Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;
2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;
3. Разработать комплекс мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;
4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ…….………………………………………...6
1.1 Анализ понятия «экологическое воспитание» в психолого-педагогической литературе ……………………………………………………………..…...……..6
1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………..…….……....13
1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников…………….15
1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….......20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...23
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..………...……..……...24
2.1 Констатирующий эксперимент……………..……………….……………….25
2.2 Формирующий эксперимент……………..……………….……………..….31
2.3 Контрольный эксперимент………………....……………….……………….34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……........45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………….…...………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………….…...………………………………...53

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 247.47 Кб (Скачать файл)

 

Рис.3. Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы в экспериментальной и контрольной группах (в баллах).

Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблице 7.

Таблица 7

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной  
и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение  
к миру  
природы

Общий уровень по группе

о мире  
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Эксперимент.  гр.

Контрольная гр.

Высокий уровень

40

30

30

10

50

40

70

50

30

30

30

20

Средний уровень

60

50

70

80

50

50

30

50

60

60

70

70

Низкий уровень

0

20

0

10

0

10

0

0

10

10

0

10


 

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (Рис.3, Таблица 6).

2. Значительно возрос  уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они  показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.

3. Данные Таблицы 7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает.  Знания полученные  на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни природы и их обитателей. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

2. Критериями сформированности экологических знаний являются:  знания о мире животных, знания о растительном мире, знания о неживой природе, знания о временах года.

3. На основании источников и полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

4. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей познавательного интереса к природе.

В процессе экологического воспитания имеют место следующие виды деятельности: сюжетно-ролевая игра, практическая деятельность, создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе, общение с природой, экспериментирование, речевая деятельность, наблюдение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания.

Одним из наиболее важных и эффективных средств экологического воспитания являются обряды и праздники.

Главной целью экологического воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением экологического опыта, наследование духовного достояния белорусского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Выделяют следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критериями сформированности экологических знаний являются:  знания о мире животных, знания о растительном мире, знания о неживой природе, знания о временах года.

На основании источников и полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Азбука нравственного  воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР  И.А. Каирова и канд. пед. Наук О.С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1975. - 320 с.

2. Сухомлинский В.А. Как  воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 228 с.

3. Бобылева Л. Интерес  к природе как средство экологического  воспитания дошкольников // Дошкольное  воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15

4. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське народознавство в дошкільному закладі: Навч. посіб. - 2-ге вид., переробл. і допов. - К.: Вища шк., 2002. - 407 с.

5. Болотина Л.Р., Баранов  С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. 2-е  изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, Культура, 2005. - 240 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии – М.: Просвещение, 2005. – 278 с.

8. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.

9. Запорожец Л.В. Психология  восприятия ребенком-дошкольником  литературного произведения.// Избр. психологические труды. - М.: Просвещение, 1986. - 357 с.

10. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.

11. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.

 

12. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. - М.: Издательство Московського психолого - соціального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 304 с.

13. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 2006. - 603 с.

14. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для  студентов педагог. учеб. заведений  и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е  изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.

15. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. – СПБ.: Речь, 2006. – 176 с.

16. Лавриненко Н. Этнопедагогика.// Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 111-119.

17. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. 2010. № 7 – С. 33.

18. Нравственное воспитание  в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой  и Т.А. Марковой: изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.

19. Нравственное и трудовое  воспитание дошкольников: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2002. - 192 с.

20. Павлова Л. Поэтика народных  традиций - детям.// Дошкольное воспитание. 2000, №12. - С. 68-71.

21. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

22. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры./ Мазыр: Белы вецер», 2003г.

23. «Мой родны кут…»: зборнiк метадычных матэрыялау па патрыятычным выхаваннi дзяцей дашкольнага узросту. У 2 ч./ уклад. В.М. Цяленчанка.—Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2006.

24. Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. - Мазыр 2009г.

25. Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.

26. Слестенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2005. - 576 с.

27. Стельмахович М.Г. Народна педагогика. - К.: Знання, 1985. - 327 с.

28. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2006, №8. - с. 41.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Информация о работе Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста