Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 17:16, реферат
В настоящее время образование занимает очень важное место в жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, достиг успехов. Но не каждый знает психологию учебной деятельности, которая осуществляется в школах. Именно об учебной деятельности и пойдет речь в данной работе.
Учебная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Основная цель учения, т.е. учебной деятельности заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Определение учебной деятельности………………………………………………..4-5
Глава 2. Процесс учебной деятельности………………………………………………….….6-8
Глава 3. Структурные компоненты учебной деятельности………………………………..9-10
3.1.Субъект учения…………………………………………………………………..11-12
3.2. Предмет и продукт учения……………………………………………………..13-15
3.3. Процедура учения…………………………………………………………….....16-18
3.4. Средства деятельности учения…………………………………………………19-24
Глава 4. Деятельность обучения……………………………………………………………….25
4.1. Процедура обучения…………………………………………………………....25-29
4.2.Самообучение……………………………………………………………………….30
4.3.Средства деятельности обучения……………………………………………...…..31
Глава 5. Мотивация учебной деятельности……………………………………………….32-34
Заключение………………………………………………………………………………..……35
Список литературы…………………………………………………………………………….
При первом типе учения отношение учащегося к учению соответствует его потребности в том, что выступает в качестве подкрепления. При втором типе кроме ожидаемого подкрепления учащегося мотивирует также сознание того, что результаты учения понадобятся для чего-то в будущем. Это не собственно познавательный, а, скорее, «прикладной» интерес к учению. Иначе говоря, учение осуществляется ради другой деятельности, которую учащийся намерен совершать в будущем. При третьем типе учения осваиваемый учащимся метод познания раскрывает для него изучаемый предмет с новой, неожиданной стороны и поэтому возбуждает естественный интерес, который по ходу учения возрастает и становится устойчивым. Когда учащийся обладает методом познания дисциплины, она раскрывается перед ним как поле деятельности, и, таким образом, мобилизуется специфически познавательная потребность.
Однако это не достигается автоматически. Учащегося нужно вовлечь в исследование объекта — возбудить у него познавательный интерес. Отправной точкой служат, конечно, известные факты, однако их ему показывают с новой стороны. Затем этот первоначальный интерес постепенно развивают, избегая провоцирования посторонних, утилитарных интересов. В результате учащиеся самостоятельно распространяют усвоенные приемы исследования на другие разделы той же дисциплины и на другие дисциплины, охотно и активно применяют их. С этим П.Я. Гальперин связывал сдвиг в развитии учащегося, который оказывался недостижимым при первом и даже втором типах учения [Там же].
В связи с установленным выше отношением познавательной и деловой мотивации учения было бы интересным рассмотреть значимость и эффективность каждого из этих типов мотивов; по-видимому, они будут определяться не в последнюю очередь тем, в какую систему жизненных задач обучаемого включена данная учебная деятельность.
Интересно также было бы рассмотреть возможность представления обозначенных типов мотивов в качестве последовательных ступеней развития учебной мотивации. Эта проблема является центральной при исследовании как учебной деятельности, так и личностной сферы учащегося. Здесь также имеет место своего рода интериоризация. Ее специфика, на наш взгляд, состоит в следующем: «внешнее» и «внутреннее» определяется по отношению не к деятелю, а к самой его деятельности. Типичным исходным пунктом этого движения является состояние, когда учащийся выполняет некую активность, руководствуясь стремлением реализовать цель, внешнюю по отношению к основному предметному содержанию этой активности, не связанную с ней естественным образом; конечным же пунктом является выполнение этой активности ради ее «внутренней» цели. Это — достижение «смещения мотива на цель», о котором писал А. Н. Леонтьев.
Выше были выделены два различных (субъективированных) понятия мотива деятельности. Субъект деятельности учения должен не только знать о том, какие преимущества ему может обеспечить овладение желаемыми знаниями и умениями, он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности, т.е. к началу и периодически в процессе деятельности учения реально воспроизводить в своем сознании образы подобных преимуществ. В этой связи отметим, что содержанием первого, мотивационного этапа, выделяемого в теории поэтапного формирования умственных действий, следовало бы считать не столько создание, сколько актуализацию связанных с этой деятельностью мотивов, которые были сформированы ранее. В самом деле, создание мотивов учения естественным образом включается в подготовительный компонент учебной деятельности, обеспечивающий умение учиться, тогда как их актуализация, наряду с процессами собственно ориентировки (в оговоренном выше значении), должна быть отнесена уже к области функционирования подготовленных структурных моментов или к основному компоненту учебной деятельности — учению.
Заключение.
Итак, учебная деятельность обеспечивает индивидуальное познание. Однако же и другие виды человеческой деятельности также дают познавательный эффект в качестве побочного продукта. Содержание основного компонента учебной деятельности учения раскрывается как «чистое» познание учащимся общественного опыта. Это познавательная активность. Тем самым учение отграничено от исследования и самообучения, которые предполагают, что учащийся выполняет все эти подготовительные компоненты деятельности сам.
Вместе с тем учебная деятельность представлена как самостоятельная деятельность со стороны учащегося. Иначе говоря, инициирует эту деятельность и управляет ее ходом сам учащийся. При этом учение осуществляется как операционно-самостоятельная активность, а обучение является самостоятельным в отношении инициирования соответствующих актов.
Учебная деятельность, которая является самостоятельной со стороны учащегося, - это высшая, развитая ее форма.
Включение в состав обучения компонентов по обеспечению внешних условий учения выглядит нетрадиционно. Но этим достигается необходимая полнота функции обучающего лица.
Таким образом, представленные здесь понятия «учение» и «обучение» отличаются от соответствующих понятий, используемых в педагогической и психолого-педагогической литературе.
Были исследованы структурные компоненты учебной деятельности, сам процесс учебной деятельности. Особое внимание было уделено процедуре учения и обучения. Описаны все компоненты и подкомпоненты.
Была также затронута тема мотивации учения. Учение составляет подготовительный компонент будущей «деловой» деятельности.
Список литературы.