Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение

Файлы: 1 файл

готово ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В У СЛОвіях ПОСЛЕДНІЕ.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

 Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребёнка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования творческих способностей, развития социального творчества, формирования социального опыта ребёнка.

Также выявилось, что в процессе занятий по предметам художественно-эстетического цикла, в кружках у младших школьников интенсивно развиваются: логическое, пространственное, абстрактное мышление, музыкально-творческие способности, формируется способность к таким умственным операциям, как сравнение, сопоставление анализ, синтез, обобщение. А также психические новообразования: рефлексия, целеустремленность, ответственность, эмоционально-оценочная регуляция, волевые качества, коммуникативность. Воспитываются нравственные качества: эмпатия, толерантность.

Организация воспитательно-досуговой деятельности в дополнительном учреждении образования «Дом детского творчества» носит системный характер и составляет воспитательную систему учреждения. При создании воспитательной системы коллектив Дома детского творчества опирается на идею гуманистического подхода в понимании развития личности ребёнка, личностно-ориентированную концепцию воспитания обучающихся, которая признаёт личность как уникальную систему, способную к самоактуализации и творческой самореализации на основе признания самоценности детства, прав ребёнка и его свободы в воспитательном процессе.

Исходя из единства учебно-воспитательного процесса, социальная воспитательная среда Дома детского творчества в равной мере формируется педагогами, как во время занятий, так и во внеурочное время, при организации досуговой деятельности. В Доме детского творчества создаются условия для дифференцированного подхода к детям, для возможности реализации педагогики сотрудничества, для развития индивидуальных способностей ребёнка, его личности.

Педагоги работают с детьми широкого возрастного диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков – это ещё одно достоинство дополнительного образования. Благодаря всему этому дополнительное образование последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создаётся почва для творческой деятельности ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в группах начинающих и с теми, кто уже овладел соответствующими навыками и умениями, а далее ребёнок выходит на уровень творчества.

   Отличительная особенность дополнительного образования (в сравнении с учением) – добровольный выбор ребёнком видов деятельности, форм занятий и отдыха.

Годовой цикл воспитательно-досуговых мероприятий – неотъемлемая часть программы воспитания Дома детского творчества. Участие в этих мероприятиях является основной и конечной формой творческой самореализации обучающихся.

Ценность воспитательных мероприятий для детей и подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Реальным мотивом для посещения Дома детского творчества для большинства учащихся выступает желание общаться с товарищами, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Всё это они получают, занимаясь в творческих объединениях Дома детского творчества, участвуя в воспитательно-досуговых мероприятиях.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы::

- Дополнительное образование детей способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках.

-  В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

- Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Астрейко С.Я., Астрейко Е.С. Природа творческих способностей человека  // Пазашкольнае выхаванне. – Мн., 2002. –  № 6. – с. 31-34
  2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. – М., 2001. –   384 с.
  3. Гримоть А., Ходонович Л. Игра и творчество в воспитании // Пралеска. –Мн., 2005. –  № 12. – с.. 15-17.
  4. Дедюхина О. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в УДО // Дополнительное образование – 2005, № 9 с.18-21.
  5. Дейкало И.Д. Поиски и открытия в волшебном мире музыки // Асновы мастацтва. –  Мн., 2001. –  № 4. –  с. 42-47.
  6. Дуванская М.К. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения: Дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2005. – 247 с.
  7. Иленова Н.В. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка в детской досуговой деятельности // Дополнительное образование – 2001, № 2, с.22-24.
  8. Ковалевская А.А. Музыкально-эстетическое воспитание студентов:     дифференцированный подход // Адукацыя і выхаванне. № 3, 2005. – 80 с
  9. Крикун Т. Каравай с березовым соком. // Библио-поле. №.7, 2007 – с. 78-81.
  10. Кухарчук А.И., Широкова А.Б. Взрослый мир детства. – Мн.: Народная асвета, 2001. –  242 с.
  11. Кушнерова С.Г. Использование корреляционного метода для изучения связей между эмпатией, креативностью и невротичностью // Псіхалогія. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2001. –  № 2.- с. 47-49.
  12. Лазурский А.Ф.Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / Коммент., примеч., прил. Е.В. Левченко. – СПб.: Алетейя, 2001. – 347 с.
  13. Левин И.Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства: Дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2003. – 204 с.
  14. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. – М.: МГУ, 1998. – С.239.
  15. Малахова И.А. Развитие личности. Способности к творчеству. В 2-х частях. Ч.1. – Мн.: Беларуская навука, 2003. –  158 с.
  16. Назарова Н.В. Художественное творчество как форма самореализации ребенка// Народная асвета.- Мн., 2005. – с.96-99. 
  17. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 2005.- 210 с.
  18. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/ Д.К. Кирнгарская, Н.И. Клященко, К.В.Тарасова и др./Под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Академия, 2003. –   368 с.
  19. Рахманина Е.В., Титов А.Ю. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры; Издатель А.В. Воробьев, 2005. – 372 с.
  20. Родевич Т.Н. Самореализация личности в процессе социокультурной деятельности // Сацыяльна-падагагічная работа. – Мн., 2002. –  № 2. – с. 56-58.
  21. Рожина Л.Н., Месникович С.А. Развитие представлений о нравственном человеке в процессе изучения психологических дисциплин // Адукацыя і выхаванне. № 10, 2005. – с. 80-82.
  22. Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоевывает признание практиков. // Народное образование, 2004, №8, с.155-159.
  23. Сельченок К. Тайная миссия музыки. – Мн.: Харвест, 2003. – 750 с.
  24. Семёнова Е.И. Арттерапевтические технологии в работе с детьми – инвалидами // Сацыяльна-педагагічная работа. – Мн., 2003. –  № 4. – с. 84-87.
  25. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. –  64 с.
  26. Теплов Б.М. Способности и одарённость . – М.: Педагогика, 1981 –  320 с.
  27. Томилина Е.Г. Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 25 с.
  28. Человек. Искусство. Эпоха/ сост. Т.Е.Заводова. – Мн.: Красико-принт, 2005. – 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК "ЦВЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ"

 

Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. Разделитесь на 2 команды. За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются кружки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял кружок.

 

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы  лучше преподнести? Собственного  изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный  букет? (Его необходимо полностью  завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть  в букете? (Если цветов до 10, то  количество их должно быть  нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать  букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят  цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить  мужчине, а какие женщине? (Мужчине  лучше дарить цветы крупные  с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше  навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать  при составлении букета? (Головки  цветов располагать в разных  плоскостях; не допускать перекрещивания  вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят  корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали  преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую  загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)

Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги: в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

 

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня. Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз. Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

 

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

  РОЛЬ ОКРАСКИ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ, ИЛИ  «КТО КАКОГО ЦВЕТА?»

 

Цель: показать роль окраски в жизни животных.

Материалы и оборудование: разноцветные бумажные «жучки», гусеницы,  бабочки, червяки (в наиболее простом варианте  это  могут  быть  замещающие  животных кружочки-символы), большая модель бабочки, у которой верхняя  часть  крыльев окрашена ярко, с крупными  пятнами,  а  нижняя  —  однотонная,  коричневатая (крылья должны раскрываться и складываться).

Предварительная работа. Изготовление бумажных насекомых и дождевых  червяков вместе с детьми. Неоднократные наблюдения за живыми насекомыми,  червями  на экскурсии, во время которых  руководитель  особое  внимание  обращает  на  их окраску, подчеркивает,  заметны  они  или  нет  на  окружающем  фоне.  Перед занятием в разных местах тропинки (среди листьев,  на  коре,  на  земле,  на асфальте) разместите бумажных  бабочек,  жуков,  гусениц,  червяков.  Должны быть представлены две ситуации: насекомое не заметно на  окружающем  фоне  и насекомое сразу выделяется среди своего окружения.

 

                                Ход занятия.

 

1. Скажите  детям,  что  сегодня  на  тропинке  можно  обнаружить  необычных красивых бабочек, жуков и других насекомых, а также дождевых червяков.  Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание детям:  найти как  можно  больше  разных  бумажных  насекомых,  червяков  и  принести   их руководителю. При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки  и какого цвета было их окружение. Можно ограничить игру по времени  и  заранее определить  количество  насекомых. 

Другой  вариант:  выделить  для  каждого ребенка отдельный участок, на  котором  он  должен  обнаружить  определенное количество (например,  6)  насекомых.  Если  какие-то  объекты  не  найдены, обязательно покажите  их  детям,  обсудив,  почему  именно  их  было  трудно заметить  (как  правило,  в  таких  случаях  окраска  моделей  соответствует окружающему фону). После наблюдений выслушайте ребят и  предложите  ответить на  вопрос:  «Каких  животных  они  замечали  в   первую   очередь:   ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так  же,  как  и все вокруг?» (лист, кора дерева и т.п.) Например,  сразу  ли  дети  заметили божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по  окраске?  А  кузнечик  в траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка с коричневыми крылышками на коре?

Информация о работе Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования