Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и практическая проверка организационно-педагогических условий развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей с целью уточнения определения творческих способностей учащихся и возможных критериев их оценки.
2. Раскрыть сущность дополнительного образования как фактора развития творческих способностей учащихся, выявить специфику и возможности учреждения дополнительного образования по развитию творческих способностей учащихся.
Введение……………………………………………………………………..с. 3
Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого развития личности в учреждениях дополнительного образования………………...с. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты способностей, творчества и творческих способностей…………………………………………………...с. 9
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности ученика……………… .с. 13
Глава 2. Практическое решение проблемы творческого развития личности школьника в учреждении дополнительногообразования…………………с. 17
2.1. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования….с. 20
Вывод ………………………………………………………………….......….с. 28
Список использованной литературы………………………………………..с. 31
Приложение
2. Предложите детям
Божья коровка никого не боится. Пусть дети вспомнят: если они возьмут божью коровку в руки, то она может выделить желтые капельки. Если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет очень горько. Когда какая-нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько, и она «запомнит», что яркий, красный с черными точками жучок совершенно несъедобен. В другой раз эта птица, заметив божью коровку, сразу «вспомнит», какая она невкусная, и не станет есть ее на обед.
3. Попросите детей разместить всех жучков так, чтобы они «испугали» птицу, то есть чтобы насекомые были хорошо заметны. Птица подумает, что они ядовитые, несъедобные, испугается и улетит. Дети размещают всех жучков, бабочек, гусениц так, чтобы они контрастировали с цветом своих «домов». Если ребята выполнили все задания правильно, скажите им, что они помогли спастись своим жучкам от птицы. А птица теперь улетела искать других насекомых.
4. Внимательно рассмотрите
верхней и нижней сторон. Пусть дети выскажут свои предположения о причинах различной окраски крыльев сверху и снизу. Предложите им выяснить, для чего бабочке нужны по-разному окрашенные крылья. Скажите детям, что бабочка долго летала, устала и ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Затем попросите детей ненадолго закрыть глаза и прикрепите бабочку на стволе так, чтобы была видна ее яркая окраска, крылья с кружочками- глазами. Сразу ли дети обнаружат бабочку? Почему? А будет ли такая бабочка заметна птицам? Конечно, будет. Как она может спрятаться? Многие бабочки научились обманывать птиц. Предложите детям снова закрыть глаза и сложите крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Как быстро отыщут бабочку дети в этот раз? Почему она не сразу видна? Теперь насекомое незаметно, так как крылья снизу по цвету похожи на ствол дерева. Сидит наша бабочка, отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают ее. Но вот нашлась одна очень внимательная птица, которая все-таки заметила нашу бабочку. Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (подвигаем модель).
Обратите внимание детей на то, что, пока бабочка не двигалась, она была практически незаметной. Как только она начнет двигаться, на нее сразу обратят внимание птицы. Напомните детям, что когда они играют в прятки, то тоже стараются сидеть неподвижно (если они будут махать руками, водящий их сразу заметит). Так и животные, когда прячутся, стараются не двигаться.
Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом — враг. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? (Пусть дети предложат свой вариант.) Она решает ее напугать. А как безобидная в общем-то бабочка сможет напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать или наброситься на нее, как некоторые другие животные. Что бы дети сделали на месте бабочки? (Выслушиваем ответы.) Когда птица подлетела к бабочке совсем близко, бабочка резко раскрыла свои крылья. (Показываем это на бумажной модели.) Что же произошло? Птица вместо коричневатых увидела яркие, да еще с «глазами»-кружочками крылья. Перед ней теперь уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, а потом решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной добычей. Взмахнула она крыльями и улетела искать себе обед в другом месте, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в цветах (пусть дети сами отнесут бабочку на клумбу).
5. Выберите участок, покрытый травой. Для этого задания вам понадобится набор одинаковых «червячков-гусениц» (или жучков-кружочков) разного цвета.
То есть у вас должны быть два вида «гусениц»: резко отличающиеся по цвету
от газона (красные, оранжевые) и те, которые будут незаметны на нем
(зеленые разных оттенков).
Договоритесь с детьми, кто из них будет изображать голодную птицу и
собирать себе на обед гусениц. Разбросайте «червячков» на траве (дети не
должны видеть, как вы это делаете). Попросите «птицу» собрать всех гусениц.
Собирать их нужно по одной и каждый раз, подняв с пола, отдавать
воспитателю. Вы берете у ребенка его «добычу» и раскладываете на земле или
асфальте гусениц в том порядке, в каком их приносит ребенок.
Когда вся «добыча» будет поймана (собрана), обратите внимание детей на
то, каких гусениц ребенок принес первыми, а каких — последними. Первыми
«птица» склевала самых заметных, ярких. Их она быстро заметила и собрала. А
самыми последними были собраны те, которые по цвету мало отличаются от
травы и на ней почти незаметны. Такую игру можно повторить в помещении,
разбросав модели на полу (но и в этом случае обязательно должны быть
бумажные насекомые, незаметные на общем фоне).
Сценарий
праздника «Знай и люби свою природу»,
посвященного Всемирному Дню охраны окружающей среды
Вед.1: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш праздник посвящён Всемирному Дню охраны окружающей среды, который отмечается 5 июня.
Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Всё созданное ею – настоящие шедевры.
Вед.2: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда ей беречь!
Вед.1: В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
Вед.2: Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Вед.1: Прекрасный вальс танцует с ветром лето
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется всё это,
Давайте же её любить всегда!
Вед.1: Дорогие друзья, Наш экологический праздник – особый праздник. Он раскрывает нам красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений людей и природы.
Вед.2: Тысячелетиями люди борются с природой, покоряют её. Осушение земель, заводы, фабрики, гидроэлектростанции, и многие другие достижения прогресса человечества негативно влияют на природу, на окружающую среду, отравляют её.
Вед.1: Что бы жить, всем людям на нашей планете нужен чистый воздух, кристальная вода, нужны растения и животные, поэтому мы должны беречь природу, оберегать её. Среди нас есть люди, которые своим трудом, талантом и мастерством украшают землю. Это и цветоводы, и агрономы, и садоводы…
Вед.2: И мы с вами должны делать всё возможное, что бы сохранить всю красоту окружающего нас мира.
Вед.1: Не рвать попусту цветов на лугах и в лесу. Ведь многие из них занесены в «Красную книгу», многие служат источником питания для самых разных насекомых.
Вед.2: Не ломать просто так веток деревьев.
Вед.1: Не бросать мусор на траву или оставлять на поляне, не мусорить на улицах, возле школы.
Вед.2: Не рвать листьев с деревьев или с кустарников.
Вед.1: Не стрелять в птиц с рогатки, не разрушать их гнёзда.
Вед.2: Да и многое другое, что может навредить природе.
Вед.1: Ведь мы ребята – хозяева нашей Земли. Мы должны любить и оберегать нашу природу.
Вед.2: А что б наш праздник прошёл весело, мы проведём несколько очень интересных и необычных конкурсов. А победители и самые активные участники получат грамоты от Деда-природоведа..
Вед.1: А для начала, ребята, отгадайте о каких друзьях леса идёт речь.
У работы есть начало,
А конца работе нет.
Их в лесу совсем немало,
Ведь без них и леса нет.
Ты никогда, пожалуйста,
На них не жалуйся,
А то без них вредители
Давно бы лес расхитили.
Строим замки и дворцы они
От зари и до зари,
Если встретишь домик их,
То его ты сбереги.
(Муравьи и муравейник)
Вед.2: Правильно, это муравьи –санитары леса. Давайте разделимся на две команды. Одна команда «Мураши», вторая «Божьи коровки».
За каждый конкурс, команда-победитель получает медаль, в конце праздника медали подсчитываются, награждается победитель.
Конкурс №1 «Наша речёвка ».
Необходимо прочитать речёвку, чья команда дружнее и лучше (на подготовку 2 мин.)
Команда «Божие коровки»
Раз-два, три-четыре.
Три-четыре, раз-два!
Кто шагает дружно в ряд?
«Божих коровок» дружный отряд.
Мы сильны, как носороги,
Прочь, вредители, с дороги!
Команда «Мураши»
Раз-два, три-четыре.
Три-четыре, раз-два!
Пять-шесть, семь-восемь!
В лес зеленый в гости просим
Только добрых мы гостей,
Злых обгложем до костей.
Конкурс №2 «Турнир знатоков»
Вопросы к-де «Мураши»
1.Могут ли слоны плавать?
(Слон не только хорошо
2. Одинаковые ли глаза у кошки ночью и днём?
(Не одинаковые. Ночью зрачки расширяются)
3. Всегда ли рак движется назад?
(плавает рак всегда назад, но к пище всегда движется вперёд)
4. Какая птица самая большая в мире?
(Африканский страус)
5. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
(Пингвины)
--------------------------
Вопросы к-де «Божие коровки»
1.Растёт ли дерево зимой?
(Нет)
2.Какие звери летают?
(Летучие мыши)
3.Какие цветы расцветают
(Мать-и-мачеха, пролески, подснежник)
4.Сколько ног у паука?
(Восемь)
5. Какое растение служит сырьём для изготовления ткани?
(Лён)
Вед.1: Наш праздник продолжается. Ребята, все вы знаете, что лес – богатейшая кладовая природных ресурсов. Лес – это древесные растения, мхи, лишайники, грибы, ягоды, орехи, берёзовый и клёновый сок и многое другое.
В лесу обитают самые разные животные и птицы. Лес наш первый друг и союзник в деле окружающей среды. Наш следующий конкурс станция «Загадкино», загадки о лесе. Кто знает правильный ответ, подымает руку.
Конкурс №3 Станция «Загадкино»
1.Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
2. Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.(Берёзы)
3. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
4.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна)
5.В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь)
6.Мягок, а не пух. Зелен, а не трава? (Мох)
7.Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц)
8.Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
9. В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной
Осень пёстрая придёт –
На зубок он попадёт. (Орех)
10. На тропинке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки – собираем огоньки. (Земляника)
Конкурс №4 "Лесная путаница"
Необходимо найти ошибки в тексте , связанные с природой.