Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников. Задачи исследования: 1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»; 2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников; 3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста; 4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6 1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6 1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13 1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15 1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23 ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24 2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25 2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31 2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53
Между тем дошкольный возраст – это период,
когда ребенок открыт миру. Накопленный
в этот период опыт эмоционально позитивного
отношения к окружающему человек пронесет
через всю жизнь. Что важно сделать взрослому,
чтобы взаимодействие с природой способствовало
формированию у дошкольника доброжелательности
и эмоциональной отзывчивости? Вначале
важно определить, какой ценный эмоциональный
опыт может накопить ребенок при взаимодействии
с природой. Сначала это положительные
эмоциональные проявления дошкольника
к конкретным животным и растениям, затем
– более осознанное и действенное отношение
к ним, и наконец – устойчивое гуманно-ценностное
отношение к широкому кругу природных
объектов [17, с. 33].
Поначалу ребенок учится сопереживать:
отражает чувства, эмоционально передаваемые
взрослыми, – «заряжается» его эмоциями.
Поэтому взрослый должен стать для детей
примером эмоционально позитивного отношения
к природе: проявлять удивление, интерес
к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться
природными объектами, явлениями, добрыми
поступками людей; испытывать радость
от хорошего самочувствия живого существа,
сочувствовать живому, находящемуся в
беде, и так далее. Умение ярко выражать
свои чувства, вызывать ответный эмоциональный
отклик – важное условие пробуждения
сопереживания у малышей. Т.А. Маркова
считает, что для того, чтобы эмоции детей
не стали слепым копированием проявлений
взрослого, необходимо обеспечить развитие
у них адекватных социальных ориентаций.
Дошкольники должны понять, почему в разных
ситуациях люди проявляют различные чувства.
Осмысление этого связано и с освоением
детьми правил и норм отношения к природе,
обогащением представлений о живом, его
потребностях, условиях жизни, сложившихся
связях. Освоение знаний о живом через
эмоциональное переживание позволяет
малышам осознать важность гуманного
отношения к живому, понять и принять правила
поведения в природе. Наконец, взрослому
важно поддерживать стремление детей
к проявлению адекватных ситуациям эмоций
как импульса к совершению гуманных поступков
по отношению к природе. Этому способствует
включение дошкольников в разнообразную
деятельность экологической направленности,
в которой они смогут «проживать» положительные
эмоции и чувства, проявлять их, обогащая
тем самым личный опыт взаимодействия
с природой.
1. 2 Понятие и задачи
экологического воспитания детей среднего
дошкольного возраста
Как начальное звено, экологическое
воспитание детей дошкольного возраста
имеет важное социальное значение для
всего общества: своевременно закладываются
основы экологической культуры в человеческой
личности, что, безусловно, имеет значение
для всеобщей экологизации сознания и
мышления.
Передача экологических знаний
- это начальный этап в процедуре выработки
правильного отношения к окружающему
миру. Их трансформация осуществляется
в результате использования воспитателем
личностно-ориентированных методов работы
с детьми. Яркой формой выражения отношения
является деятельность ребенка. Отношение
разных детей неоднородно: в нем может
преобладать познавательный, эстетический
или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного
аспекта в отношении - это ярко выраженный
интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения
можно говорить, если внимание ребенка
сосредоточено на внешних (сенсорных)
качествах явления, что влечет за собой
оценочные суждения. При ярко выраженной
гуманистической направленности отношения
имеют место сочувствие, обеспокоенность,
действенная готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность
ребенка осуществляется без принуждения,
сопровождается положительными эмоциями
и является интерпретацией усвоенной
информации. Факт наличия такой деятельности
- показатель отношения ребенка к тому
содержанию, которое она в себе несет.
В процессе экологического
воспитания могут иметь место следующие
виды деятельности [21]:
• сюжетно-ролевая игра, отражающая
различные события в природе или природосозидающую
деятельность взрослых;
• практическая деятельность
по созданию или поддержанию условий для
живых объектов в зеленой зоне детского
сада (труд в природе), а также деятельность
по восстановлению предметов (починка
игрушек, книг и др.);
• создание изопродукции на
основе впечатлений от природы или деятельности
людей в природе;
• общение с природой, добровольный
контакт с объектами растительного и животного
мира - комплексная деятельность, включающая
наблюдение, оценочные односторонние
суждения, любование, ласкание, действия
по уходу, приручение и дрессировку (животных);
• экспериментирование: практическая
познавательная деятельность с объектами
природы, сопровождающаяся наблюдением,
высказываниями. Экспериментирование
с живыми объектами является позитивной
деятельностью лишь в том случае, если
поисковые действия осуществляются с
учетом потребностей живого существа
и не носят деструктивный характер;
• речевая деятельность (вопросы,
сообщения, участие в беседе, диалоге,
обмен информацией, впечатлениями, уточнение
представлений о природе с помощью слова);
• наблюдение - самостоятельная
познавательная деятельность, обеспечивает
получение информации о природе и деятельности
людей в природе;
• просмотр книг, картин, телепередач
природоведческого содержания - деятельность,
способствующая получению новых и уточнению
имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самостоятельностью
детей, анализ ее содержания позволяют
воспитателю обнаружить их индивидуальные
особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность
естественным образом связывает экологическое
воспитание со всем процессом развития
личности маленького ребенка.
1. 3 Воспитательный
потенциал народных обрядов и праздников
По мнению А.М. Богуш одним из
наиболее важных и эффективных средств
экологического воспитания являются обряды
и праздники [4].
Во все времена и у всех народов
основной целью воспитания являлась забота
о сохранении, укреплении и развитии добрых
народных обычаев и традиций, забота о
передаче подрастающим поколениям житейского,
производственного, духовного, в том числе
и педагогического, опыта, накопленного
предшествующими поколениями. Сила народной
педагогики, народных традиций и обрядов
заключается в человечном, добром, гуманном
подходе к личности воспитуемого и требовании
с его стороны взаимообратного человеколюбивого
отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания»
человеческой души и утверждалась в народной
педагогике.
Для решения этой задачи в народной
педагогике использовались самые различные
средства. Так одной из самых эффективных
форм педагогического воздействия на
личность считается народная сказка. Белорусские
сказки отображают мировоззрение народа,
его нравственно-этические и эстетические
принципы, многовековой опыт воспитания
подрастающего поколения. Кратко и лаконично
выражались идеи нравственного воспитания
в народных пословицах и поговорках.
Чтобы человеку оставаться
человеком, ему необходимо помнить свои
корни. Недаром в старину каждый ребенок
знал свою родню чуть ли не до седьмого
колена. Внимательное отношение к своим
родственникам, составление своей родословной
укрепляли нравственную направленность
развивающейся личности.
Многочисленные обычаи и традиции
можно отнести к комплексным формам воздействия
на воспитание подрастающего поколения.
Народные праздники были настоящим кодексом
неписанных норм и обязанностей, но только
в художественно-эмоциональной форме.
Обряды, отражающие нравственные устои
украинского народа, закрепляющие чувства
верности друзьям, развивающие эстетические
чувства детей и содержащие в себе многие
другие педагогические элементы, ярко
представлены в таких праздниках, как
Троица, Масленица и другие.
В народной педагогике народные
праздники и обряды считаются средствами
выражения настроения, убеждений, мировоззрения
индивида. Они не только символически
отображают и углубляют чувства человека,
но и в значительной степени облагораживают
его. Значение народных праздников и обрядов
заключается в том, что они дают возможность
проявить свои чувства и мысли, пробуждают
эмоциональные чувства и переживания,
стимулируют оптимистическое настроение.
Уже в древнейших славянских
летописях, в устном народном творчестве,
особенно в сказках и пословицах, утверждается
мысль о том, что человек воспитуем и обучаем,
что самое ценное человеческое качество
- нравственность, и ее надо прививать,
ей необходимо учить, так как причиной
многих человеческих пороков является
незнание общественных норм, невежество.
Поведение зависит от знания, а связующим
звеном между знанием и поведением выступает
воспитание.
Природа - это удивительный
феномен, воспитательное воздействие
которого на духовный мир человека, и,
прежде всего ребенка - школьника, трудно
переоценить. Проблема экологического
воспитания и образования - одна из самых
актуальных на сегодняшний день. Уже с
дошкольного возраста необходимо закладывать
в детях представление о том, что человек
нуждается в экологически чистой окружающей
среде. Вот почему важно научить ребенка
беречь красоту природы, чтобы он в этот
возрастной период понял, сколь ценно
здоровье и стремился к здоровому образу
жизни.
Начальное звено в системе непрерывного
экологического образования - дошкольное
детство. А главная цель экологического
воспитания и образования в дошкольном
учреждении - воспитать защитников природы,
дать экологические знания, научить детей
быть милосердными, любить и беречь природу,
бережно распоряжаться ее богатствами.
Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая
в огромный непонятный мир, научились
тонко чувствовать, видеть и понимать,
что этот загадочный мир очень разнообразный,
многогранный, многокрасочный, а мы - частица
этого мира.
На мой взгляд, рассмотрение
теории экологического воспитания необходимо
начать с определения его сущности. Я считаю,
что экологическое воспитание - составная
часть нравственного воспитания. Поэтому
под экологическим воспитанием понимаем
единство экологического сознания и поведения,
гармоничного с природой. На формирование
экологического сознания оказывают влияние
экологические знания и убеждения. Экологические
представления у дошкольников формируются
в ходе их ознакомления с окружающим миром.
Сформированные на протяжении ряда занятий
представления постепенно переходят в
убеждение о необходимости жить в гармонии
с природой. Знания, переведенные в убеждения,
формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается
из отдельных поступков (совокупность
состояний, конкретных действий, умений
и навыков) и отношения человека к поступкам,
на которые оказывают влияние цели и мотивы
личности.
Главной целью экологического
воспитания на основе народных обрядов
и праздников является приобретение молодым
поколением экологического опыта, наследование
духовного достояния белорусского народа,
достижение культуры межличностных и
межнациональных отношений.
Основными задачами экологического
воспитания дошкольников в процессе ознакомления
с народными праздниками и обычаями - формирование
у детей системы элементарных знаний о
предметах и явлениях природы. Решение
этой задачи предусматривает изучение
самих предметов и явлений в природе, связей
и отношений, которые существуют между
ними, формирование системы знаний об
окружающем мире, обеспечение правильной
ориентировки ребенка в мире, развитие
познавательной деятельности ребенка
в процессе ознакомления с окружающим
миром.
В самой природе человека заложена
необходимость органического сочетания
будней и праздников, подытожить результаты
трудовой деятельности. В стремлении человека
к завтрашней радости есть стимул развития
социальной активности на которой можно
построить эффективную воспитательную
систему.
Многообразные воспитательные
функции народных праздников обуславливают
целесообразность широкого использования
этой формы нравственного воздействия
в системе воспитания. Как говорил М.Г.
Стельмахович современная система праздников
- это своеобразное педагогическая система,
которая органически связана со всей воспитательной
работой в данной социальной общности.
Она обеспечивает постоянное воспитательное
воздействие на людей, отражает их мировоззрение
[27].
Народные праздники превратились
в огромную массовую акцию, втягивающую
в действие тысячи людей. Являясь своеобразной
формой творческого отчета коллектива
художественной самодеятельности, они
превращаются в целенаправленную программу,
служат формированию национальной гордости,
патриотизма, единства народа. Именно
такая педагогическая функция определяет
их место в современной системе воспитательной
работы.
Анализ опыта организации и
проведение народных праздников позволяют
сформировывать основные педагогические
принципы организации этой формы: принцип
всеобщности, принцип использования активности
и самодеятельности людей, принцип дифференцированного
подхода к участникам.
Для системы дошкольного воспитания
немаловажное значение имеет именно принцип
дифференцированного подхода, позволяющий
создать гибкую систему воздействия на
детей. В каждом празднике, представляющем
собой конкретную педагогическую систему,
проявляются закономерности педагогики
как науки о воспитании подрастающих поколений
и взрослых людей посредством целенаправленной
специально организованной системы воздействия.
Важнейшим элементом воспитательной
системы народного праздника по мнению
А.М. Богуш являются средства театрализации,
позволяющие обеспечить единство информационно-логического
и эмоционально-образного воздействия
на его участников, породить атмосферу
торжественности, эстетического творчества
[4]. Общение в условиях праздничной организации
становится важнейшим фактором приобщения
личности ребенка к духовным ценностям
народа. Общественный опыт передается
дошкольнику и воспринимается им не только
в процессе целенаправленного общественного
воздействия и не только в «сознательной
форме», в виде идей, понятий, взглядов,
мнений, норм. Через общение он посредством
подражания и заимствования, сопереживания
усваивает человеческие эмоции и формы
поведения.