Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 247.47 Кб (Скачать файл)
  1. Какое животное является символом Беларуси? (Зубр является символом нашей страны).

  1. Какая река протекает в нашем городе? (В нашем городе протекает река Сож).

  1. Как называют людей, проживающих на территории Беларуси? (Людей, проживающих на территории Беларуси, называют белорусами).

  1. Каких писателей и поэтов Беларуси вы знаете? (Янка Купала, Якуб Колас).

II. Задание: «Государственные  символы Республики Беларусь»: 
Учитель: Посмотрите, что вы видите перед собой на мольберте? (Государственные символы Республики Беларусь - герб и флаг, они иллюстрируют историю страны и её традиции.)

  1. Посмотрите на флаг. Из каких цветов он состоит? (Дети отвечают.)

  1. Что обозначает красный цвет? (Это знак победы и счастливой жизни.)

  1. Что обозначает зелёный цвет? (Цвет добра и мира, а также нашей природы.)

  1. Что вы видите на белом фоне? (Это наш белорусский орнамент.)

  1. Посмотрите на герб. Что вы видите в центре герба? (Очертание территории нашей страны.)

  1. Чем она освещена? (Восходящими лучами солнца.)

  1. Земной шар - это знак того, что Республика Беларусь - одно из государств мира. Что обозначает соединение Земли и Солнца? (Знак жизни.)

  1. А что обозначает звезда на гербе? (Готовность каждого к обороне своей Родины.)

  1. Что обрамляет наш герб? (Венок из спелых колосьев ржи, он обвит красно-зелёной лентой с надписью «Рэспублiка Беларусь», с одной стороны переплетён розовыми цветами клевера, а с другой — голубыми цветами льна.

 
III. Пальчиковая гимнастика «На  экскурсию мы едем». Л.В. Лобынько «Современные подходы к процессу образования старших дошкольников», стр. 190. 

IV. Задание: «Отдыхай-ка –  историю изучай-ка»: 
Учитель: Ребята - вот область, в которой расположен самый древний город Беларуси. (Витебская.) В древности на территорий современной Беларуси жили три племени: кривичи (люди, родные по крови), дриговичи (люди, живущие на болоте), родимичи (люди, имеющие одну Родину). Они ловили рыбу, охотились, защищались от врагов. 
 
Скажите, как переводится название племён. 
 
Учитель: Вот Могилёвская область. А сейчас покажите на карте Гомельскую область. Город на берегу реки Сож, областной центр. 
Как называется город, где находится крепость-герой? (Брест.) 
Беларусь — это край голубых рек и озёр. Давайте назовём самые главные реки. (Западная Двина, Неман, Припять, Сож, Днепр.) 
Учитель: Какую область мы ещё не назвали? (Гродненская.) 
 
Беларусь называют также краем лесов и болот. Скажите, как называется лес, в котором растут берёзы? (Березняк.)  
Как называется лес, в котором растут осины (осинник), дубы (дубрава), сосны (бор)? 
Какие животные и птицы обитают в белорусских лесах? (Ответы детей.) 
Как называется главный город Республики Беларусь? Покажите на карте Минскую область. 
 
V. Задание: Игра «Бывает - не бывает». 
Учитель: Я буду называть животных, которые живут в белорусских лесах, а вы должны будете поднять красный флажок, если эти животные действительно живут у нас, и голубой - если не живут (заяц, обезьяна, зубр, лось, слон, белка и т.д.) 
 
VI. Задание: Игра «Найди предмет на картинке»: 
Учитель: Ребята, я буду называть предметы на русском языке, а вы должны найти, показать их на картинке и переведите на белорусский язык. (Девочка - дзяучынка, мальчик - хлопчык, солнце - сонейка, аист – бусел, облако — воблака, туча - хмара., звезда – зорка, радуга – вясёлка). 
 
 
VII. Физкультминутка «Это Родина моя». Л.В. Лобынько «Современные подходы к образовательному процессу», стр. 266. 
 
VIII. Задание: Звуковой анализ слова «Гомель».

  1. Сколько в слове слогов?

  1. Сколько в слове звуков?

  1. Сколько в слове слогов?

  1. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их.

  1. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

  1. Поставьте ударение в слове.

 
Учитель: Вот мы и выполнили все задания, посмотрите, у нас на столе карта нашей Родины. Давайте посмотрим на вазу с цветами. В ней стоит букет цветов. Спросим у наших гостей, можно ли считать нас членами клуба «Моя Родина - Беларусь». (Слово гостям.) 
 
IX. Итог занятия: 
Учитель-дефектолог: Ребята, в начале занятия мы с вами говорили о государственных символах Республики Беларусь. Какие это символы? О чём мы с вами ещё не говорили. (О Государственном гимне Республики Беларусь.) Давайте его послушаем. Я хочу напомнить вам правила, которые вы должны выполнять, слушая Государственный гимн: слушать его нужно стоя, не шуметь, а если вы знаете слова, то и петь. 
Звучит аудиозапись Государственного гимна Республики Беларусь. 
Учитель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, показали себя знатоками своей Родины, поэтому становитесь членами клуба «Моя Родина - Беларусь». Я хочу вручить вам маленькие подарки.

 

 


Информация о работе Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста