Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 247.47 Кб (Скачать файл)

Ведущий: Праздник наш мы завершаем 
Нашим мамам обещаем 
Слушать их всегда во всем

Утром, вечером и днем!

 

 

 

План-конспект интеллектуальной игры «Что, где, когда?»

Цели занятия:

Образовательные: - закрепить  знания детей о растительном и животном мире, минералах северного края; - способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора; -   формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения; - обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: - Воспитывать любовь к родному краю, учить детей взаимодействовать в условиях команды.

Развивающие: 1. развивать уверенность в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру; 2. развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.

Материалы к занятию: 1. Круглый стол с разметкой на сектора, 2. Сова - символ клуба «Что? Где? Когда?» с зажигающимися глазами 3. Волчок 4. 5 конвертов с вопросами 6. Разрезанная на 5 частей  карта Кольского полуострова 7. Магнитная доска для размещения деталей мозаики 8. Презентация на тему: «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» 9. Панно «Тундра зимой» 10. Картинки с изображением животных: северный олень, морж, тюлень, волк, лиса, песец, лемминг, белка, заяц, кабан и енот 11. Картинки с изображением птиц: баклан, гагара, чайка, тупик, пеликан.  12. Таинственный ящик 13. Камень Эвдиолит 14. Медали 15. 2 мольберта 16. Музыкальный треугольник (гонг) 17. Музыкальное сопровождение: подборка музыки к игре «Что? Где? Когда?»

Технические средства : Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр

Предварительная работа: Цикл познавательных занятий на тему «Край, в котором я живу», знакомство с коллекцией минералов Кольского полуострова, предметами быта и прикладного искусства народов Севера, экскурсии в выставочный зал на фотовыставки «Природа родного края», «Военно – морские корабли Северного флота», экскурсии к заливу, по улицам родного города, чтение сказок и легенд народов Крайнего Севера, создание ландшафтных моделей «Тундра зимой» и «Осень в тундре».

Ход игры

Дети сидят в зале.

Ведущий: Мы начинаем серию игр «Что? Где? Когда?»

Звучит музыка (заставка телевизионной игры «Что? Где? Когда?»).

Ведущий: Телезрители против знатоков.

На игральном столе раскладываются конверты (в темноте). Включается свет.

Ведущий: Против телезрителей сегодня играет команда « Умники и умницы».

Разрешите представить знатоков команды.                          

  1. М, собирает коллекцию динозавров, интересуется космосом
  2. М любит слушать сказки, рассказы, рассматривать энциклопедии
  3. Д увлекается горными лыжами, очень любит рассматривать и читать энциклопедии.
  4. Д хорошо рисует, любит играть на пианино.
  5. М увлекается хоккеем.
  6. Д хорошо поет и собирает коллекцию наклеек о животных.
  7. М увлекается коллекционированием фигурок из киндер сюрпризов и умеет кататься на коньках.
  8. Капитан команды - Елена Владимировна. Она любит путешествовать, собирает коллекцию магнитов, привезенных из разных стран мира.

Ведущий: Сегодня вы играете на большой приз. А помогут вам выиграть ваши знания о нашем северном крае. В нашем клубе есть символ – это мудрая сова. При каждом правильном ответе у нее будут зажигаться глаза. А еще за каждый правильный ответ вы получите одну деталь мозаики.  Если ответите правильно на все вопросы и соберете мозаику – получите приз.

Звучит гонг.

Ведущий: 1 раунд

Крутится волчок.

Капитан берет конверт и объявляет его номер.

Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение краснозобой гагары).

Вопрос задает Краснозобая гагара.

Как называется это животное? (появляется изображение моржа). Видели, какие у него клыки?

Внимание вопрос: Для чего моржу такие большие клыки?

Звучит гонг.

 После окончания  обсуждения гонг звучит снова, предупреждая об его окончании.

Капитан объявляет, кто будет отвечать.

Ответ: Клыки указывают на возраст моржа, служат ему защитой от врагов – белых медведей , с их помощью морж роет землю с целью найти еду.

Ведущий: Внимание, правильный ответ:  Клыки указывают на возраст моржа, служат ему защитой от врагов – белых медведей, с их помощью морж роет землю с целью найти еду.

Вы правы.

На каждый правильный ответ у совы зажигаются глаза. Под музыку вноситься деталь мозаики и вручается игрокам.

Ведущий: 2 раунд.

Звучит гонг.

Капитан берет конверт и объявляет его номер.

Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение белого медведя).

Против знатоков играет Белый медведь. Приготовьтесь ответить на вопросы блица.

Внимание вопросы:

- Какие зимние явления  природы связаны одновременно  с ветром и снегом? (вьюга, метель, пурга)

- Какое животное называется  бельком и чем оно питается?

Бельком называют детеныша тюлени, питается он молоком матери, а потом рыбой.

- назовите, какие коренные  народы живут на Кольском полуострове (саамы, поморы, коми);

- назовите птиц Кольского  полуострова; (гагары, тупики, бакланы, чайка, совы, глухарь, серый журавль, куропатка);

- какое море самое холодное  на земле? (Белое море)

Звучит гонг.

Ведущий: Вы правильно ответили на вопросы.

У совы зажигаются глаза. Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.

Ведущий: 3 раунд.

Крутится волчок. Звучит гонг.

Капитан берет конверт и объявляет его номер.

Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение  Северного оленя).

Вопрос от  Северного оленя.

Перед вами изображение тундры.

Внимание вопрос: Разметите на панно только тех животных и птиц, которые живут на Кольском полуострове.

Звучит гонг.

Двое игроков размещают животных и птиц  на панно.

Звучит гонг.

Каждый ребенок отвечает, какое животное он поместил на панно.

Ведущий: Вы абсолютно правы. Всех животных вы разместили правильно. Медведь, заяц, белка, лемминг, лось, волк,  нерпа, морж живут на Кольском полуострове. А барсук, кабан не живут на Кольском полуострове.

У совы зажигаются глаза.

Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.

А сейчас музыкальная пауза.

Дети выполняют физкультминутку.

Ведущий: Теперь соберитесь, игра продолжается.

Я объявляю 4 раунд.

Звучит гонг. Крутится волчок. Капитан называет номер конверта.

Ведущий: Внимание на экран (появляется изображение саамской девочки).

Вопрос от жителей Кольского полуострова.

Внимание: Таинственный ящик.

Вопрос: Что находится в таинственном ящике? Это очень редкий минерал. Встречается только в трех местах земного шара: в Канаде, Гренландии и  Кольском полуострове. Согласно поверьям бережет владельца от ранений. Превращает труса в героя.

Вопрос: Какой минерал лежит в таинственном ящике?

Звучит гонг.

Обсуждение: Какие минералы Кольского полуострова вы знаете? Как вы думаете, какой минерал может находиться в черном ящике? Что ответим?

Звучит гонг.

Ответ: Мы считаем, что в черном ящике находится минерал Эвдиолит.

Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это минерал Эвдиолит. Его еще называют Лапарской кровью.

У совы зажигаются глаза.

Выносится деталь мозаики и вручается знатокам.

Ведущий: Я объявляю 5 раунд. Звучит гонг.

Крутится волчок. Капитан называет номер конверта.

Ведущий: Внимание на экран. Появляется изображение родителей.

А этот вопрос задали нам родители нашей группы.

Появляется изображение озера.

Какое озеро Кольского полуострова называют чудом природы и почему?

Звучит гонг.

Обсуждение: Как вы думаете, что это за озеро? Чем оно необычно? Сколько в нем слоев? Давайте их назовем.

Ответ: Это озеро Могильное на острове Кильдин. Это озеро как пирог имеет 5 слоев. Обитатели одного слоя никогда не переходят на другой слой.

1 слой мертвый - там находится  сероводород.

2 слой вишневый. Там живут  бактерии вишневого цвета. Они  не дают сероводороду проникнут  в другие слои.

3 слой морской. Там живут  окунь, морские звезды и некоторые  морские рыбы.

4 слой смешанный. Живут  в нем медузы и рыбы.

5 слой пресный. Там живут  пресноводные рыбы и рачки.

Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это действительно озеро Могильное на острове Кильдин. Оно уникально тем, что имеет 5 слоев.

Вы получаете деталь мозаики.

Ведущий: Уважаемые знатоки! Ваши знания о нашем северном крае просто удивительны!

Вам удалось собрать все части мозаики. Какое же изображение можно получить, собрав все детали вместе?

Дети собирают изображение и называют Кольский  полуостров.

А теперь, уважаемые знатоки, ваш приз!

Вноситься приз: медали участников.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. До встречи на следующих играх цикла «Что? Где? Когда?».

Дополнительный вопрос: В холодных водах северных морей живут разные рыбы. Среди них есть одна странная: она большая и круглая. Как называется эта рыба?  (рыба солнце)

 

КРОССВОРД № 1

По горизонтали: 1. Рана у поле выязджай—будзе добры… (ураджай) 2. Мясное блюдо белорусской кухни (зразы) 3. Беларуская народная пляска (крыжачок) 4. Штаны, асноуная частка мужчынскага касцюма беларусау (нагавiцы) 5. У траве, як аганькi, ружавеюць вугалькi. 6. Iх вадою не зальеш, рук i ног не апячеш. Дзень i ноч гараць, палаюць, Смак яны мядовы маюць (сунiцы) 7. Капялюш, мужчынскi галауны убор (брыль) 8. Народнае свята (каляды).

По вертикали: 1. Беларуская народная гульня (грушка) 2. Беларуская народная песня (рэчанька) 3. Беларуская народная казка (жаронцы) 4. Каша, звараная з ячных круп на адно iз народных свят (куцця) 5. Жаночая безрукаука (гарсет) 6. Народны паэт Беларусi (Колас).

 

 

КРОССВОРД № 2

По горизонтали: 1. Беларуская народная казка (каласок) 2. Блюдо белоруской кухни (дранiкi) 3. Беларуская народная пляска (лявонiха) 4. Саматканая паласатая або у клетку спаднiца (андарак) 5. Народны паэт Беларусi (Купала) 6. Скураны абутак беларусау (боты). 7. Мужчынскае верхняе адзенне (кафтан) 8. Маленькая паненачка Схавалася у цянёк. Чырвоная сукеначка, А беленькi пянёк (малiна) 9. Беларуская народная песня (мiкiта) 10. Лянок не любiць… (лянот)

По вертикали: 1.  Беларуская народная гульня (гарлачык) 2. Народнае свята (масленiца) 3. Галауны убор замужнiх жанчын (намiтка).

 

 

 

 

 

 

БЕЛАРУСКАЯ НАРОДНАЯ ГУЛЬНЯ «ЛЯНОК»

Задача: практыкаваць ва уменні ўзгадняць pyxi ca словамi пecнi. Выхоўваць пачуццё калектывізму, цікавасць да народнага фальклору.

 

Aпicaннe гульні: з ліку тых, хто прымае удзел у гульні, выбіраецца «бабуля». Астатнія становяцца ў круг. Яны пытаюцца:

— Што ты, бабуля, нам прасці дасі? Бабуля выходзіць у цэнтр круга i адказвае:

— Старым бабулькам воўны пасмачку, А прыгожым маладзічкам белы лянок!

Пасля гэтага дзеці разам з бабуляй пачынаюць спяваць, паказваючы pyxaмi дзеянні, пра якія гаворыцца ў пecнi:

А мы сеялі, сеялі лянок,

Белы, слаўны кужалёк!

Урадзіся, наш лянок!

Урадзіся, кужалёк.

Мы лянок ipвaлi, ж а л i,

Абразалі, у полі слалі,

У снапочкі 3бipалi.

Урадзіся лянок

Белы, слаўны кужалёк.

 

Правілы гульні: дзеці павінны дакладна выконваць дзеянні, якія паказвае «бабуля».

 

БЕЛАРУСКАЯ НАРОДНАЯ ГУЛЬНЯ «ПЛЯЦЕНЬ»

Задача: удасканальваць навыкі хадзьбы i бегу у калоне, мяняючы тэмп i напрамак. Развіваць пачуццё сяброўства. 
Aпicaннe гульні: дзеці становяцца адзін за адным у рад. На увесь рад расцягваецца вяроўка, якую кожны трымае ў руцэ. Усе ідуць адзін за адным i спяваюць: 
Кругом бярозанькі ідзём,  
Каля яе ўсе плятнём.  
Плець-плець пляцёна  
Кругом ствала абвядзёна. 
Уецца пляцень, пляцецца  
У поле, у лес валачэцца.  
Расплятайся, пляцень, распляціся,  
Залаты вузельчык развяжыся. 
Вядучы заблытвае карагод, пакуль не "запляце” пляцень. Расплятаюць пляцень пад прыгаворку: 
Сто дашкалят  
Усе у адзін рад,  
Разам звязаны стаяць. 
Пляцень, расплятайся,  
На. бярозаньку завівайся. 
Вядучы бягом вядзе за сабой дзяцей, пры гэтым ён пятляе, робіць крутыя павароты, i той, хто не устаіць на нагах i ўпадзе, выбывае з гульні. 
 
Правілы гульні: на працягу ўсёй гульні дзеці павінны моцна трымацца за вяроўку. Калі хто-небудзь з дзяцей паваліўся, усе ўдзельнікі гульні спыняюцца.

 

 
БЕЛАРУСКАЯ НАРОДНАЯ ГУЛЬНЯ «ПРОСА»

Задача: удасканальваць навыкі перамяшчэння шарэнгай: выхоўваць пачуццё калектывізму, сяброўскія адносіны дзяцей паміж сабой.

Апісанне гульні: дзеці, узяушыся за pyкi, стаяць дзвюма шарэнгамі, тварам адзін да аднаго. У адной шарэнзе хлопчыкі, у другой —дзяучынкі.

Хлопчыкі шарэнгай падыходзяць да дзяўчынак i спяваюць:

— А мы проса сеялі, сеялі! (ідуць на сваё месца.)

Дзяучынкі паўтараюць гэтыя ж pyxi i таксама спяваюць:

— А мы проса вытапчам, вытапчам, вытапчам!

Информация о работе Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста