Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.
Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение
Также много внимания уделяется занятиям по декоративно-прикладному искусству. Дети своими руками создают из природного материала поделки, игрушки, которые и стали основой для создания Музея детского экологического творчества «Белорусский уголок», открывшегося 1,5 года назад.
Ярким примером бережного отношения к природе являются интерьер эко-клуба «Барвинок», оформленные руками детей и их руководителя. Большое внимание здесь придается фитодизайну. Разнообразие домашних растений, их удачное размещение на специальных подставках и в своеобразно оформленных зеленых уголках дает возможность посетителям клуба присоединиться к эстетическому и здоровому отдыху, улучшает комфорт. Также для того, чтобы дать представление о многообразии окружающей среды, воспитать бережное отношение к природе в клубе оформлена постоянно действующая выставка-просмотр «Остановись, мгновенье!» с разделами:
◦ Природа земли белорусской;
◦ Целебные силы природы;
◦ Животный мир;
◦ Насекомые;
◦ Мои верные друзья;
◦ Пернатые друзья.
Экспозиция сопровождется словами: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину!»
Эта экспозиция очень помогла ребятам при подготовке к празднику «Знай и люби свою природу», посвященного Всемирному Дню охраны окружающей среды (Приложение В). Для учащихся начальных классов, членов клуба, также были собраны книги экологической тематики на ярких, красочных выставках «Путешествие по родному краю», «Живи, природа!». Детям, углубленно интересующимся какой-либо темой экологической направленности, Инна Владимировна предлагала проводить в форме брейн-рингов, викторин. Таким образом, ею было составлено пять тематик для экологических викторин: «О братьях наших меньших», «Тайны зеленой страны», «Живой мир природы», «По родному краю», «Защищай, береги и умножай».
В веселой, радостной и праздничной атмосфере проходят массовые мероприятия для детей и подростков, разрабатываемые совместно с театральным кружком «Маска». Одна из эко-викторин вдохновила руководителя клубного объединения и ее воспитанников на проведение познавательного путешествия «Лес чудес» (Приложение Г), познавательных экологических часов.
Силами младших школьников для самых маленьких была создана картотека «Зообеседка». Ребята смогли найти в ней ответ на любой интересующий их вопрос о природе. «Зообеседка» содержит следующие разделы:
Много интересного дети узнали на утреннике «Здравствуй, картошка!». Главный герой праздника Антошка оказался способным мальчиком, но ленивым. Ребята называли ему пословицы о картошке и других овощах, отгадывали загадки. А аукцион рецептов блюд из картофеля прошел весело и шумно, так как каждый лот аукциона можно было попробовать. К мероприятию была оформлена тематическая полка «Во саду ли, в огороде».
Одной из самых действенных творчески развивающих личность младшего школьника стала заочная игра-викторина «Неоценимые источники». К началу игры-викторины был оформлен плакат-объявление с симпатичным Лесовичком: «Хочешь проверить свои знания, узнать много интересного о природе и природных богатствах? Если да, то приглашаем принять участие в заочной игре-викторине «Неоценимые источники». В этой игре могут принять участие дети, выполнившие такие условия:
Каждая работа оценивается Лесовичком. Выигрывает тот, кто больше и лучше знает книги о природе. Читайте и отвечайте на вопросы, ответы вы найдете в книгах и журналах с нашей выставки».
Подготовка к игре-викторине проходила совместно со школой и другими подразделениями дома детского творчества. Цель, поставленная Инной Владимировной при разработке программы, была достигнута. Она умело выбирала формы и методы работы, которые наиболее соответствовали каждой возрастной группе детей, участников клубного объединения. Дети получили представление о многообразии окружающей среды. Ильяш И.В. продолжает работу по целенаправленному воздействию на духовное развитие детей, воспитанию нравственности в отношениях их к природе, людям и самим себе.
"Уроки творчества" со школьниками младших классов проводит Полуян Светлана Николаевна. Учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем направлениям и направленную на развитие системного мышления и управляемого воображения.
Светлана Николаевна предлагает детям выполнить следующие творческие задания:
"Заполни экраны системы";
"Изобрази систему";
"Угадай систему по заданным свойствам";
"Определи функции систем";
"Проверь силу своего мышления"
"О библиотекаре";
"С днем рождения" и др., которые ориентированы на развитие умений выявлять и сопоставлять характеристики объектов, явлений, ситуаций, рассматривать объекты во взаимосвязи, составлять описание объекта, определяя подсистемы, надсистемы, тенденции развития, моделировать системные свойства.
В начале творческой работы дети, совместно с руководителем, обсуждают предложенные задания: выбирают для рассмотрения систему (из природного или технического мира), затем – работают над выполнением поставленной задачи самостоятельно. Например, в задании "Проверь силу своего мышления" (тема "Системное мышление"), в описание которого ребята включают следующие компоненты: части автомобиля и их составляющие, использованные материалы; автомобиль как часть системы транспорт; места функционирования и хранения автомобиля; предшественники современных автомобилей и их составляющие.
Также, в процессе работы над заданием, результатом которого является получение моделей различными способами, дети используют видеофотосъемки, тени, зеркала.
Метод моделирование маленькими человечками, позволяет увидеть задачу как бы "изнутри", что позволяет детям иначе взглянуть на уровень выполнения творческого задания. Полуян С.Н. описала следующую ситуацию: "В капле воды миллионы микробов. Для наблюдения под микроскопом аббату Спланцани (одному из первых исследователей-микроскопистов) понадобилось внимательно рассмотреть каплю. Как быть?" В результате коллективного обсуждения для решения дети выбрали следующую задачу: необходимо отделить один микроб от другого. Так как микробы не видимы глазу, эту задачу представили моделью из маленьких человечков. Каждый микроб - маленький человечек. Затем воспитанники разделились на группы, которые демонстрировали различные варианты отделения микробов. Решать такую задачу детям было очень интересно и весело. Интересным было то, что ребята старались изобразить «вредных микробов» и «полезных микробов» с помощью мимики, жестов, что получалось у них довольно успешно.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях кружка «Умелые руки», руководителем, которого является Лаворенко Ирина Владимировна. Руководитель большую роль отводит коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке. На занятиях дети не только делают картины, но и сочиняют сказки к этим картинам, которые потом сами ставят и показывают родителям. На занятиях кружковцы учатся выбирать сюжет картины, цветовую гамму, подбирать материал, определять этапы работы, что благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Также в Доме детского творчества работают и другие центры. Директор ДДТ дала краткую характеристику каждому.
Центр «Гражданин» - формирует правовую и демократическую культуру учащихся; способствует воспитанию гражданина, патриота своей Родины; взаимодействует с БРСМ, пионерской организацией; организует проведение информационных часов; оказывает помощь в поиске ответов на вопросы, касающиеся личности учащихся, смысла жизни, на актуальные вопросы самоутверждения; организация и проведение лекций, бесед, диспутов, встреч, часов информирования на государственно- политические и общественно-социальные темы.
Центр добрых дел «Милосердие» - расширение социально-психологических знаний о себе и окружающем мире; способствует воспитанию чувства сопереживания, соучастия в судьбах людей живущих рядом; формируется потребность быть полезным, делать бескорыстно добрые дела; организует праздники, часы общения с ветеранами войны и труда в микрорайоне; проводит акции для детей-инвалидов, детей из приюта «Доброе сердце», «Дети - детям» и др.
Центр «Здоровье» - способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся; создает условия для формирования здорового образа жизни, обучения навыкам ЗОЖ; организует и проводит спортивные мероприятия, спартакиады здоровья, спортивные праздники, походы, игру «Школа безопасности»; вовлекает учащихся в спортивные секции кружки.
Пресс-центр- овладение навыками журналистского мастерства; создание условий для самореализации творческих возможностей учащихся; организация и проведение смотров-конкурсов рисунков, плакатов и т.п.; участие в оформлении проводимых мероприятий; выпуск газет, статей, информационное наполнение Интернет-сайта ДДТ.
Родительский клуб - повышение уровня педагогических, психологических и правовых знаний родителей; реализация планов по организации и проведению совместных дел родителей и детей; профилактика и предупреждение правонарушений учащихся, предотвращение случаев безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
На констатирующем этапе нашего исследования был проведен опрос среди воспитанников клубных объединений, кружков различной направленности (67 респондентов). Воспитанникам младшего школьного возраста предложили ряд мотивов, побуждающих их посещать клуб (кружок). В результате опроса выявились следующие данные (Приложение Д):
- С целью самовыражения, эмоционального подкрепления ДДТ посещает - 19 учащихся (28,4 %);
- Самосовершенствования – 11 учащихся (16,4 %);
- Эмоционального подкрепления – 14 учащихся (20,8 %);
- С познавательной целью – 15 учащихся (22,4 %);
- С практической целью – 8 учащихся (11,9 %).
Из этого можно сделать вывод, что все учащиеся, посещающие Дом детского творчества г. Калинковичи понимают, что они хотят получить на занятиях в ДДТ, чего достичь и с какой целью они учатся в учреждении дополнительного образования.
ВЫВОД
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования в условиях учреждения дополнительного образования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) Творческие способности - это интегральные качества личности, существенно значимые для успешного осуществления творческой деятельности, в результате развития которых появляются новые качественные показатели в когнитивной, эмоционально-волевой и действенно-практических сферах личности, способствующие ее самореализации.
Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования имеет реальные возможности развития творческих способностей.
3) В результате анализа практического опыта по активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено, что успешное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
2. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
3. Предоставление ребенку
4. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
5.Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Также, в результате анализа научно-педагогической литературы мы выяснили, что дополнительное образование, как неотъемлемая часть непрерывного образования, выходящая за рамки государственных образовательных стандартов, является важнейшим фактором развития творческих способностей учащихся, т.к. позволяет на основе свободного выбора видов и направлений деятельности, личностно-ориентированного и личностно-деятельностного характера образовательного процесса на основе сотворчества и сотрудничества педагогов и учащихся реализовать идею постоянного развития ребенка; способствует углублению мотивации к познанию и творчеству.