Рис.3. Динамика повышения уровней
сформированности экологических знаний
и экологически правильного отношения
к миру природы в экспериментальной и
контрольной группах (в баллах).
Качественные изменения сформированности
экологических знаний и экологически
правильного отношения к миру природы
дошкольников экспериментальной и контрольной
групп представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Оценки результатов деятельности
дошкольников экспериментальной
и контрольной групп в контрольном эксперименте
(в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических
знаний |
Отношение
к миру
природы |
Общий уровень по группе |
о мире
животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Эксперимент. гр. |
Контрольная гр. |
Высокий уровень |
40 |
30 |
30 |
10 |
50 |
40 |
70 |
50 |
30 |
30 |
30 |
20 |
Средний уровень |
60 |
50 |
70 |
80 |
50 |
50 |
30 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
Низкий уровень |
0 |
20 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
10 |
0 |
10 |
Анализ результатов диагностики
экологической воспитанности старших
школьников экспериментальной и контрольной
групп в контрольном эксперименте показывает:
1. Уровень сформированности
экологических знаний и экологически
правильного отношения к миру природы
повысился в обеих группах, однако динамика
его повышения в экспериментальной группе
выше, чем в контрольной по всем пяти показателям
– и в уровнях сформированности экологических
знаний, и в уровне экологического отношения
к миру природы (Рис.3, Таблица 6).
2. Значительно возрос
уровень сформированности экологических
знаний и экологически правильного отношения
к миру природы у дошкольников экспериментальной
группы, показавших в констатирующем эксперименте
низкие результаты. В контрольном эксперименте
все они показали средний уровень сформированности
экологических знаний и, за исключением
Гали Ф., средний уровень экологически
правильного отношения к миру природы.
3. Данные Таблицы 7 показывают,
что в результате проведенного нами формирующего
педагогического эксперимента оценки
результатов деятельности дошкольников
экспериментальной группы во-первых, стали
менее «разбросаны», во-вторых, улучшились
более значительно, чем у дошкольников
контрольной группы.
Кроме того, заметно изменилось
отношение детей экспериментальной группы
к природным объектам. В процессе непосредственных
наблюдений за природой в сознание детей
заложилось ясное и точное представление
о предметах и явлениях природы, что в
живой природе все связано между собой,
что отдельные предметы и явления взаимообусловливают
друг друга, что организм и среда – неразрывное
целое, что любая особенность в строении
растений, в поведении животных подчинена
определенным законам, что человек, как
часть природы, наделенная сознанием,
своим трудом активно воздействует на
природу.
На занятиях по экологии дети
стали более внимательными. Они с интересом
слушают рассказы о животных и растениях,
задают много дополнительных интересующих
их вопросов, на которые воспитатель с
удовольствием отвечает. Знания полученные
на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной
экспериментальной деятельности на основе
метода проб и ошибок. Постепенно элементарные
опыты становятся играми-опытами, в которых,
как в дидактической игре, есть два начала:
учебное – познавательное и игровое –
занимательное. Игровой мотив усиливает
эмоциональную значимость для ребенка
данной деятельности. В результате закрепленные
в играх-опытах знания о связях, свойствах
и качествах природных объектов становятся
более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий
дети стали проявлять большой интерес
к жизни природы и их обитателей. Теперь
все дети знают, что человек и природы
неразрывно связаны. И от того, как человек
будет любить, беречь и заботиться о природе,
будет зависеть его дальнейшее существование
на Земле.
Вывод: разработанный нами комплекс
мероприятий по повышению уровня экологической
воспитанности старших дошкольников на
занятиях в ДОУ и в повседневной жизни
достаточно эффективен.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ
ГЛАВЕ:
1. Диагностику экологической
воспитанности дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей
по двум направлениям: формирование экологических
знаний и экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
2. Критериями сформированности экологических
знаний являются: знания о мире животных,
знания о растительном мире, знания о неживой
природе, знания о временах года.
3. На основании источников и
полученных в ходе констатирующего эксперимента
результатов, была выстроена программа
действий по обогащению экологических
знаний дошкольников и формированию у
них экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
4. Разработанный нами комплекс
мероприятий по повышению уровня экологической
воспитанности старших дошкольников на
занятиях в ДОУ и в повседневной жизни
достаточно эффективен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущую роль в экологическом
воспитании играет формирование у детей
познавательного интереса к природе.
В процессе экологического
воспитания имеют место следующие виды
деятельности: сюжетно-ролевая игра, практическая
деятельность, создание изопродукции
на основе впечатлений от природы или
деятельности людей в природе, общение
с природой, экспериментирование, речевая
деятельность, наблюдение, просмотр книг,
картин, телепередач природоведческого
содержания.
Одним из наиболее важных и
эффективных средств экологического воспитания
являются обряды и праздники.
Главной целью экологического
воспитания на основе народных обрядов
и праздников является приобретение молодым
поколением экологического опыта, наследование
духовного достояния белорусского народа,
достижение культуры межличностных и
межнациональных отношений.
Важнейшим элементом воспитательной
системы народного праздника являются
средства театрализации, позволяющие
обеспечить единство информационно-логического
и эмоционально-образного воздействия
на его участников, породить атмосферу
торжественности, эстетического творчества.
Выделяют следующие функции
народных праздников: развивающую, информационно-просветительную,
культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную.
Большую роль в приобщении дошкольников
к национальной культуре Беларуси занимают
организация этнографических выставок,
работа в музеях, созданных в дошкольных
учреждениях, проведение праздников, ознакомление
дошкольников с произведениями декоративно-прикладного
искусства.
Диагностику экологической
воспитанности дошкольников необходимо
проводить с учетом их возрастных особенностей
по двум направлениям: формирование экологических
знаний и экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
Критериями сформированности экологических
знаний являются: знания о мире животных,
знания о растительном мире, знания о неживой
природе, знания о временах года.
На основании источников и полученных
в ходе констатирующего эксперимента
результатов, была выстроена программа
действий по обогащению экологических
знаний дошкольников и формированию у
них экологически правильного отношения
к природным явлениям и объектам.
Разработанный нами комплекс
мероприятий по повышению уровня экологической
воспитанности старших дошкольников на
занятиях в ДОУ и в повседневной жизни
достаточно эффективен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
1. Азбука нравственного
воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР
И.А. Каирова и канд. пед. Наук О.С. Богдановой.
Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение»,
1975. - 320 с.
2. Сухомлинский В.А. Как
воспитать настоящего человека.
Педагогическое наследие. – М.: Педагогика,
1990. – 228 с.
3. Бобылева Л. Интерес
к природе как средство экологического
воспитания дошкольников // Дошкольное
воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15
4. Богуш А.М., Лисенко Н.В. Українське
народознавство в дошкільному закладі:
Навч. посіб. - 2-ге вид., переробл. і допов.
- К.: Вища шк., 2002. - 407 с.
5. Болотина Л.Р., Баранов
С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект,
Культура, 2005. - 240 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика:
Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
1999. - 168 с.
7. Суравегина И.Т., Сенкевич
В.М. Как учить экологии – М.: Просвещение,
2005. – 278 с.
8. Дошкольная педагогика:
Учеб. пособие для учащихся пед.
училищ/ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.
- М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
9. Запорожец Л.В. Психология
восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения.// Избр.
психологические труды. - М.: Просвещение,
1986. - 357 с.
10. Виноградова Н.Ф. Умственное
воспитание детей в процессе ознакомления
с природой – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
11. Козлова С.А., Куликова
Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений.-
3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 416 с.
12. Кукушин В.С. Этнопедагогика.
Учебное пособие. - М.: Издательство Московського
психолого - соціального института; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 304 с.
13. Латышина Д.И. История педагогики
(История образования и педагогической
мысли): Учеб. Пособие.- М.: Гардарики, 2006.
- 603 с.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика:
Курс лекций / Учеб. пособие для
студентов педагог. учеб. заведений
и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е
изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2000. - 523 с.
15. Баранова Э.А. Введение в детскую
психологию. – СПБ.: Речь, 2006. – 176 с.
16. Лавриненко Н. Этнопедагогика.//
Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С. 111-119.
17. Зенина Т. Наблюдаем, познаем,
любим // Дошкольное воспитание. 2010. № 7
– С. 33.
18. Нравственное воспитание
в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой
и Т.А. Марковой: изд. 2-е, испр. и доп.
- М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
19. Нравственное и трудовое
воспитание дошкольников: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений.
/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко
и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: «Академия»,
2002. - 192 с.
20. Павлова Л. Поэтика народных
традиций - детям.// Дошкольное воспитание.
2000, №12. - С. 68-71.
21. Рыжова Н.А. Экологическое
воспитание дошкольников с позиции новой
парадигмы. Дошкольное воспитание № 7,
2001.
22. Далучэнне дзяцей да беларускай
нацыянальнай культуры./ Мазыр: Белы вецер»,
2003г.
23. «Мой родны кут…»: зборнiк
метадычных матэрыялау па патрыятычным
выхаваннi дзяцей дашкольнага узросту.
У 2 ч./ уклад. В.М. Цяленчанка.—Мазыр: ТАА
ВД «Белы Вецер», 2006.
24. Спадчына маёй краіны. Матэрыял
для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і
культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч
І.К. - Мазыр 2009г.
25. Маленькие граждане большой
страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь
«Содействие» 2008г.
26. Слестенин В.А. Педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;
Под ред. В.А. Слестенина. - 4-е изд., стереотип.
- М.: «Академия», 2005. - 576 с.
27. Стельмахович М.Г. Народна
педагогика. - К.: Знання, 1985. - 327 с.
28. Туранина Н. Формирование
этнокультурной компетентности дошкольника.//
Дошкольное воспитание. 2006, №8. - с. 41.
Приложение
1
Задание 1. Определение
характерных особенностей представителей
мира животных (проводится индивидуально
с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных
особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена
на три части (хозяйственный двор, лес,
пейзаж жарких стран); на второй карте
изображены голубое небо, ветви деревьев
и земля; на третьей карте изображены небо
и луг. Фигурки животных: лошади, коровы,
свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы,
медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа,
зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья,
дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки
насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки,
стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара,
паука.