Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение

Файлы: 1 файл

готово ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В У СЛОвіях ПОСЛЕДНІЕ.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому нормальному ребёнку. Всякая способность личности проявляется и развивается в деятельности (15, с.136).

Творческие способности представляют собой сложное многоуровневое образование, в основе которого лежат критерии и показатели творчества: мышление (дивергентное и конвергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение (воссоздающее и творческое); творческое самочувствие (интеллектуальное и эмоциональное); интеллектуальная инициатива (чувствительность к проблеме и лёгкость в поиске проблемы)

(15, с.134).

Искусство расширяет смысловое поле, обогащает его, формирует новые личностные конструкты, что, в свою очередь, ведёт к формированию художественного сознания. Таким образом, художественное сознание является усовершенствованной картиной мира личности, дающей возможность оперировать значениями и смыслами, используя вариативность, ассоциативность образов в познании жизненных смыслов. Жизненные смыслы, отражаясь в сознании, как пишет Д.А.Леонтьев, познаются через личностный смысл (14, с.239).

В психологии творчество изучается как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, обеспечивающие её включенность в этот процесс. В исследованиях творческого процесса прослеживается интерес к его центральному звену – субъекту творчества. Основой творческого процесса выступает реализация преобразующей сущности человека. В нём индивид предстаёт как субъект и одновременно результат творческой деятельности. Таким образом, смысл творчества заключается в развитии и самосовершенствовании человека (3, с.15).

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности                 (24, с.388).

Всестороннее и гармоническое развитие личности делает чрезвычайно необходимым глубокое исследование способностей людей к определённым видам деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимодействия с действительностью и активной деятельностью человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологические качества и особенности (в том числе и способности) (1, с.31).

Способности, считал Б.М.Теплов (26, с.32), не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими…. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» (26, с.33).

Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания опыт и интересы ребёнка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы ребёнка.

Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и так далее. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка, формирует эстетическую восприимчивость к миру, оценку прекрасного                  (25, с. 43).

 Если ребёнок  не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное  и в большом. Если восприятие  прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребёнка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведёт к излишней экзальтированности и инфантильной восторженности (1, с. 33).

Все дети, особенно школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством (искусство – это профессиональный уровень мастерства, лучше употреблять выражение – заниматься творческой деятельностью). Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремёслами и т.д. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне себя проявлять в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах (25, с. 44). Поэтому творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее.

Доказательства полезности художественного творчества заключаются в следующем (24, с. 84):

  • предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере;

-  подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

- элементы совпадения в художественном творчестве членов группы помогают возникновению эмпатии и положительных чувств;

  • способствуют возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
  • развивает и усиливает внимание к чувствам;

-     усиливает ощущение  собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Творческие способности зарождаются в детстве. Для детей жизнь это творческое приключение. Основные исследования окружающего мира, которые делает ребенок, это его творческие поиски решения жизненных задач. В детстве запускается процесс, продолжающийся всю дальнейшую жизнь - поиск себя. В этом смысле каждый ребенок открывает для себя язык, умение ходить, способность любить.

Задатки творческих способностей есть внутри каждого ребенка: настойчивое желание исследовать окружающий мир, узнавать новые вещи, пробовать что-то новое, экспериментировать над разными вариантами, как можно сделать или взглянуть на что-то. С возрастом дети в своих играх начинают создавать целые миры. Дети более естественно, чем взрослые, входят в наивысшую стадию творческого процесса, в стадию подъема (5, с. 42).

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве. Для творчества характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности;

в) наличие объективных предпосылок условий для творчества;

г) наличие субъективных предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

 Если из названных признаков  исключить хотя бы один, то  творческая деятельность либо  не состоится, либо деятельность  не может быть названа творческой (18, с. 63).

Творчество - это, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешения противоречия. Для творчества необходимы объективные и субъективные личностные условия, результаты творчества обладают оригинальностью и новизной, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

 Созидая и преобразуя условия  своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, то есть осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы философы стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество.

 Радость творчества доступна  абсолютно всем. Необходимо только поставить человека в определенные благоприятные условия. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ (19, с. 95).

    Еще одно сложное понятие - понятие природы творчества - связано  с вопросом о потребностях  личности.

    Потребности человека  делят на три исходные группы: на биологические, социальные и  идеальные.

    Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить  индивидуальное и видовое существование  человека. Оно порождает множество  материальных квазипотребностей: в  пище, одежде, жилище; в технике, необходимой  для производства материальных  благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

    К социальным потребностям  относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства или противоположную ей потребность быть ведомым.

Подражание и взаимодействие играют исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, "табу", социальные шаблоны только блокируют ее проявление, можно трактовать "влияние" нерегламентированности поведения как отсутствие всякого влияния.

И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала. Но если полагать, что среда влияет позитивно, то для развития креативности совершенно необходимо подкрепление общей одаренности определенным социальным влиянием и подражанием творческой личности, что и происходит в учреждении дополнительного образования (27, с.11).

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста

 

То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.

 Возрастные особенности –  это наиболее характерные для  каждого возрастного периода  детей и учащихся особенности  их физического, психического и социального развития.

 На необходимость изучения  и учета возрастных особенностей  детей и учащихся обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития (1, с 34).

Младший школьный возраст - это время, которое охватывает период со дня поступления в школу до 10 лет. Это самый благоприятный для ребенка период, когда у него происходит перемена в его жизни, он становится школьником. Главное, что испытывают первоклассники при поступлении в школу. К школьной жизни, к своим школьным делам, это – неподдельный повышенный интерес. Исключительно важно для учителя поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.

Современные первоклассники идут в школу уже имея определенные знания о жизни, о природе, умея рисовать, а часто зная буквы, цифры, отдельные умеют читать. В этот период важно поддержать готовность ребенка к умственному усилию и развивать его способности к активной познавательной деятельности, умение слушать, рассуждать, отвечать на вопросы учителя.

Опыт показывает, что при комплектовании первых классов необходимо учитывать уровень подготовленности детей к школе. В школах, где это игнорируется и в одном классе одновременно сидят те, кто самостоятельно читает, и те, кто еще осваивает алфавит, возникают первые трудности, резко падает интерес к школе наиболее подготовленных детей.

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников в основном направлена на то, чтобы развивать их наблюдательность, внимание, самостоятельность. Опора учителя на наглядно-образную память позволяет им легко запоминать конкретные предметы, имеющие многие детали. Но сочетание конкретного и абстрактного материала позволяет постепенно стимулировать и развивать и их теоретическое мышление (25, с. 26).

Информация о работе Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования