Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение

Файлы: 1 файл

готово ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В У СЛОвіях ПОСЛЕДНІЕ.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения (10, с. 63).

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка (7, с. 22).

Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. По мнению психологов свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже.

Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретации материалов первоисточников и т.п. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребенка, его самореализации и роста его личностного достоинства.

Значит, не только перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом, но и перед педагогами учреждений дополнительного образования (16, с. 97). Знакомство с изобразительным искусством, включая классическое и современное, углубляет интеллектуально-эмоциональное восприятие мира. Благодаря этому ребенок избавляется от эгоцентрической точки зрения, начинает понимать, что, кроме его собственного восприятия мира, может существовать и иное его видение, другая, отличная от собственной, перспектива.

Все это может быть потом перенесено на область личного и делового общения с людьми, где способность встать на точку зрения другого человека, понять и принять ее еще более важна, чем в познании мира искусства. Жизненный опыт убеждает, что многие из тех людей, кто обнаруживает отсутствие у себя такой способности, вместе с тем показывают непонимание и неприятие современного искусства и нового вообще (22, с. 155).

 Искусство кино, телевидение  расширяют рамки восприятия мира, обогащают его видение за счет  того, что благодаря творческой  работе сценаристов, режиссеров и исполнителей на экраны попадает самое интересное из того, что существует в жизни, наиболее ценное для развития интеллекта и культуры человека.

В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как субъекта. Это трудности нового режима жизни, новых отношений — с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста — произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения (4, с. 42).

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сенситивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных  потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов  и навыков учебной работы, «умения  учиться»;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению  к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного  развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов (10, с. 53).

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования  предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний (12, с. 208).

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат (3, с. 11).

Творческое же мышление школьника выражается в открытии субъективно нового до того неизвестного: нового способа решения задачи, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего-либо без опоры на образец развивается в деятельности требующей проявления творчества. Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют ее характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний (1, с. 31) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительного образования

 

Чтобы понять и представить особенности воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования, перечислим наиболее типичные из них. Так, имеются центры детского творчества, городские станции юных техников, городские станции юных натуралистов, детские музыкальные школы, детские художественные школы, детско-юношеские спортивные школы и др. Это далеко не полный перечень учреждений дополнительного образования.

 По содержанию образовательно-воспитательной  деятельности учреждения дополнительного  образования можно подразделить  на однопрофильные, и многопрофильные.

 Проблему творческого развития  личности школьника будем решать на основе образовательно-воспитательной деятельности многопрофильного учреждения, перечислим, например, названия отделов учреждения дополнительного образования “Дом детского творчества” города Калинковичи: художественно-прикладной отдел, музыкальный отдел, художественно-массовый отдел, патриотический отдел, спортивный отдел, отдел социально клубных форм работы (в частности клуб, который и явился базой нашего исследования), отдел дошкольного образования.

 Наиболее характерной тенденцией  практически всех многопрофильных  учреждений дополнительного образования  является включение в их деятельность  отделов дошкольного воспитания. Формы работы с 5-7-летними детьми различны, например, школа раннего эстетического развития и др. В большинстве многопрофильных учреждений дополнительного образования имеются отделы технического творчества, работа которых строится в зависимости от кадров и материальной базы.

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования, активно работают отделы, направляющие работу детских общественных организаций и движений. Различные кружки дома детского творчества объединяют детей по интересам, ребята участвуют в походах и экскурсиях, выпускают стенгазеты, в которых освещают деятельность кружков.

Большое внимание уделяется программе "Хорошие игры" для младшего и среднего возраста, развивающей у ребенка, подростка потребность в самореализации через творчество. Отдел художественно-массовой работы центра проводит концерты, утренники, дискотеки для школьников, организует досуг детей через развлекательные программы, проводит конкурсы эрудитов, КВН, массовые мероприятия кружковцев различных направлений.

Существенную помощь оказывают родители, с большим энтузиазмом работают и сами педагоги, активно включенные в разнообразную инновационную деятельность.

 Для этого учреждения дополнительного образования характерно стремление к инновационной деятельности и саморазвитию, активному сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей практически во всех делах и решении всех проблем, которые стоят перед коллективом. Родителей и учащихся привлекает широкий спектр образовательных услуг. В ДДТ не бывает зрителей - все являются активными участниками. Используются кружковые, игровые, клубные и другие формы работы. Особое внимание уделяется созданию ситуаций успеха для каждого, кто проявляет инициативу и творчество. Можно много говорить о достижениях учащихся ДДТ г. Калинковичи в различных конкурсах  вокалистов, эрудитов, в шахматных турнирах и т.д.

Формы образовательно-воспитательной деятельности в   учреждении дополнительного образования “Дом детского творчества” г. Калинковичи очень разнообразны. Это уроки-путешествия, "круглые столы", КВН, массовые праздники, конференции, предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, литературные вечера и салоны, театрализованные представления, дискуссионные клубы, игры, ансамбли, фольклорные группы, клубы юных натуралистов, различные выставки результатов детского творчества, творческие конкурсы детей и учащихся и т.д.

В этом учреждении дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность клуба ведется по следующим направлениям:

Педагогическая (наставническая) деятельность учащихся. Это шефство старших ребят над младшими в творческой комнате. Некоторые ребята руководят работой новичков и малышей: помогают "отстающим" по изготовлению игрушек и т.п. или руководят работой кружка.

Исследовательская и изобретательская деятельность. И то, и другое доступно детям практически любого возраста и зависит только от сложности предложенной задачи.

Художественное творчество. В художественном творчестве пробуют свои силы многие ученики, хотя высокого результата достигают далеко не все. Главное же состоит в том, что при организации этой работы педагоги максимально используют творческий потенциал каждого ребёнка, его интересы и склонности.

Содержание и организационные формы воспитания и развития в ДДТ разработаны методическим объединением педагогов учреждения и основаны на  принципах, ориентирующих воспитание на развитие активной, образованной, нравственной, физически здоровой, творческой, готовой к самосовершенствованию личности.

Принцип развития. В стратегии педагогического обновления эталоном сопоставления выступает факт развития: развития детей, развитие   самих педагогов, развитие образовательной среды, в которой оно находятся, развитие самого образовательного учреждения.

Информация о работе Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования