Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.
Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В У СЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты
способностей, творчества и творческих
способностей………………………………………………
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого
развития личности школьника в учреждении
дополнительногообразования…………
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….....
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение
Введение
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля.
Изучение особенностей формирования творческой активности учащихся в системе дополнительного образования на данный момент является наиболее актуальной темой исследований. Стремительное изменение и развитие социальной и культурной составляющей окружающей нас действительности требуют воспитания творчески мыслящего человека, занимающего активную жизненную позицию.
Особо значимыми в современном мире становятся такие качества, как умение видеть и создавать нечто новое, воплощать в жизнь продукт своего труда, а также осознание жизненной значимости своих творческих особенностей, что неизбежно приводит к пониманию необходимости развития творческого мышления и действия. Развитие творческой активности личности в системе дополнительного образования, в том числе в музыкальных классах, становится сейчас все более актуальным (21, с. 80).
Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг все более востребованными становятся творческие личности, способные сами добывать знания и на их основе порождать новые. Но в современных экономических условиях существующая система общего среднего образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ должным образом, поскольку рынок не только постоянно повышает, но и видоизменяет требования, предъявляемые к выпускникам школ.
А поэтому немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей учащихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой деятельности. Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний (27, с. 9).
Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность (20, с. 56).
Но следует отметить, что проблема дополнительного образования является достаточно новой для педагогической науки. Исследования в этой области особенно активно ведутся в последнее десятилетие. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что имеется значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий проблему развития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что вопросы эффективного использования возможностей учреждения дополнительного образования в целях развития творческих способностей учащихся остаются открытыми для научного поиска.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
Объект исследования: развитие творческих способностей.
Предмет исследования: особенности развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Методы исследования:
База исследования: Дом детского творчества г. Калинковичи, Гомельской области.
Глава 1. Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования
Под условиями творческого развития часто понимается поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих мероприятий (олимпиад, конкурсов и т.д.). Другая крайность заключается в том подходе, когда творческое развитие подменяется развитием творческого мышления, что неизбежно приводит к игнорированию духовного аспекта творчества, сужению его сущностного смысла и целостности. В силу объективных причин сегодня благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности (27, с 11).
Учреждение дополнительного образования – это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особо акцентируем внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе.
Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в больший степени соответствует его интересам, склонностям и способностям (19, с. 95).
Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией. В связи с этим учреждения дополнительного образования - это не придаток школы, они имеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, которое может дать широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворить интересы личности.
Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д. (17, с. 49).
Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывают, что в настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования, основные понятия, раскрывающие его сущность, еще только начинают складываться, что свидетельствует о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена.
В учреждении дополнительного образования дети могут развивать способность к выбору позиций, способность к ценностно-ориентационной деятельности через те формы своей работы, которые им ближе всего - через творческие конкурсы, праздники, через досуг. Творческий конкурс, праздник, досуговая деятельность вообще формируют у человека чувство принадлежности к социуму, формируют общие ценности, чувство единства с другими людьми (15, с. 64).
Учреждение дополнительного образования в развитии способности к познавательной деятельности имеет то преимущество, что позволяет расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. Учреждения дополнительного образования расширяют возможность выбора уровня усвоения этой предметной области, исходя из интересов личности, из ее актуальных планов.
Существуют следующие виды учреждений:
- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Значительную роль в исследовании, раскрывающих различные стороны феномена творчества и развития творческих способностей личности сыграли и белорусские учёные: С.Я.Астрейко, И.А.Борейша, А.И.Кочетов, Н.В.Кохарев, И.А.Малахова, Л.Г.Маркович и другие.