Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 247.47 Кб (Скачать файл)

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними? »

– Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

– Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

– Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

  • Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

  • Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

  • Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

  • Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

  • Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

  • В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

  • Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

  • Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

  • Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

  • Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

  • Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

  • Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План конспект мероприятия.

Святки – Колядки.

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями, обычаями. Упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами (Колядки, колядовщики, святки, Крещенье, Рождество Христово). Способствовать развитию интереса к белорусским народным праздникам. Воспитывать бережное отношение к белорусской культуре, развивать интерес к народному декоративно- прикладному творчеству.

Подготовительная работа:

1. Работа с родителями: изготовление народных костюмов, оформление мини – музея.

2. Разучивание потешек.

3. Оформление выставки  народно – декоративного творчества.

Разучивание русских народных игр и забав: хороводная игра «Карусели», «Петушиный бой», «Бой подушками», игра в «Снежки».

4. Парный танец.

5. Консультация для родителей  «Руки человека — это ценное  сокровище».

Оборудование: Русские народные костюмы, русские народные инструменты, мини – музей народно – декоративного творчества, музыкальный центр.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под музыку в русских народных костюмах с народными инструментами.

Ведущий: Издавна на Руси отмечали праздники Рождество, а вскоре и Крещенье. А между ними наступают святочные вечера. В это время по дворам ходят ряженные – девчата да парни. Наряжаются в разные костюмы, поют колядки, славят хозяев, желают им всякого добра. А хозяева одаривают колядников щедрыми гостинцами.

Ведущий: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой. Наступило Рождество, начинаем торжество. Спешите все сюда, в гости коляда пришла. Будем мы шутить, играть, бегать, прыгать, забавлять.

1 ребенок: Праздник это самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущий: Пойдемте в избу к хозяюшке.

- тук, тук, тук.

- кто там?

Здравствуй хозяюшка. С новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем!

- Колядники пришли.

- Дозволь хозяюшка колядку  начинать.

- Начинайте, начинайте.

Песня «Коляда, коляда»

Ребенок: Хозяйка, слезай с печки

Зажигай свечки.

Раздавай пяточки.

Кто не даст пирога

У того корову за рога.

Кто не даст пышку

Свинью за лодыжку.

Не дадут пирога, разобьем ворота.

Не дадут лепешки, разобьем окошки.

Хозяйка: Ой, окошки не надо бить

Я только вставила!

А гостям дорогим, я всегда рада.

Хорошо зимой, работы ни какой.

Сидишь себе в избе, чаек попиваешь.

Про былое вспоминаешь.

Помню, в молодости, весело было зимой.

С Рождества Христова начинаются святки, веселись ребятки.

Ходили по избам, пели песни – колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.

Хозяйка: Я вам гостинцы приготовила, но пойдемте ка все поиграем.

Окажите милость, покажите свою удаль.

А потом уже и в дом пойдем после веселья.

Игра в «Снежки»

Потешка

Хоровод «Карусели»

Потешка

«Петушиный бой»

Потешка

«Сбей противника» (Бой подушками)

Потешка

Танец парный.

Хозяйка: Ну и порадовали вы меня колядники.

Пойдемте в избу, я вас подчивать буду.

Ведущий и дети: Спасибо хозяюшка за угощения, мира и добра вашему дому!

Хозяйка: Спасибо, колядник, за пожелания добрые, за развлечение веселое.

Угощайтесь.

Ведущий: А завершают святочную неделю большой праздник Крещение. Издавна этот праздник идет. На Крещение вода на реках, озерах становится святой, помогает излечивает разные болезни. Оберегает от несчастий. И вот зимой вырубают на реке прорубь и перекрестившись окунаются в ледяную воду люди. И становятся они здоровыми, сильными. А кто не может окунуться в прорубь, тот приносит святую воду домой, пьет ее, умывается. Вот и я вам принесла водицы святой. Я вас ею окроплю.

Дети садятся за стол с угощением и пьют чай.

 

Сценарий праздника «Весна – красна»

Дети под музыку КРАСИВО  входят в зал, совершают один круг и выполняют несколько движений (продумать музыку и тренироваться шагать по кругу и повторять все движения  за педагогом). Дети садятся на стульчики друг напротив друга (две команды)

Стихи(о весне): (на середину выходят три мальчика)

Звонко прыгает капе

По весенним лужам.

Здравствуй, мартовский денёк!

До свидания, стужа! 

 

Уходите поскорей,

Снежные метели,

Чтобы к нам издалека

Птицы прилетели. 

 

Выбегайте ручейки

Из-под снега дружно.

Вам до речки добежать

Поскорее нужно.

Девочка:     (в руках держит ленточки)

Добрый день! Добрый день! Мы - солнечные лучики,  весны предвестники! Будем весну в наш край зазывать. 
Мальчик и девочка (хором):(с ленточками в руках)

Где ты солнышко, проснись, 
Где ты скворушка, вернись, 
Сыпать снег зима устала, 
Дети становятся в два хоровода: внутри – девочки, снаружи – мальчики.

