Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение

Файлы: 1 файл

готово ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В У СЛОвіях ПОСЛЕДНІЕ.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизации содержания образования. Без него не возможно развитие. Он предполагает признание ценностей ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Самопринятие. Самопринятие личности можно определить как ощущение ценности собственной личности, чувства собственного достоинства, силы своего "Я". Оно характеризуется доверием своим чувствам, верой в себя и свои возможности, открытостью характера. Самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями) отличается от самооценки, которая предполагает чаще всего сравнение своих достижений с достижениями других людей и оценку себя как носителя определенных свойств.

Природосообразность. Экологический подход к личности, целостное видение его мира, человеческих возможностей и функций во взаимоотношениях с обществом, природой.

Опора на интерес. Ориентация на накопленный личностный опыт ребенка. Образовательный процесс в этом учреждении организуется через опыт углубленного освоения заинтересовавших личность знаний, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

Свобода выбора. В ДДТ пропагандируется возможность выбора образовательной программы, индивидуального маршрута (на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата) для удовлетворения интересов, осуществления своих цепей, развития способностей, творческой самореализации каждого ребенка. Свобода, автономность и ответственность участников образовательной деятельности являются отправными точками всего педагогического процесса. Свобода предполагает осознание и признание свободы других людей.

Индивидуальный подход. Педагогами этого учреждения дополнительного образования индивидуальный подход понимается не как учет конкретных индивидуальных особенностей, а приверженность ценности индивидуального развития. Это совместная деятельность педагога и воспитанника по развитию того особенного, единичного неповторимого, что заложено в каждом ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

 Все вышеперечисленные принципы  помогают руководителям кружков  включать ребенка в деятельность  и в деятельности он может и должен научиться творчески мыслить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Организационно-педагогические  условия развития творческих  способностей учащихся в учреждении  дополнительного образования

 

 

 Своё знакомство с домом детского творчества дети начинают с Группы кратковременного пребывания, которая из года в год, начиная с 2006 года, становится всё более востребованной.

В ней, кроме интеллектуального, личностного, физического развития ребёнка, решаются также задачи развития взаимодействия ребёнка со сверстниками и его ранней социализации. Здесь создана предметно – развивающая среда для учебной, совместной деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста. В Доме творчества ребенок имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам.

Воспитательный процесс проходит в ДДТ, в едином процессе с образованием. Воспитательная система ДДТ позволяет всем, без исключения коллективам, включаться в различные виды внеурочной деятельности. По мнению директора Дома детского творчества участие в программах «Наша семья», «Путь к успеху через океан творчества» - позволили  их воспитанникам стать участниками многих интересных внутренних мероприятий и конкурсов.

 В творческих объединениях  ДДТ детям предоставляется полная  свобода, поскольку дополнительное  образование по своей сути  – инновационная сфера, где нет  системы школьных оценок, нет  таких часто пугающих ребенка понятий, как “ты должен”, “ты обязан”, нет классно-урочной системы, нет жесткой сетки учебного плана. К нам они приходят отдохнуть, пообщаться, заняться любимым делом.

Рассмотрим подробно учебно-педагогическую деятельность клубного объединения «Позитив» дома детского творчества г. Калинковичи.

На протяжении 6 лет Зюзьков Максим Юрьевич является бессменным руководителем этого объединения. «Все дети способны» - вот принцип его учительской деятельности. Максим Юрьевич считает, что его главная задача - раскрыть эти способности и обеспечить их полноценное развитие.

В своей работе он опирается на следующие организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся:

-  свободная атмосфера в классе (отсутствие авторитарности, менторства, возможность выбора деятельности);

-  доброжелательность со стороны руководителя, его отказ от критики в адрес ребенка;

-  высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики, решение творческих задач при изучении различных тем;

- вовлечение в процесс самостоятельного поиска знаний;

- опора на максимальную активность учащихся в процессе обучения;

       - увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности руководителя;

- внимание к интересам и способностям каждого ученика (вера в ученика) к его разностороннему развитию, здоровью, склонностям;

- руководитель достигнет желаемого результата лишь в том случае, если ему самому как личности не  чужд постоянный творческий поиск.

Чтобы сформировать у детей умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок, руководитель включает в свои занятия продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеполагание, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

Для развития целеобразования Зюзьков М.Ю. широко использует задания, которые требуют от ребенка самостоятельного формирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий, определение целей и задач деятельности и т.д. Также включает в структуру занятия задания вида: сформировать вопросы к содержанию текста, картины; задать дополнительный вопрос отвечающему ученику и т.д. Руководитель клубного объединения считает, что проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив, поэтому задания на целеобразование  использует в игровой форме.

Детям, участникам клубного объединения «Позитив», очень нравится игра «Школа», которую руководитель организовывает на вечерах литературного чтения. Максим Юрьевич предлагает детям представить каждому, что тот учитель, который ведет урок литературного чтения и на этом уроке идет работа над данным рассказом и к этому рассказу необходимо придумать вопросы по содержанию  этого текста ребенок задаст «своим ученикам». Это задание «Составь как можно больше вопросов» позволяет ребенку расширить поле своей деятельности, он не ограничен количеством вопросов, что позволяет ему показать свои возможности в их формулировке. 

Для развития у учащихся начальных классов умения планировать работу руководитель постоянно обсуждает со своими воспитуемыми, как они представляют себе свои будущие действия при выполнении любых заданий на клубном занятии. Со слов Зюзькова М.Ю. на вечерах литературного чтения дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои впечатления, переживания.

Для анализа произведения педагог формулирует задания, целью которых является следующее: установить различные связи между отдельными фактами рассказа; доказать, подтвердить какое-либо положение; определить место и время событий, описанных в рассказе; сравнить героев произведения, двух произведений; найти изменения в поведении героев в ходе рассказа; сравнить картины природы, изображенные в одном или двух произведениях; сравнить два различных по жанру произведения; выделить главную мысль рассказа, части рассказа; сделать вывод на основании содержания одного или нескольких рассказов и др.

Осуществляя анализ, сравнение, обобщение ребята овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями. А на основе этого формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельного творческого мышления младшего школьника.

Таким образом, включение в структуру занятий по литературному чтению продуктивных заданий является одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как целеполагание, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка, которые играют большую роль в развитии творческого мышления.   

Два года назад в учреждении дополнительного образования дом детского творчества был создан и до сих пор работает эко-клуб «Барвинок». Идея создания клуба была простой: собрать вместе детей, которые любят природу и хотели бы принять участие в полезных делах города. За двухлетний стаж                                                            работы экологического клуба под руководством Ильяш Инны Владимировны наметилась и концепция его деятельности.

Основными ее направлениями стали:

- вооружение воспитанников глубокими экологическими знаниями, привитие им навыков осознанной экологической культуры и грамотности, приобщение к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для всестороннего развития личности ребенка, возрождения его духовно-нравственной культуры, формирование стремления к здоровому образу жизни;

- совершенствование и обновление форм и методов учебно-воспитательной деятельности,

- развитие взаимодействия с образовательными учреждениями города по активизации опытнической и исследовательской работы с детьми в области экологии и охраны природы.

Развитию творческих способностей детей также способствует и определенная организация образовательного процесса экологического направления, которая характеризуется следующими особенностями:

  • свободой выбора;
  • сочетанием различных направлений и форм занятий;
  • наибольшим приближением к природным основам развития ребенка;
  • многообразием видов и направлений деятельности;
  • конструированием ситуаций проектной деятельности. 

Ребята на заседаниях клуба не только читают и сочиняют, но и ставят спектакли. Для того чтобы ребятам было интересно в клубе, Ильяш И.В. совместно с детьми придумывает новые формы работы. Например, в сентябре красочно прошел праздник  цветов «Цветочный этикет» (Приложение А). На праздник принесли каравай и  искусно составленные букеты цветов. Дети и их родители были в восторге.

Также дети ходят в походы, мастерят кормушки и скворечники, принимают активное участие в озеленении своего района.

Юные экологи ведут сбор материалов в папках-досье, папках-накопителях по темам: «Красота родного края», «Белорусские просторы». В кабинете, где проходят заседания клуба, постоянно работает уголок информации, который ребята сами и обновляют.

Ильяш И.В. проводит познавательные экскурсии для своих воспитанников. Например, тема последней экскурсии была «Роль окраски в жизни животных или кто какого цвета?» (Приложение Б). Перед тем, как проводить экскурсию, детям было предложено изготовить бумажных насекомых и дождевых червяков. Также, в процессе изготовления насекомых, Инна Владимировна рассказала ребятам о различной окраске живых насекомых: насекомое не заметно на  окружающем  фоне благодаря своей окраске и насекомое сразу выделяется среди своего окружения благодаря этому же.

Затем, во время экскурсии, в разных местах тропинки (среди листьев,  на  коре,  на  земле,  на асфальте) Инна Владимировна разместила бумажных  бабочек,  жуков,  гусениц,  червяков.  Ею было дано детям задание: найти как можно  больше  разных  бумажных  насекомых,  червяков  и  принести   их ей. И при этом им нужно было запомнить, где именно затаились бабочки, жуки  и какого цвета было их окружение. Дети с удовольствием разыскивали насекомых, запоминали их окружение. Затем группу разбили на две части и, первой группе предложили спрятать насекомых, а второй – найти.

После того, как задания были выполнены, Инна Владимировна предложила детям обсудить,  почему  именно  участники первой группы положили зеленую гусеницу на листок, а божью  коровку  спрятать  так  и  не  удалось, а участники второй группы быстро нашли среди коры деревьев, в траве ярких насекомых, и, в последнюю очередь тех, кто цветом больше совпадал со своим окружением. После окончания экскурсии руководитель еще раз подчеркнула, как бы закрепляя полученные знания, что в природе ярких насекомых легче заметить, чем тех, кто «прячется» и по цвету окрашен почти так же, как цветок или  листок, на котором они сидят.

Информация о работе Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования