Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53
Ведущий:
Праздник наш мы завершаем
Нашим мамам обещаем
Слушать их всегда во всем
Утром, вечером и днем!
Цели занятия:
Образовательные: - закрепить знания детей о растительном и животном мире, минералах северного края; - способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора; - формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения; - обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: - Воспитывать любовь к родному краю, учить детей взаимодействовать в условиях команды.
Предварительная работа: Цикл познавательных занятий на тему «Край, в котором я живу», знакомство с коллекцией минералов Кольского полуострова, предметами быта и прикладного искусства народов Севера, экскурсии в выставочный зал на фотовыставки «Природа родного края», «Военно – морские корабли Северного флота», экскурсии к заливу, по улицам родного города, чтение сказок и легенд народов Крайнего Севера, создание ландшафтных моделей «Тундра зимой» и «Осень в тундре».
Ведущий: Сегодня вы играете на большой приз. А помогут вам выиграть ваши знания о нашем северном крае. В нашем клубе есть символ – это мудрая сова. При каждом правильном ответе у нее будут зажигаться глаза. А еще за каждый правильный ответ вы получите одну деталь мозаики. Если ответите правильно на все вопросы и соберете мозаику – получите приз.
Звучит гонг.
Ведущий: 1 раунд
Крутится волчок.
Капитан берет конверт и объявляет его номер.
Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение краснозобой гагары).
Вопрос задает Краснозобая гагара.
Как называется это животное? (появляется изображение моржа). Видели, какие у него клыки?
Внимание вопрос: Для чего моржу такие большие клыки?
Звучит гонг.
После окончания обсуждения гонг звучит снова, предупреждая об его окончании.
Капитан объявляет, кто будет отвечать.
Ответ: Клыки указывают на возраст моржа, служат ему защитой от врагов – белых медведей , с их помощью морж роет землю с целью найти еду.
Ведущий: Внимание, правильный ответ: Клыки указывают на возраст моржа, служат ему защитой от врагов – белых медведей, с их помощью морж роет землю с целью найти еду.
Вы правы.
На каждый правильный ответ у совы зажигаются глаза. Под музыку вноситься деталь мозаики и вручается игрокам.
Ведущий: 2 раунд.
Звучит гонг.
Капитан берет конверт и объявляет его номер.
Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение белого медведя).
Против знатоков играет Белый медведь. Приготовьтесь ответить на вопросы блица.
Внимание вопросы:
- Какие зимние явления природы связаны одновременно с ветром и снегом? (вьюга, метель, пурга)
- Какое животное называется бельком и чем оно питается?
Бельком называют детеныша тюлени, питается он молоком матери, а потом рыбой.
- назовите, какие коренные
народы живут на Кольском
- назовите птиц Кольского полуострова; (гагары, тупики, бакланы, чайка, совы, глухарь, серый журавль, куропатка);
- какое море самое холодное на земле? (Белое море)
Звучит гонг.
Ведущий: Вы правильно ответили на вопросы.
У совы зажигаются глаза. Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.
Ведущий: 3 раунд.
Крутится волчок. Звучит гонг.
Капитан берет конверт и объявляет его номер.
Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение Северного оленя).
Вопрос от Северного оленя.
Перед вами изображение тундры.
Внимание вопрос: Разметите на панно только тех животных и птиц, которые живут на Кольском полуострове.
Звучит гонг.
Двое игроков размещают животных и птиц на панно.
Звучит гонг.
Каждый ребенок отвечает, какое животное он поместил на панно.
Ведущий: Вы абсолютно правы. Всех животных вы разместили правильно. Медведь, заяц, белка, лемминг, лось, волк, нерпа, морж живут на Кольском полуострове. А барсук, кабан не живут на Кольском полуострове.
У совы зажигаются глаза.
Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.
А сейчас музыкальная пауза.
Дети выполняют физкультминутку.
Ведущий: Теперь соберитесь, игра продолжается.
Я объявляю 4 раунд.
Звучит гонг. Крутится волчок. Капитан называет номер конверта.
Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение саамской девочки).
Вопрос от жителей Кольского полуострова.
Внимание: Таинственный ящик.
Вопрос: Что находится в таинственном ящике? Это очень редкий минерал. Встречается только в трех местах земного шара: в Канаде, Гренландии и Кольском полуострове. Согласно поверьям бережет владельца от ранений. Превращает труса в героя.
Вопрос: Какой минерал лежит в таинственном ящике?
Звучит гонг.
Обсуждение: Какие минералы Кольского полуострова вы знаете? Как вы думаете, какой минерал может находиться в черном ящике? Что ответим?
Звучит гонг.
Ответ: Мы считаем, что в черном ящике находится минерал Эвдиолит.
Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это минерал Эвдиолит. Его еще называют Лапарской кровью.
У совы зажигаются глаза.
Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.
Ведущий: Я объявляю 5 раунд. Звучит гонг.
Крутится волчок. Капитан называет номер конверта.
Ведущий: Внимание на экран. Появляется изображение родителей.
А этот вопрос задали нам родители нашей группы.
Появляется изображение озера.
Какое озеро Кольского полуострова называют чудом природы и почему?
Звучит гонг.
Обсуждение: Как вы думаете, что это за озеро? Чем оно необычно? Сколько в нем слоев? Давайте их назовем.
Ответ: Это озеро Могильное на острове Кильдин. Это озеро как пирог имеет 5 слоев. Обитатели одного слоя никогда не переходят на другой слой.
1 слой мертвый - там находится сероводород.
2 слой вишневый. Там живут
бактерии вишневого цвета. Они
не дают сероводороду
3 слой морской. Там живут окунь, морские звезды и некоторые морские рыбы.
4 слой смешанный. Живут в нем медузы и рыбы.
5 слой пресный. Там живут пресноводные рыбы и рачки.
Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это действительно озеро Могильное на острове Кильдин. Оно уникально тем, что имеет 5 слоев.
Вы получаете деталь мозаики.
Ведущий: Уважаемые знатоки! Ваши знания о нашем северном крае просто удивительны!
Вам удалось собрать все части мозаики. Какое же изображение можно получить, собрав все детали вместе?
Дети собирают изображение и называют Кольский полуостров.
А теперь, уважаемые знатоки, ваш приз!
Вноситься приз: медали участников.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. До встречи на следующих играх цикла «Что? Где? Когда?».
Дополнительный вопрос: В холодных водах северных морей живут разные рыбы. Среди них есть одна странная: она большая и круглая. Как называется эта рыба? (рыба солнце)