Весенний хоровод.( с ленточками)

1.Согревайте скорей

Землю солнышка лучи.

Прилетайте скорей

В свои гнездышки грачи.

Припев:

А мы песенку споем,

Хоровод заведем.( 2 р).

2.Расцветайте скорей

Все цветочки на лугах.

Поспевайте скорей

Вкусны ягодки в лесах.

Припев:


Дети остаются в кругу. В это время быстро раздать колокольчики, а ленточки повесить на плечики

Мальчик: Бежит ручей, смеется,

У нашего окна.

Идет на мамин праздник

Волшебница Весна.

Дети берут колокольчики, звенят и поют закличку, зазывают Весну.

Девочка поет ,а дети звенят и подпевают.

И со всех сторон:  Динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Вдруг пошел по лесу звон: Динь-динь-дон, динь-динь-дон! 
Эй, друзья, пора вставать: Динь-динь-дон, динь-динь-дон! 
Нам весну пора  встречать! Динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Будем мы весну встречать: динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Будем песней зазывать: динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Мы зовем тебя:динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Приходи, Весна-Красна:динь-динь-дон, динь-динь-дон!

(Быстро собрать колокольчики)

Заходит ВЕСНА (пройти в центр круга, можно погладить близстоящих детей)

Здравствуйте, мои ребятки!

Я волшебница-Весна!

Я луга, и лес, и поле

Пробудила ото сна!

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались.

Ярче вы лучи сияйте

Землю нашу согревайте!

Загадки о весне: (предложить детям сесть на свои стульчики)

1. Я раскрываю почки в зеленые листочки. 

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна… Зовут меня …

2.Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ...

3.Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ...

4.Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает...

5.Из-под снега вышел друг – 

И весной запахло вдруг (подснежник)

6. Солнце пригревает, лед на речке треснул. 

Речка зашумела, льдины подгоняет.

Как это явление  весною называют?


Похвалить ребят за правильные отгадки и предложить поиграть в игру: «Гори, гори ясно». Весна сама назначает «Ясно Солнышко»

«Гори–гори ясно». Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря).

В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году,

с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «Ясно Солнышко»

Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «Ясно Солнышко» , пританцовывая, машет красным платочком.

Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Ясно Солнышко» скачет внутри круга,

с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,  
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!

На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «Ясно Солнышко» взмахивает платочком.

Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.

Каждый стремится прибежать первым, взять у «Ясно Солнышко»  платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.

(Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение,и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»:

Стало ясно Солнышко припекать, припекать, Парами идут   по кругу 
Землю словно золотом заливать, заливать.  
Громче стали голуби ворковать, ворковать.              Друг напротив друга -хлопают в ладоши 
Журавли — к нам опять, к нам опять.                          Кружатся 
А в лесу подснежники расцвели, расцвели —           Восьмерка -парами 
Много цвету вешнего у Земли, у Земли.                      В другую сторону 
Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!Все по кругу 
Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди!Остановились лицом в круг -протянули  ладошки,

Дети садятся на стульчики.

Рады мы тебе, Весна!

Ты нам очень всем нужна!

Ведь сегодня мамин праздник

Отмечает вся страна!

Весна спрашивает:  будут ли  дети поздравлять своих мам и какие подарки  дети приготовили своим мамам

Песня «Поварята»

Игра – соревнование «Мамины помощники»  (с посудой)

Ведущий. Весна-Красна , а какой же праздник без цветов? Ты поможешь нам найти цветы для наших мам?

Весна: Почему же не могу? 

             Вам, ребята, помогу!

Пусть же солнышко сверкает,

Нашу землю согревает.

Вырастают пусть цветы небывалой красоты.

Всех прошу закрыть глаза,

Начинаем чудеса!

Разворачивается одеяло с пуговицами. Весна предлагает для мам украсить весенне одеяло. Дети пристегивают пуговицы к одеялу.

(Релакс.Музыкальное сопровождение)

Одеяло показать мамам, похвалить ребят и предложить  станцевать.

Танец с цветами – младшая группа.

Весна предлагает детям по-настоящему вырастить цветы. Заранее приготовлены стаканчики с землей. Весна раздает каждому по зернышку. Ребенок подходит к стаканчику, который заранее подписан. Мальчик и девочка помогают опустить семечко в стаканчик и полить его водой.

Весна. У меня для вас, ребятки, есть еще одна загадка:

Свяжет носочки и сварит обед, знает варенья старинный секрет.

Часто печет пироги и оладушки наша любимая, добрая …..!

Частушки  про бабушку – старшая группа.

Весна благодарит детей и говорит, что приготовила подарки девочкам.

Вручение подарков. (Музыкальное сопровождение)

Весна говорит заключительные слова и уходит, потому что у нее много дел:  помочь согреть Землю, надо встретить птиц, надо озеленить природу… Дети машут ленточками вслед.

Информация о работе Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста