Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников. Задачи исследования: 1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»; 2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников; 3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста; 4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6 1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6 1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13 1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15 1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23 ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24 2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25 2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31 2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53
Какое животное является символом
Беларуси? (Зубр является символом нашей страны).
Какая река протекает в нашем
городе? (В нашем городе протекает река Сож).
Как называют людей, проживающих
на территории Беларуси? (Людей, проживающих на территории Беларуси, называют белорусами).
Каких писателей и поэтов Беларуси
вы знаете? (Янка Купала, Якуб Колас).
II. Задание: «Государственные
символы Республики Беларусь»:
Учитель: Посмотрите, что вы видите перед
собой на мольберте? (Государственные
символы Республики Беларусь - герб и флаг,
они иллюстрируют историю страны и её
традиции.)
Посмотрите на флаг. Из каких
цветов он состоит? (Дети отвечают.)
Что обозначает красный цвет? (Это знак победы и счастливой жизни.)
Что обозначает зелёный цвет? (Цвет добра и мира, а также нашей природы.)
Что вы видите на белом фоне? (Это наш белорусский орнамент.)
Посмотрите на герб. Что вы видите
в центре герба? (Очертание территории нашей страны.)
Чем она освещена? (Восходящими лучами солнца.)
Земной шар - это знак того, что
Республика Беларусь - одно из государств
мира. Что обозначает соединение Земли
и Солнца? (Знак жизни.)
А что обозначает звезда на
гербе? (Готовность каждого к обороне своей Родины.)
Что обрамляет наш герб? (Венок из спелых колосьев ржи, он обвит красно-зелёной лентой с надписью «Рэспублiка Беларусь», с одной стороны переплетён
розовыми цветами клевера, а с другой — голубыми цветами
льна.
III. Пальчиковая гимнастика «На
экскурсию мы едем». Л.В. Лобынько
«Современные подходы к процессу образования
старших дошкольников», стр. 190.
IV. Задание: «Отдыхай-ка –
историю изучай-ка»:
Учитель: Ребята - вот область, в которой
расположен самый древний город Беларуси. (Витебская.)
В древности на территорий современной
Беларуси жили три племени: кривичи (люди, родные по
крови), дриговичи (люди, живущие на
болоте), родимичи (люди, имеющие одну
Родину). Они ловили рыбу, охотились,
защищались от врагов.
Скажите, как переводится название племён.
Учитель: Вот Могилёвская область. А сейчас
покажите на карте Гомельскую область.
Город на берегу реки Сож, областной центр.
Как называется город, где находится крепость-герой? (Брест.)
Беларусь — это край голубых рек и озёр.
Давайте назовём самые главные реки. (Западная Двина,
Неман, Припять, Сож, Днепр.)
Учитель: Какую область мы ещё не назвали? (Гродненская.)
Беларусь называют также краем лесов и
болот. Скажите, как называется лес, в котором
растут берёзы? (Березняк.)
Как называется лес, в котором растут осины (осинник), дубы (дубрава), сосны (бор)?
Какие животные и птицы обитают в белорусских
лесах? (Ответы детей.)
Как называется главный город Республики
Беларусь? Покажите на карте Минскую область.
V. Задание: Игра «Бывает - не бывает».
Учитель: Я буду называть животных, которые
живут в белорусских лесах, а вы должны
будете поднять красный флажок, если эти
животные действительно живут у нас, и
голубой - если не живут (заяц, обезьяна,
зубр, лось, слон, белка и т.д.)
VI. Задание: Игра «Найди предмет на картинке»:
Учитель: Ребята, я буду называть предметы
на русском языке, а вы должны найти, показать
их на картинке и переведите на белорусский
язык. (Девочка - дзяучынка,
мальчик - хлопчык, солнце - сонейка, аист
– бусел, облако — воблака, туча
- хмара., звезда –
зорка, радуга – вясёлка).
VII. Физкультминутка «Это Родина моя».
Л.В. Лобынько «Современные подходы к образовательному
процессу», стр. 266.
VIII. Задание: Звуковой анализ слова «Гомель».
Сколько в слове слогов?
Сколько в слове звуков?
Сколько в слове слогов?
Сколько гласных звуков в слове?
Назовите их.
Сколько согласных звуков в
слове? Назовите их.
Поставьте ударение в слове.
Учитель: Вот мы и выполнили все задания,
посмотрите, у нас на столе карта нашей
Родины. Давайте посмотрим на вазу с цветами.
В ней стоит букет цветов. Спросим у наших
гостей, можно ли считать нас членами клуба
«Моя Родина - Беларусь». (Слово гостям.)
IX. Итог занятия:
Учитель-дефектолог: Ребята, в начале занятия
мы с вами говорили о государственных
символах Республики Беларусь. Какие это
символы? О чём мы с вами ещё не говорили. (О Государственном
гимне Республики Беларусь.) Давайте
его послушаем. Я хочу напомнить вам правила,
которые вы должны выполнять, слушая Государственный
гимн: слушать его нужно стоя, не шуметь,
а если вы знаете слова, то и петь.
Звучит аудиозапись
Государственного гимна Республики Беларусь.
Учитель: Ребята, вы справились со всеми
заданиями, показали себя знатоками своей
Родины, поэтому становитесь членами клуба
«Моя Родина - Беларусь». Я хочу вручить
вам маленькие подарки.