Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 247.47 Кб (Скачать файл)

Условные обозначения уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (Таблиц 1–2, Рис.1), констатируем:

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы – соответственно 10,0 и 9,9 баллов.

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных одинаков  – 9,5 балла.

3. Уровень знания о растительном  мире и уровень экологически  правильного отношения к миру  природы у дошкольников экспериментальной  группы ниже, чем у дошкольников  контрольной группы соответственно  на  0,4 и 0,1 балла.

4. Уровень знаний о неживой  природе и временах года у  дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников  контрольной группы на 0,5 балла.

Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (Таблица 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более «разбросаны», у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.

Таблица 3

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной  
и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Высокий уровень

20

20

10

10

40

30

40

40

20

20

20

10

Средний уровень

60

50

50

80

50

70

50

60

60

60

60

80

Низкий уровень

20

30

40

10

10

10

10

0

20

20

20

10


 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Формирующий эксперимент

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс  мероприятий, на занятиях в ДОУ  и в повседневной жизни, по  повышению уровня экологической  воспитанности старших дошкольников.

2) апробировать разработанный  нами комплекс на дошкольниках  экспериментальной группы.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

1. В ходе формирующего  эксперимента была учтена разница  в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% – низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. – низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.

2. При составлении комплекса  занятий в ДОУ и самостоятельной  деятельности дошкольников учитывались  результаты по каждому из 5 заданий  констатирующего эксперимента. Особое  внимание уделялось развитию  тех экологических знаний, в освоении  которых дошкольники испытывали  затруднения –  знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, природоведения, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование местностей для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д. Проводились игры-путешествия: «Экскурсия по по деревне», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Запаветныя мясціны Беларусі» (поездка в Беловежскую Пущу).

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов:, «Калядныя вечары» («Святкi-калядкi»), «Свята беларускіх гульняў» («Весна-красна»). Описание хода игр представлено в Приложении 2.

Также проводились игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина конкурс-викторина «Што, дзе, калі», «Крыжаванкі»  и подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Пляцень», «Проса», «Млынок».

 (Приложение 2).

Большое значение мы придавали работе с родителями. Совместно с родителями проводились праздники, выставки художественного творчества детей и родителей, мероприятия «Моя семья», «Наша Родина – Беларусь» (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3 Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в Таблицах 4–5 и Рис. 2.

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий  уровень

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1. Таня В.

11

С

10

С

11

С

12

С

11

С

11,0

С

2. Женя К.

12

С

10

С

12

С

14

В

12

С

12,0

С

3. Света К.

8

С

8

С

10

С

11

С

9

С

9,2

С

4. Оля Г.

13

В

14

В

14

В

14

В

13

В

13,6

В

5. Алеша Д.

11

С

9

С

13

В

12

С

11

С

11,2

С

6. Марат М.

12

С

12

С

14

В

14

В

12

С

12,8

С

7. Саша Л.

13

В

10

С

12

С

13

В

11

С

11,8

С

8. Маша С.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

9. Галя Ф.

8

С

9

С

9

С

10

С

7

Н

8,6

С

10. Артур З.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

В среднем по гр.

11,6

С

10,5

С

12,3

С

13,0

В

11,4

С

11,8

С


 

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Средняя оценка в баллах

Общий  уровень  развития

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

1. Катя Ш.

10

С

10

С

13

В

13

В

10

С

11,2

С

2. Эльвира М.

10

С

10

С

10

С

13

В

11

С

10,8

С

3. Вова К.

7

Н

6

Н

8

С

8

С

7

Н

7,2

Н

4. Петя М.

11

С

10

С

12

С

12

С

10

С

11,0

С

5. Олег С.

11

С

9

С

12

С

12

С

11

С

11,0

С

6. Миша А.

13

В

10

С

14

В

15

В

14

В

13,2

В

7. Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

8. Галя И.

9

С

9

С

10

С

10

С

8

С

9,2

С

9. Марина П.

13

В

14

В

15

В

13

В

14

В

13,8

В

10. Вадим Б.

14

В

11

С

13

В

15

В

13

В

13,2

С

В среднем по гр.

10,5

С

9,8

С

11,4

С

12,1

С

10,6

С

10,9

С


 

Рис.2. Результаты контрольного эксперимента

По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (Таблицах 1-2, 4–5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (Таблица 6, Рис.3).

Таблица 6

Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп

 

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Контрольный  
эксперимент

11,6

10,5

10,5

9,8

12,3

11,4

13,0

12,1

11,4

10,6

11,8

10,9

Констатирующий эксперимент

9,5

9,5

8,6

9,0

10,9

10,4

11,6

11,1

9,4

9,5

10,0

9,9

Прирост показателей (в баллах)

2,1

1,0

1,9

0,8

1,4

1,0

1,4

1,0

2,0

1,1

1,8

1,0

Разность (в баллах)

1,1

1,1

0,4

0,4

0,9

0,8

Информация о работе Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста