны»
(Проводится в малых группах по 3 человека)
Каждому предлагается рассказать
остальным о чертах личности, которые
он считает лучшими в себе, которые
он мог бы выдвинуть в качестве
примера детям и хотел бы сформировать
у своих воспитанников.
После небольшой подготовки участники
в подгруппах по очереди представляют
себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы
все высказывания подавались в утвердительной,
а не условной форме (исключить слова типа
«возможно», «наверно», «может быть»).
Слушатели могут уточнять детали, просить
разъяснения, задавать дополнительные
вопросы, но не высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая
микрогруппа составляет сборный портрет
лучших черт с указанием на то, какие, благодаря
им, качества личности детей они могут
воспитать, будучи напарниками.
Общее время работы микрогрупп — 15 минут.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства
вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении
своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих
достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить
о своих достоинствах, отталкиваясь от
отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали
собственные сильные черты в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших
черт на воспитание конкретных сторон
личности детей?
Идея, выносимая на обсуждение
Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется — выходит из игры.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.
Домашнее задание
Вспомнить ситуации из своего
детства:
— яркое переживание чувства собственной
значимости, счастья, надежности и т.п.,
возникшего после контакта с взрослым
(другим ребенком);
— ситуацию, когда вы пережили чувство
несправедливости, обиды и т.п., причиненной
вам конкретным взрослым (другим ребенком).
Вопросы
1. Какие чувства
вы испытывали?
2. Задумайтесь, какие переживания были
для вас более яркими?
3. Ловите ли вы себя иногда на том, что
поступаете так же, как когда-то поступили
с вами? Если нет, то почему?
4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей
жизни ситуации, когда воспоминания детства
помогали или мешали общению с другими
людьми.
5. Есть ли разница в восприятии этого события
вами — ребенком и вами — взрослым.
Упражнение «Подарок»
Тренинг заканчивается
упражнением «Подарок». Каждый
дарит своему соседу справа
любой «подарок», т.е.
Завершение дня. Ведущий перечисляет, что каждому необходимо принести для занятия: небольшое карманное зеркало, фломастеры, цветные карандаши.
Этап 5 «Хочешь
воспитать личность-начни с
День 8
Цель:
— продолжить самораскрытие и самоанализ,
создавать условия для проявления профессиональной
и личностной индивидуальности;
— способствовать выделению сильных и
слабых сторон значимых в профессиональной
деятельности качеств личности членов
группы;
— начать активное овладение личностно-ориентированной
позицией по отношению к воспитанникам
на основе практического усвоения понятий
«понимание, приятие и признание личности
ребенка».
Информация о работе Тренинг "Профессионально-личностный рост учителя"