Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников. Задачи исследования: 1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»; 2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников; 3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста; 4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6 1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6 1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13 1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15 1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23 ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24 2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25 2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31 2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53
Проблема экологического воспитания
детей дошкольного возраста имеет важное
социальное значение для всего общества:
своевременно закладываются основы экологической
культуры в человеческой личности, одновременно
к этому процессу приобщается значительная
часть взрослого населения страны – работники
сферы дошкольного воспитания и родители
детей, что, безусловно, имеет значение
для всеобщей экологизации сознания и
мышления.
Два последних десятилетия – это период
становления экологического образовательного
пространства. В этот период осуществляется
поиск эффективных методов экологического
образования, создаются технологии обучения
и воспитания детей и молодежи. Непрерывное
экологическое образование – это необходимость,
осознание которой уже имеется не только
у специалистов, но и у значительной части
рядового населения. Люди готовы спасать
планету: нужны разумные организации и
управление. И понимать это надо с детства.
Эта работа начинается в детском саду
– первом звене системы непрерывного
образования. Дошкольное детство – начальный
этап формирования личности человека,
его ценностной ориентации в окружающем
мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, к «рукотворному
миру», к себе и к окружающим людям.
Как известно, дошкольный возраст отличается
повышенной восприимчивостью к социальным
воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,
впитывает в себя все человеческое: способы
общения, поведения, отношения, используя
для этого собственные наблюдения, эмпирические
выводы и умозаключения, подражание взрослым.
Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает
нормами жизни в человеческом обществе.
Это делает дошкольный возраст наиболее
благоприятным для экологического воспитания.
Каждый народ из поколения в поколение
передает свой общественный и социальный
опыт, духовное богатство как наследство
старшего поколения младшему. Народ всегда
выступает в роли воспитателя молодого
поколения, а воспитание при этом приобретает
народный характер. Только народное воспитание
является живым органом в историческом
процессе народного развития, такое воспитание
приобретает необычайно влиятельную силу
на формирование национального характера,
национальной психологии человека, на
его нравственное становление.
Вопросами воспитания детей на народных
обрядах и праздниках занимались и занимаются
многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев,
Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович,
К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с экологическим
воспитанием, с традициями находятся народные
праздники и природоведческие обряды.
Приобщение детей к участию в праздниках
и обрядах родного народа дает им возможность
на практике познать его культурно-исторический
опыт. Обрядами (или ритуалами) называют
такие формы поведения, которые сложились
исторически, для которых характерны:
стереотипность, повторяемость без изменений
и символичность.
В наше время приобщение детей к народному
творчеству, искусству, непосредственное
участие в национальных праздниках воспитывают
в них нравственные чувства, развивают
художественное мировоззрение, наполняют
эмоциональную сферу ребенка радостью,
поднимают настроение, формируют эстетический
вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы:
«Влияние народных праздников и обрядов
природоведческого содержания на экологическое
воспитание детей среднего дошкольного
возраста».
Объектом исследования является
процесс экологического воспитания детей
среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние
народных праздников и природоведческих
обрядов на экологическое воспитание
детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: народные
праздники и природоведческие обряды
влияют на развитие экологического воспитания
дошкольников.
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных
праздников и природоведческих обрядов
в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
Изучить белорусские народные
обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
Разработать комплекс мероприятий
– на занятиях и в повседневной жизни
– по повышению уровня экологического
воспитания дошкольников среднего возраста;
Провести апробацию разработанного
комплекса мероприятий.
Методы исследования: изучение и анализ научной
и методической литературы по исследуемой
проблеме, изучение педагогического опыта,
наблюдение за деятельностью дошкольников,
классификация, систематизация и обобщение
полученной информации, педагогический
эксперимент. В ходе педагогического эксперимента
был использован метод педагогического
тестирования.
Научная новизна исследования состоит в характеристике
научной освоенности проблематики задействования
богатств народных праздников и природоведческих
обрядов для развития у детей среднего
дошкольного возраста экологического
воспитания, в выявлении и научном представлении
актуальных противоречий процесса влияния
народных праздников и природоведческих
обрядов на экологическое воспитание,
в формировании ценностей экологической
культуры на общеличностное совершенствование
дошкольников, в разработке методики определения
актуального состояния основ экологической
культуры средствами народных праздников
и природоведческих обрядов у дошкольников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается
в установлении и педагогической демонстрации
образовательно-обогащающего потенциала
народных праздников и природоведческих
обрядов, в составлении, теоретическом
и опытно-экспериментальном обосновании
в качестве оптимальной совокупности
рациональных общеметодических приемов
повышения образовательно-воспитательной
продуктивности народных праздников и
природоведческих обрядов, используемых
в процессе экологического воспитания
дошкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные
педагогические условия, средства экологического
воспитания детей среднего дошкольного
возраста могут быть реализованы педагогами
в воспитательно-образовательном процессе
дошкольного образовательного учреждения.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С НАРОДНЫМИ ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ
1. 1 Анализ понятия «экологическое воспитание»
в психолого-педагогической литературе
Все выдающиеся мыслители и педагоги
прошлого придавали большое значение
природе как средству воспитания детей:
Я.А. Коменский видел в природе источник
знаний, средство для развития ума, чувств
и воли; революционеры-демократы (В.Г. Белинский,
А.И. Герцен и другие) говорили о необходимости
приобщения детей к природе, к возбуждению
стойкого и глубокого интереса к ней, без
которого невозможно накопление разнообразных
сведений об окружающих предметах. Известно,
какое большое значение придавал природе
К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести
детей в природу», чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного
и словесного развития. В настоящее время
авторы по-разному определяют возраст,
с которого следует начинать экологическое
образование ребенка. Так, М.А. Шаргаев
считает, что «необходимо начинать экологическое
обучение и воспитание человека с его
утробного развития; детей надо учить,
начиная даже не с грудного возраста, а
намного раньше». Р. Левина отмечает, что
экологическое образование дошкольников
может начинаться с момента их прихода
в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3
лет. Программа Ж.Л. Васякиной «Паутинка»
рассчитана на детей, начиная с 2-летнего
возраста. Н.А. Рыжова отмечает, что при
достаточно широкой трактовке термина
«экологическое образование» можно говорить
о нем по отношению к детям раннего возраста.
Однако в содержании и методике экологического
образования детей старшего и младшего
дошкольного возрастов существуют значительные
различия, обусловленные, прежде всего,
их психофизиологическими возможностями.
Многогранный мир природы пробуждает
у дошкольников интерес, вызывает удивление.
«Искреннее изумление перед открывшейся
тайной природы, – отмечает Сухомлинский,
– могучий толчок для стремительного
потока мысли. Пытливость ребенка, его
любознательность проявляются в познавательных
вопросах, которые помогают ему ориентироваться
в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся
связи и зависимости. Поэтому воспитатели,
направляя деятельность детей, должны
стимулировать их познавательную активность,
появление вопросов, стремление находить
на них ответы, стараться упрочить и углубить
интерес к природе, ее познанию. Одновременно
они учат детей правильно называть предметы,
явления природы, их свойства, качества,
развивают умение выражать свои впечатления
в слове» [2, с. 9].
Ведущую роль в экологическом воспитании,
по мнению Л. Бобылевой, играет формирование
у детей познавательного интереса к природе.
Интерес, с одной стороны, является стимулом
развития бережного отношения к природе,
с другой – его результатом. Таким образом,
воспитание бережного отношения к природе
идет от углубления имеющихся интересов
к формированию новых умений, знаний, чувств
[3, с.3].
Психологи считают, что интерес в своем
развитии выражен различными стадиями:
любопытство, любознательность, познавательный
интерес, теоретический интерес. Особое
место в формировании у дошкольников любви
и бережного отношения к природе занимает
развитие любознательности, которая характеризуется
стремлением проникнуть за пределы увиденного,
узнать неведомое. Процесс этот сопровождается
удивлением, радостью, чувством удовлетворенности.
Но в большинстве случаев дети самостоятельно
не могут объяснить интересующие их явления
природы, а потому, если взрослые не помогут
им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Интерес к природе, подчеркивает Л. Бобылева,
проявляется: - в стремлении познать природу
(живую и неживую); - в чтении (слушании)
книг о природе; - в деятельности по защите
природы; - в изображении природы в рисунках,
лепке, аппликации; -в увлечениях, связанных
с природой (изготовление поделок, коллекционирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального
восприятия природы важную роль играет
отношение воспитателей и родителей к
природе и интересам детей, связанным
с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение
содействуют и развитию увлечения, и успеху
деятельности. В качестве признаков, по
которым можно судить о пробуждающемся
у детей интересе к природе и ее охране,
могут выступать проявления интеллектуальной
активности (вопросы воспитателю, участие
в обсуждении ДОУ природоохранных тем
на занятиях и прогулках, активное оперирование
знаниями), а также волевые проявления
(стремление участвовать в деятельности
по оказанию помощи природе) [7, с. 278].
Психолого-педагогические исследования
убедительно показывают, что характер
социального поведения ребенка зависит,
прежде всего, от приобретаемого им эмоционального
опыта. Накопление положительных эмоциональных
переживаний формирует у него доверие
к миру, стремление к гуманистически направленному
взаимодействию с окружающим с окружающим.
Негативный эмоциональный опыт, напротив,
обусловливает формирование неадекватного
поведения. Однако часто в погоне за интеллектуальным
развитием ребенка взрослые уделяют недостаточно
внимания обогащению его эмоционального
мира, провоцируя тем самым развитие негативных
проявлений в его характере. Для экологического
развития дошкольника очень важно дать
правильное направление развитию эмоций
и чувств, обеспечить накопление положительного
эмоционального опыта взаимодействия
с миром природы. Огромные возможности
для накопления дошкольников ценных эмоциональных
переживаний предоставляет общение с
природой. Проведенные психолого-педагогические
исследования Т.А. Марковой и Т.Н. Виноградовой
показывают, что эмоциональный опыт, приобретенный
дошкольником при взаимодействии с природой,
включает как позитивное, так и негативное
содержание. Ценным в нем является положительно
окрашенное отношение к привлекательным,
на взгляд ребенка, объектам природы, прежде
всего – к животным, наделенным развитыми
чувствами и способностью их активно проявлять.
Дошкольники с интересом наблюдают за
ними, эмоционально положительно откликаются
на проявление их жизни – движения – движения,
звуки, способы поведения, реакции на людей,
заботу о потомстве: улыбаются, комментируют
поведение животных [10, с. 15].
С привлекательными внешне животными
дети нежно общаются, называют их ласковыми
именами, «очеловечивают» их. С такими
животными пытаются организовать совместные
игры. Подобное взаимодействие с живыми
существами способствует формированию
у детей доброжелательности, интереса,
эмоциональной отзывчивости, желание
общаться, помогать, заботиться. Поддержание
взрослым ценного детского опыта, создание
условий для его расширения и обогащения,
несомненно, является главным направлением
стратегии развития гуманного отношения
дошкольников к природе. Вместе с тем эмоциональный
опыт взаимодействия ребенка с природой
может иметь и негативную окрашенность.
В чем это выражается? Многие дети неприязненно
относятся к насекомым, пресмыкающимся
и земноводным, допускают при общении
с ними негативные действия. Если взрослый
не обращает на это внимания, дети привыкают
делить объекты природы на красивые и
некрасивые, нужные и ненужные и соответственно
строить свое отношение к ним. Дошкольники
утверждаются во мнении, что характер
отношения к природному объекту определяется
его внешними характеристиками, а не его
сущностью как живого организма. В результате
вместо накопления позитивных эмоций
– удивления (например, как интересно
кузнечик приспособился к среде), сопереживания
(например, попавшему в беду лягушонку),
радости (например, от помощи маленькому
жучку или червячку) – ребенок приобретает
опыт равнодушного или даже бессердечного
отношения к неприятным, на его взгляд,
объектам. Позитивный эмоциональный опыт
также не свойствен отношению дошкольников
к растениям. Нередко они «опредмечиваются»
детьми, в общении с ними проявляется равнодушие
или бездумные действия, особенно по отношению
к дикорастущим видам. Отношение детей
к ним часто не отличается от отношения
к неживым объектам (песку, глине, снегу).
Из-за сиюминутной прихоти дети ломают
ветки деревьев, кустарников, рвут охапками
и затем без сожаления бросают цветущие
растения, топчут газоны. Во многом подобные
поступки объясняются тем, что многие
дети не считают растения живыми. Самостоятельно
дошкольникам трудно увидеть проявление
жизни растений, понять, что они, как и
другие живые существа, дышат, питаются,
движутся, размножаются. Комнатные и садовые
растения чаще вызывают положительные
эмоции детей, особенно во время цветения
и появления плодов. Дошкольники их оберегают,
за ними ухаживают, по отношению к ним
реже допускают неразумное поведение.
Однако при этом мотивом заботливого отношения
выступает не признание растений живыми,
а их польза для человека или принадлежность
ребенку. В таком небрежном, прагматичном
отношении к растениям дети привыкают
рассматривать другого с точки зрения
его полезности, живое существо теряет
свою самоценность. При невнимательном
отношении к этому взрослого упускается
возможность формирования у дошкольников
удивления, любопытства к привычным обитателям
уголка природы – ценных эмоциональных
переживаний, лежащих в основе познавательного
интереса. Т.А. Виноградова отмечает, что
нередко способом познания природы в дошкольном
возрасте становится экспериментирование
над живыми существами. Так, дети отрывают
насекомым крылья, ноги, обрезают кошкам
усы, разрывают дождевых червей, удовлетворяя
познавательный интерес. При этом дети
не расценивают свои действия проявлением
зла, не осознают их причиной страдания
и гибели живого существа. Характерно,
что негативные действия дети применяют
преимущественно к тем объектам, которые
слабее их. К живым существам, которые
могут «ответить» на подобное обращение
с ними, отношение детей более осмотрительное.
Это связано с необходимостью обеспечения
собственной безопасности. В таком взаимодействии
с природой дети примеряют на себя роль
ее властелина, привыкают действовать
с позиции силы, обижать слабого, не считаться
с состоянием и желаниями окружающих.
Достаточно часто можно наблюдать ситуацию,
когда дошкольники создают животным или
растениям условия, комфортные для человека,
не учитывая своеобразия реальных потребностей
природного объекта. Подобные действия
приводят к неблагоприятному состоянию,
а нередко и к гибели животного. Нужно
заметить, что в большинстве случаев дети
вовсе не желают живому существу зла. Накопление
такого опыта взаимодействия с животными
и растениями препятствует развитию у
ребенка положительной оценки себя как
носителя добра, помощника и защитника,
формируют отрицательный образ «Я». Наблюдения
показывают, что ярко проявляя положительные
эмоции к живым существам в благоприятном
состоянии, многие дети остаются эмоционально
глухими к их плохому самочувствию и страданию.
Дети могут привыкнуть равнодушно, бессердечно
и даже жестоко относиться к слабым, судить
об объекте не по существенным, а по внешним
характеристикам, упражняются – пока
неосознанно – в негативном взаимодействии
с окружающим [15, с. 121].