Учебная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 17:16, реферат

Описание работы

В настоящее время образование занимает очень важное место в жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, достиг успехов. Но не каждый знает психологию учебной деятельности, которая осуществляется в школах. Именно об учебной деятельности и пойдет речь в данной работе.
Учебная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Основная цель учения, т.е. учебной деятельности заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Определение учебной деятельности………………………………………………..4-5
Глава 2. Процесс учебной деятельности………………………………………………….….6-8
Глава 3. Структурные компоненты учебной деятельности………………………………..9-10
3.1.Субъект учения…………………………………………………………………..11-12
3.2. Предмет и продукт учения……………………………………………………..13-15
3.3. Процедура учения…………………………………………………………….....16-18
3.4. Средства деятельности учения…………………………………………………19-24
Глава 4. Деятельность обучения……………………………………………………………….25
4.1. Процедура обучения…………………………………………………………....25-29
4.2.Самообучение……………………………………………………………………….30
4.3.Средства деятельности обучения……………………………………………...…..31
Глава 5. Мотивация учебной деятельности……………………………………………….32-34
Заключение………………………………………………………………………………..……35
Список литературы…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по пед. психологии.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Реферат

по дисциплине: Социальная педагогика

Тема: «Учебная деятельность»

 

 

 

 

 

Студента Института педагогики

             Специальность: «Педагогика и методика 

начального образования»

Соколовой Марины

группы Ип-51

 

 

 

Преподаватель: Руднева Ю.А.

 

 

Калуга, 2014

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………….……3

Глава 1. Определение учебной деятельности………………………………………………..4-5

Глава 2. Процесс учебной деятельности………………………………………………….….6-8

Глава 3. Структурные компоненты учебной деятельности………………………………..9-10

           3.1.Субъект учения…………………………………………………………………..11-12

           3.2. Предмет и продукт учения……………………………………………………..13-15

           3.3. Процедура учения…………………………………………………………….....16-18

           3.4. Средства деятельности учения…………………………………………………19-24

Глава 4. Деятельность обучения……………………………………………………………….25

            4.1. Процедура обучения…………………………………………………………....25-29

            4.2.Самообучение……………………………………………………………………….30

            4.3.Средства деятельности обучения……………………………………………...…..31

Глава 5. Мотивация учебной деятельности……………………………………………….32-34

Заключение………………………………………………………………………………..……35

Список литературы…………………………………………………………………………….36 
Введение.

В настоящее время образование занимает очень важное место в жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, достиг успехов. Но не каждый знает психологию учебной деятельности, которая осуществляется в школах. Именно об учебной деятельности и пойдет речь в данной работе.

Учебная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Основная цель учения, т.е. учебной деятельности заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учебную деятельность рассматривали и рассматривают в различных аспектах. Мы же рассмотрим ее с точки зрения психологии.

 Актуальность данной  темы заключается в том, что  учебная деятельность в настоящее  время касается всех, необходимо  знать что это, какова ее сущность  и строение, способы ее осуществления. Для того, чтобы в этом разобраться, нужно проанализировать учебную деятельность. В психологии еще не сложился единый теоретический фундамент, позволяющий проводить анализ и классификацию психолого-педагогических требований, предъявляемых к учебной деятельности. Существуют различные подходы и теории, освещающие данный вопрос. Вместе с тем можно говорить об определенных научно-психологических наработках, позволяющих определить методологические основы такого анализа.

Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений.

1. Учебная деятельность  отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в  психическом развитии ученика, включенного  в учебный процесс. Она определяет  и систему оценки этих изменений.

2. Организация учебной  деятельности предусматривает соотнесение  с личностными возможностями  ученика и потенциалом их развития.

3. Каждый уровень личностного  развития обеспечивается специфическими  формами и содержанием учебной  деятельности.

Учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система - это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура - это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.

Объект работы – учебная деятельность

Цель работы – исследовать понятие учебная деятельность, его структуру, процедуру и процесс учебной деятельности.

Задачи:

1.определить понятия «учебная  деятельность», «учение», «обучение».

2.раскрыть процесс учебной  деятельности

3.рассмотреть структуру  и основные компоненты учебной  деятельности.

4. раскрыть процедуру  учения и обучения

5. дать понятие мотивации  учебной деятельности.

Глава 1. Определение учебной деятельности.

В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я.Басовым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического института РАО).

          "Учебная деятельность" (УД) - достаточно  неоднозначное понятие. Можно выделить  четыре основные трактовки этого  понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

          1. Иногда УД рассматривается как  синоним научения, учения, обучения.

          2. В "классической" советской психологии  и педагогике УД определяется  как ведущий тип деятельности  в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая  форма социальной активности, проявляющая  себя с помощью предметных  и познавательных действий.

          3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html; см. группу психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО].

          4. Учебная деятельность — это  совместная деятельность, в которой  один из ее участников приобретает  опыт (основной компонент), а другие  создают благоприятные условия  для этого, е. осуществляют всю  сумму подготовительных компонентов  усвоения[16].

Учебная деятельность, как и всякая другая, мотивирована, целенаправленна, предметна, имеет свои средства осуществления, свои специфические продукт и результат. Среди всех других видов деятельности учебная деятельность выделяется тем, что ее субъект и предмет совпадают: она направлена на самого обучающегося – его совершенствование, развитие, формирование как личности благодаря осознанному, целенаправленному освоению им общественного опыта. Деятельность обучающегося ориентирована на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и умение адекватно и творчески применять их в разнообразных ситуациях.

Выделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм активности человека:

1) она специально направлена  на овладение учебным материалом  и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются  обобщенные способы действий  и научные понятия (в отличие  от понятий житейских, усваиваемых  вне специально направленной  на это деятельности);

3) освоение общего способа  действия опережает по времени  практическое решение задач.

Кроме того, учебная деятельность отличается от других видов активности человека тем, что в ней субъектом сознательно преследуется цель достичь изменений в себе самом, а чешский теоретик учения И. Лингарт выделяет в качестве ее основной отличительной особенности зависимость изменения психических свойств и поведения обучающегося от результата его собственных действий.

К собственно деятельностным характеристикам учебной деятельности относятся ее предмет, средства и способы осуществления, продукт и результат. Предметом учебной деятельности, т. е. тем, на что она направлена, являются прежде всего усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению. Усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития. В то же время усвоение опосредствует изменения в интеллектуальном и личностном развитии субъекта.[15]

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, представлены тремя видами:

 1) обеспечивающими познавательную и исследовательскую активность мыслительными логическими операциями – сравнением, классификацией, анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, индукцией, дедукцией. Без них вообще невозможна никакая умственная деятельность;

2) знаковыми системами, в  форме которых фиксируется знание  и воспроизводится индивидуальный  опыт. К ним относятся язык, алфавит, система исчисления, используемая в различных жизненных сферах и научных дисциплинах символика;

3) так называемыми фоновыми, т. е. уже имеющимися у обучающегося  знаниями, посредством включения  в которые новых знаний структурируется  индивидуальный опыт обучающегося.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия, но все они делятся на две категории: умственные действия и двигательные навыки. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Согласно этой теории предметное действие и выражающая его мысль составляют конечные, исходно различные, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризации, т. е. перехода извне вовнутрь. Действие функционально связано с предметом, на который оно направлено, включает в себя цель преобразования данного предмета и средства такого преобразования. Все это вместе взятое составляет исполнительскую часть формируемого действия.

 

 

 

 

Глава 2. Процесс учебной деятельности.

Учебная деятельность включает два типа компонентов. Ее основной функциональный компонент — учение, или деятельность учения»; подготовительные функциональные компоненты объединяются в обучение, или «деятельность обучения».

Деятельность учения — абстракция, содержанием которой является «чистое» познание, реализуемое через усвоение чужого опыта. Обучение обеспечивает условия такого познания.

Понятие «деятельность учения», которое здесь предлагается, естественно, не является чем-то абсолютно новым. По-видимому, наиболее близким по содержанию является понятие «акт решения учебной задачи», которое было введено Д. Б. Элькониным [15] и В.В.Давыдовым [8]. Например, в «Психологическом словаре» читаем: «Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У. Д. (учебной деятельности. — Т.Г.), т.е. ту ее простейшую “единицу”, внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива У.Д.; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов У.Д.» [14].

Другое близкое понятие — «учение», или «деятельность учения», которое используется в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе. Отличие  понятия состоит в том, что оно не включает в себя признаков таких компонентов, которые направлены на создание условий усвоения и которые могли бы быть названы самообучением. Так, исключаются акты самостоятельной методической обработки усваиваемого опыта, компенсирующие неполноту деятельности преподавателя по объяснению учащимся учебного материала. То, что в педагогической литературе на русском языке называется «обучением», фактически представляет собой суммарную деятельность — обеспечение условий для усвоения, выполняемое, вообще говоря, любым компетентным лицом, в частности самим учащимся (при наличии у него необходимых умений), плюс само усвоение, выполняемое учащимся. Таким образом, понятие «обучение» соответствует нашему понятию «учебная деятельность». Термин же «обучение» («деятельность обучения») мы используем для обозначения компонентов деятельности по созданию условий для усвоения — тех функций, которые в отечественной педагогической литературе относятся к «преподаванию».

По-видимому, термины «учебная деятельность», «обучение» («деятельность обучения») этимологически являются наиболее адекватными обозначаемым явлениям.    В самом деле, «учебная деятельность» прямо соотносится с «учебным процессом», под которым обычно понимается процесс именно совместной, совокупной деятельности его участников.

Рассмотрим строение процесса учебной деятельности (схема 1).

 В этой схеме можно  узнать строение любой деятельности. Основной функциональный компонент  этой деятельности составляет  учение, а подготовительные функциональные  компоненты — обучение. На схеме  не представлены процедуры получения  соответствующих продуктов, поскольку  они реально проявляются либо  в составе субъекта (в процессе  функционирования умения выполнять  деятельность), либо в составе  соответствующего средства, если  работа производится с опорой  на внешние источники информации  о способах деятельности.

Информация о работе Учебная деятельность