Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними? »
– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
– Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
– Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 – 15 баллов)
Средний уровень (8 – 12 баллов)
Низкий уровень (5 – 7 баллов)
Сценарий праздника «Весна – красна»
Дети под музыку КРАСИВО входят в зал, совершают один круг и выполняют несколько движений (продумать музыку и тренироваться шагать по кругу и повторять все движения за педагогом). Дети садятся на стульчики друг напротив друга (две команды)
Стихи(о весне): (на середину выходят три мальчика)
Звонко прыгает капе
По весенним лужам.
Здравствуй, мартовский денёк!
До свидания, стужа!
Уходите поскорей,
Снежные метели,
Чтобы к нам издалека
Птицы прилетели.
Выбегайте ручейки
Из-под снега дружно.
Вам до речки добежать
Поскорее нужно.
Девочка: (в руках держит ленточки)
Добрый
день! Добрый день! Мы - солнечные лучики,
весны предвестники! Будем весну в наш
край зазывать.
Мальчик и девочка (хором):(с
ленточками в руках)
Где
ты солнышко, проснись,
Где ты скворушка, вернись,
Сыпать снег зима устала,
Дети становятся в два хоровода:
внутри – девочки, снаружи – мальчики.
Весенний хоровод.( с ленточками)
1.Согревайте скорей Землю солнышка лучи. Прилетайте скорей В свои гнездышки грачи. Припев: А мы песенку споем, Хоровод заведем.( 2 р). |
2.Расцветайте скорей Все цветочки на лугах. Поспевайте скорей Вкусны ягодки в лесах. Припев: |
Дети остаются в кругу. В это время быстро раздать колокольчики, а ленточки повесить на плечики
Мальчик: Бежит ручей, смеется,
У нашего окна.
Идет на мамин праздник
Волшебница Весна.
Дети берут колокольчики, звенят и поют закличку, зазывают Весну.
Девочка поет ,а дети звенят и подпевают.
И со всех сторон: Динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Вдруг
пошел по лесу звон: Динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Эй, друзья, пора вставать:
Динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Нам весну пора встречать!
Динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Будем мы весну встречать: динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Будем песней зазывать: динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Мы зовем тебя:динь-динь-дон, динь-динь-дон!
Приходи, Весна-Красна:динь-динь-дон, динь-динь-дон!
(Быстро собрать колокольчики)
Заходит ВЕСНА (пройти в центр круга, можно погладить близстоящих детей)
Здравствуйте, мои ребятки!
Я волшебница-Весна!
Я луга, и лес, и поле
Пробудила ото сна!
Чтоб листочки распускались,
Птички песней заливались.
Ярче вы лучи сияйте
Землю нашу согревайте!
Загадки о весне: (предложить детям сесть на свои стульчики)
1. Я раскрываю почки в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна… Зовут меня … |
2.Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ... |
3.Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришел ... |
4.Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает... |
5.Из-под снега вышел друг – И весной запахло вдруг (подснежник) |
6. Солнце пригревает, лед на речке треснул. Речка зашумела, льдины подгоняет. Как это явление весною называют? |
Похвалить ребят за правильные отгадки и предложить поиграть в игру: «Гори, гори ясно». Весна сама назначает «Ясно Солнышко»
«Гори–гори ясно». Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря).
В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году,
с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами.
Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «Ясно Солнышко»
Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «Ясно Солнышко» , пританцовывая, машет красным платочком.
Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Ясно Солнышко» скачет внутри круга,
с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:
Гори,
гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо — птички летят,
колокольчики звенят!
На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «Ясно Солнышко» взмахивает платочком.
Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.
Каждый стремится прибежать первым, взять у «Ясно Солнышко» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
(Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение,и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:
Стало
ясно Солнышко припекать, припекать, Парами
идут по кругу
Землю словно золотом заливать,
заливать.
Громче стали голуби ворковать,
ворковать. Друг напротив друга -хлопают
в ладоши
Журавли — к нам опять, к нам
опять. Кружатся
А в лесу подснежники расцвели,
расцвели — Восьмерка -парами
Много цвету вешнего у Земли,
у Земли. В другую сторону
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети,
посвети!Все по кругу
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди,
уроди!Остановились лицом в круг -протянули
ладошки,
Дети садятся на стульчики.
Рады мы тебе, Весна!
Ты нам очень всем нужна!
Ведь сегодня мамин праздник
Отмечает вся страна!
Весна спрашивает: будут ли дети поздравлять своих мам и какие подарки дети приготовили своим мамам
Песня «Поварята»
Игра – соревнование «Мамины помощники» (с посудой)
Ведущий. Весна-Красна , а какой же праздник без цветов? Ты поможешь нам найти цветы для наших мам?
Весна: Почему же не могу?
Вам, ребята, помогу!
Пусть же солнышко сверкает,
Нашу землю согревает.
Вырастают пусть цветы небывалой красоты.
Всех прошу закрыть глаза,
Начинаем чудеса!
Разворачивается одеяло с пуговицами. Весна предлагает для мам украсить весенне одеяло. Дети пристегивают пуговицы к одеялу.
(Релакс.Музыкальное сопровождение)
Одеяло показать мамам, похвалить ребят и предложить станцевать.
Танец с цветами – младшая группа.
Весна предлагает детям по-настоящему вырастить цветы. Заранее приготовлены стаканчики с землей. Весна раздает каждому по зернышку. Ребенок подходит к стаканчику, который заранее подписан. Мальчик и девочка помогают опустить семечко в стаканчик и полить его водой.
Весна. У меня для вас, ребятки, есть еще одна загадка:
Свяжет носочки и сварит обед, знает варенья старинный секрет.
Часто печет пироги и оладушки наша любимая, добрая …..!
Частушки про бабушку – старшая группа.
Весна благодарит детей и говорит, что приготовила подарки девочкам.
Вручение подарков. (Музыкальное сопровождение)
Весна говорит заключительные слова и уходит, потому что у нее много дел: помочь согреть Землю, надо встретить птиц, надо озеленить природу… Дети машут ленточками вслед.