Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 17:16, реферат
В настоящее время образование занимает очень важное место в жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, достиг успехов. Но не каждый знает психологию учебной деятельности, которая осуществляется в школах. Именно об учебной деятельности и пойдет речь в данной работе.
Учебная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Основная цель учения, т.е. учебной деятельности заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Определение учебной деятельности………………………………………………..4-5
Глава 2. Процесс учебной деятельности………………………………………………….….6-8
Глава 3. Структурные компоненты учебной деятельности………………………………..9-10
3.1.Субъект учения…………………………………………………………………..11-12
3.2. Предмет и продукт учения……………………………………………………..13-15
3.3. Процедура учения…………………………………………………………….....16-18
3.4. Средства деятельности учения…………………………………………………19-24
Глава 4. Деятельность обучения……………………………………………………………….25
4.1. Процедура обучения…………………………………………………………....25-29
4.2.Самообучение……………………………………………………………………….30
4.3.Средства деятельности обучения……………………………………………...…..31
Глава 5. Мотивация учебной деятельности……………………………………………….32-34
Заключение………………………………………………………………………………..……35
Список литературы…………………………………………………………………………….
процесс деятельности процесс деятельности
процесс учебной деятельности
Схема 1. Общее строение процесса учебной деятельности
Подготовительные функциональные компоненты, составляющие обучение, изображены в виде рядов параллельных линий. В действительности, однако, они обычно выстраиваются в последовательный ряд, особенно если выполняются одним деятелем.
Итак, учение и обучение являются компонентами учебной деятельности. Если учебная деятельность выполняется двумя различными субъектами — а такой случай является типичным, то любого из этих субъектов можно рассмотреть в качестве основного, приписав всю деятельность именно ему. Тогда второй субъект выступит как орудие первого, реализующее либо основной, либо подготовительные компоненты его деятельности.
Если для учащегося конечной целью и мотивом является получение необходимой суммы знаний и умений, то именно он выступает субъектом учебной деятельности. Преподаватель же используется им в качестве «живого орудия», реализующего подготовительные компоненты этой деятельности.
Если конечной целью и мотивом преподавателя является получение учащимся соответствующих знаний и умений, то именно преподаватель выступает субъектом учебной деятельности, а учащийся — своеобразным «живым орудием», помогающим преподавателю произвести определенные изменения в своем организме (в мозге, нервно-мышечной системе, органах чувств).
Если оба участника — как учащийся, так и преподаватель — имеют в качестве конечной цели и мотива заданные преобразования в организме учащегося, то учебная деятельность может быть рассмотрена одновременно и как деятельность учащегося, и как деятельность преподавателя.
Когда только один из участников учебного процесса является субъектом учебной деятельности, тогда второй участник, разумеется, выступает не только в качестве орудия в деятельности первого, но также и в качестве субъекта, однако в другой по со¬держанию деятельности. В этом случае выполняемые им учебные действия составляют часть этой последней. Так, учащийся может реально выполнять действия, составляющие учение, но лишь ради того, чтобы избежать наказания со стороны родителей, для самоутверждения в кругу сверстников и т.д.; преподаватель же может обучать учащегося ради денежного вознаграждения.
Таким образом, если учение осуществляется на основе полноценного, заранее приобретенного учащимся умения, то управление им со стороны преподавателя не имеет смысла. Поэтому сущностью обучения следует считать не управление познавательной деятельностью учащегося, а создание для нее благоприятных условий.
Учебная деятельность, рассматриваемая как деятельность учащегося, есть познавательная деятельность, так как она направлена на изменение его собственного опыта. В то же время если учебная деятельность рассматривается в качестве деятельности преподавателя, то она, безусловно, есть разновидность трудовой деятельности.
Глава 3. Структурные компоненты учебной деятельности.
Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.
• По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
o актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
o определение конечной учебной цели - мотивы;
o предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
o выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
o действия контроля;
o действия оценки (Репкин, 1997; аннотация).
• По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
o учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;
o характер эмоциональной окрашенности УД;
o цель УД;
o средства (методы, способы) осуществления УД;
o результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
o характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985).
• В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:
o учебная цель;
o учебные действия;
o действия контроля процесса усвоения;
o действия оценки степени усвоения.
• В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
o учебные ситуации (или задачи);
o учебные действия;
o действия контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация) (см. Медиатеку).
Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.
Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
3.1. Субъект учения
Это те структуры в учащемся человеке, которые обеспечивают возможность выполнения им деятельности учения, т. е. функциональный мозговой орган — носитель умения учиться, органы чувств и движения, используемые в процессе учения. При этом полностью завершенный субъект находится в состоянии актуальной готовности к инициированию или продолжению учения.
Говоря о наличии умения учиться, мы имеем в виду также знание учащегося о том, для чего ему нужны результаты учения, — оно выступает в качестве базы для мотивации учения; актуальная же мотивация предполагает состояние установки к деятельности учения и связана с активацией соответствующих сфер организма деятеля, с переживанием положительных эмоций и возникновением импульса к инициированию активности.
Умение учиться — это умение выполнять основной функциональный компонент учебной деятельности, а вовсе не какой- либо из ее подготовительных компонентов или подкомпонентов. В частности, умение учиться не предполагает, что учащийся должен осуществлять методическую обработку социального опыта, хотя оно и не исключает ее. Это значит, что он не обязательно должен обладать умением интерпретировать учебный материал, который дан ему для усвоения, — эта функция предполагается выполняемой преподавателем («объяснение»). Умение учиться — это умение ассимилировать информацию, которая не только добыта другими людьми, но и обработана, приспособлена к исходному уровню и особенностям восприятия и памяти учащегося также другими людьми.
Разумеется, в жизни учащемуся приходится выполнять не только акты, направленные на усвоение, но и акты, связанные с переработкой учебной информации, которые предшествуют ее усвоению («самообъяснение»), равно как и многие другие подготовительные функциональные компоненты. Однако это уже относится к умению осуществлять обучение самого себя («самообучение»), а не учение.
Умение выполнять некоторую деятельность является важнейшим образованием ее субъекта. При этом ядром этого образования является ориентировочная основа деятельности. Она есть не что иное, как знание деятеля о том, какие совокупности внутренних и внешних условий, какие сочетания конкретных вариантов структурных моментов этой деятельности (в данном случае — деятельности усвоения) могут иметь место в действительности и какие варианты процедуры (в данном случае — процедуры усвоения) ведут к ее успешному завершению в каждой из этих ситуаций.
Здесь также нужно уточнить, что такое знание. Оно не совпадает в своем содержании ни с понятием «образ», ни с понятием «информация», но тесно связано с ними. «Знание» можно определить как информацию, которая фиксируется с помощью внутрисубъектных, органических материальных носителей и актуализируется в виде соответствующих идеальных образов.
В ориентировочной основе деятельности учения фиксирована, вообще говоря, не «актуальная» информация, отражающая особенности каких-либо конкретных ситуаций учения, а «постоянная» информация, отражающая типы возможных конкретных ситуаций учения и соответствующие им способы действий учения.
При всей важности понятия ориентировочной основы деятельности она не исчерпывает собой умения. Субъект оперирует с этой информацией при реализации ориентировочных и исполнительных операций действия, а это предполагает наличие соответствующих внутримозговых и нервно-мышечных координаций, обеспечивающих работу органов чувств и движения.
Однако информационная характеристика умения должна считаться основной. В состав ориентировочной основы деятельности учения обязательно входит также знание субъекта о том, что конкретно он должен получить в результате учения и зачем ему нужен этот результат. Это характеризует и мотив деятельности учения. Если другие структурные образования деятельности учения (также, впрочем, как и любой другой деятельности) могут актуально не осознаваться субъектом, хотя они и представлены в виде психических образов, то цель всегда есть психический образ с актуально осознанным содержанием.
В соответствии с тем понятием мотива (субъективированные варианты), которое было рассмотрено выше в связи с анализом человеческой деятельности вообще, субъект учения должен не просто знать о том, какие преимущества ему может дать овладение желаемыми знаниями и умениями, — он должен находиться в состоянии актуальной мотивированности. Иными словами, он должен в начале деятельности учения и периодически в течение всего ее процесса реально переживать образы подобных преимуществ, связанные с этим положительные эмоции и импульсы, побуждающие к активности в данном направлении.
То, что субъект деятельности учения должен иметь определенные органы чувств, двигательный аппарат, не требует особых комментариев. Однако то, какие именно органы будут использованы в учении, зависит не только от предметного содержания деятельности, которая выполняется учащимся с целью усвоения соответствующего умения, но и от этапа учения, индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося, а также от наличия у него тех или иных телесных дефектов. Нужно также иметь в виду, что учащийся может функционировать в качестве субъекта учения только тогда, когда он здоров и все подсистемы его организма обеспечены энергией.
3.2. Предмет и продукт учения
Предмет и продукт деятельности учения нельзя отождествлять с одноименными структурными моментами той деятельности, которая включена в процесс учения и выполняется ради приобретения соответствующего умения.
Например, если учащийся должен овладеть умением изготовлять какую-либо вещь из некоторого материала, то он, естественно, в ходе деятельности учения должен выполнять тот или иной частный вариант такой деятельности. Он использует этот материал в качестве предмета этой деятельности; ее продуктом является желаемая вещь.
Предмет деятельности учения — это все те знания и умения, которые по своему предметному содержанию имеют прямое отношение к тем знаниям и умениям, которые он должен усвоить.
В первом из только что приведенных примеров предметом деятельности учения являются некоторые базовые умения и знания, имеющие содержательную связь с приобретаемым умением и используемые в качестве компонентов умения выполнять будущую «деловую» деятельность; продуктом является умение данного человека изготовлять нужную вещь, полное по своему составу и обладающее желаемыми характеристиками.
Предмет деятельности учения может быть представлен:
1) теми или иными фрагментами знания, составляющего ориентировочную основу деятельности, умение выполнять которую подлежит усвоению;
2) частью умения выполнять эту деятельность;
3) полным по своему
операционному составу умением
выполнять предметно-
Иными словами, предмет деятельности учения есть все то, что достраивается в ее процессе до запланированного продукта.
Продукт учения - это желаемые изменения в самом учащемся. Эти изменения состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений. Многочисленные примеры изменений усваиваемого в учении умения находим в процессе организации учебной деятельности в соответствии с теорией поэтапного (планомерного) формирования умственных действий. Сам П. Я. Гальперин, не имея намерения сформулировать определения понятий «предмет» и «продукт» деятельности учения, фактически дал их исчерпывающую характеристику в одной из работ. Он сопоставлял, подчеркивая их «генетическую преемственность», «два крайних положения: одно начальное, когда ребенок может выполнить новое действие (сложение, звуковой анализ слова или, наоборот, слияние его звуков и т.д.) только с опорой на внешние объекты и внешние манипуляции с ними, и второе — заключительное, когда то же самое действие ребенок выполняет уже в уме и как бы автоматически (но “с пониманием!”). Первое — материальное действие, последнее — это скорее лишь мысль о действии. Но в этом случае предметное действие и мысль о нем составляют конечные звенья единого процесса и в своей генетической преемственности намечают картину некоего преобразования материального процесса в процесс психический»