Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Главным учителем в этой школе был Леонтий  Магницкий, один из культурнейших людей  своего времени, который составил первое учебное руководство по математике “Арифметика, сиречь наука числительная”. Он подготовил много прекрасных специалистов — математиков, морского дела, артиллерийской службы, учителей и составителей учебников. Московская школа математических и  навигационных наук была первым реальным училищем в Европе и явилась образцом для других светских училищ, открытых в начале XVIII в.,— артиллерийских, навигационных горных и так называемых “цифирных школ”.

В 1715 г. на основе переведенных в Петербург морских классов этой школы открылась Морская академия.

В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук с университетом и гимназией. Она сыграла большую роль в развитии науки, а ее учебные заведения — в подготовке образованных людей, преданных служителей отечественной науки.

М. В. Ломоносов

Огромное  значение для развития в России науки  и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила  Васильевича Ломоносова (1711—1765). Сын  крестьянина-помора, он рано выучился грамоте. Как и все русские  дети того времени, свое учение он начинал  с “духовных книг”, а первыми светскими книгами, по которым учился юный Ломоносов, его “вратами учености были учебник грамматики Смотрицкого и арифметики Магницкого Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Выдающиеся способности огромное трудолюбие и быстрые успехи Ломоносова обращают на него внимание руководства Академии, и в 1736 г. он в числе 12 лучших учеников направляется в Петербург, а затем за границу для продолжения образования.

С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М. В. Ломоносова. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. Ломоносов заложил основы развития целого. о ряда наук в России. О его гениальной многогранности выразительно сказал А. С. Пушкин: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник”. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России. Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы — закона сохранения материи и движения.

Поразительная широта интересов и знаний, необыкновенная продуктивность этого русского колосса  породили среди европейских ученых легенду о том, что в России одновременно существовали два Ломоносовых, и в ряде публикаций рекомендовалось  не путать Ломоносова-химика с Ломоносовым-писателем. Объективным свидетельством признания  европейскими учеными-современниками заслуг М. В. Ломоносова является факт избрания его почетным членом Шведской (1760 г.) и Болонской (1763 г.) академий, а по признанию французского ученого Н. Леклерка имя М. В. Ломоносова “составляет эпоху в летописи человеческого разума”.

Горячий поборник просвещения народа, Ломоносов  вел активную борьбу с реакционерами, которые мешали развитию русской  науки и подготовке научных отечественных  кадров. Он требовал для простых  людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ.

Ломоносовым было написано несколько замечательных  для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое  значение имела его “Российская  грамматика”. Ломоносов составил учебные  планы гимназии и университета при  Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

М. В. Ломоносов заботился о поднятии благосостояния простого народа. Он считал, что богатство всего государства  зависит от “сохранения и размножения  российского народа”. Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на. запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать “повивальные бабьи съезды”, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг “с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями.

Во  второй половине XVIII в. в России усилилась  эксплуатация крестьян; вследствие политики правительства все большее количество людей становилось закрепощенным, хотя Екатерина II, правившая государством более 30 лет (1762—1796), лицемерно маскировала  свои крепостнические действия и  начала свое царствование с лживых обещаний улучшить государственные  законы. Переписываясь с французскими просветителями, она ханжески предлагала им принять участие в разработке проектов организации народного  образования. В тех же целях переустройства воспитательно-образовательных учреждений она привлекла к практической деятельности И. И. Бецкого (1704—1795), который много лет провел во Франции, где встречался с французскими просветителями, знакомился с работой госпиталей и различных филантропических учреждений.

Педагогические взгляды И. И. Бецкого

В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”. В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

От  императрицы Бецкой получил задание  преобразовать имеющиеся учебные  заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и  гимназиях, удлинил в них сроки  пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословии, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

И. И. Бецкой полагал возможным создать  “новую породу людей путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень  всему злу и добру — воспитание”. Он надеялся на то, что первые воспитанные  в закрытых учебно-воспитательных заведениях новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим  поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Классовая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Главными  средствами нравственного Боепитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.

Бецкой  придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также  “увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в  ободрение приводить, искореняя  все, что скукою, задумчивостью и  прискорбием назваться может”. Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие  физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов  с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, которое на основании  постановления сената было разослано  по городам России во все воспитательные учреждения.

Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться  без принуждения, опираться на детские  склонности. Учить юношество следует, по его мнению, “больше от смотрения  и слушания, нежели от твержения уроков”. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В “Генеральном плане Московского воспитательного дома говорилось по этому поводу: “Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей”.

Бецкой  требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера  достойными людьми”, он говорил о  том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью. Но, провозглашая прогрессивные идеи, Бецкой мало заботился  об их выполнении в создаваемых правительством детских учреждениях.

Взгляды Бецкого имели отпечаток классовой, дворянской ограниченности. Прежде всего это проявилось в его требовании “вкоренения в сердца детей “страха божия”, в его иллюзорной вере в то, что будто бы путем воспитания можно улучшить сословно-крепостнический строй, а также в его требовании изолировать детей от окружающей действительности, поместив их в закрытые учебно-воспитательные заведения.

Н. И. Новиков

Видное  место в истории русского просвещения  второй половины XVIII в. принадлежит  Николаю Ивановичу Новикову (1744—1818). Новиков получил образование  в Московском университете, и с  этим же выдающимся учебным заведением России связан важный период его просветительской и книгоиздательской деятельности, завершившийся арестом и заключением  в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. (Осужденный Екатериной II в 1792 г., он спустя четыре года был освобожден Павлом I.)

В петербургский период своей деятельности Новиков принимал активнейшее участие  в создании независимых от государства  народных училищ, мобилизовал общественную инициативу на организацию школ для непривилегированных сословии. В издаваемых им сатирических журналах “Живописец”, “Трутень и “Кошелек Новиков проводил идею равенства людей, уважения человеческого достоинства, подвергал резкой критике дворянское воспитание.

С 1779 по 1789 гг. Новиков стоял во главе  крупнейшего в России основанного  на базе университетской типографии книгоиздательского и книготоргового дела. Среди многочисленных изданий  важное место занимали учебники, азбуки, буквари и другие пособия для  обучения детей. Новиков был создателем и редактором первого русского журнала  для детей “Детское чтение для  разума и сердца”. Это издание  фактически явилось началом издания  детской литературы в России, и  выпущенные 20 книжек (номеров) журнала  были окном в большой мир для  нескольких поколений. Воспитательное и образовательное значение этого  журнала высоко оценивалось С. Т. Аксаковым, В. Г. Белинским, Н. И. Пироговым.

Публикации  Н. И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли  в России. Так, в статье “О сократическом  способе обучения впервые была выдвинута  проблема создания педагогики как науки. В другой его статье “Об эстетическом воспитании впервые рассматривалась  задача эстетического воспитания детей как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

Особое  значение имела статья “О воспитании и наставлении детей. Для распространения  общеполезных знаний и всеобщего  благополучия”. Это, без сомнения, важнейший  педагогический труд того времени, в  котором глубоко и основательно рассмотрены вопросы физического, умственного и нравственного  воспитания. В разделе “Об образовании  разума Новиков сформулировал ряд  важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и  последующим развитием педагогической мысли.

Правило первое: не погашайте любопытство  детей ваших или питомцев.

Правило второе: упражняйте детей ваших или  питомцев в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо.

Правило третье: остерегайтесь подавать детям  ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько  бы ни была она маловажна. Гораздо  лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедлива оные себе представлять; гораздо. лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.

Правило четвертое: не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут.

Правило пятое: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и  сделать его основательным и  верным.

Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

Деятельность  и взгляды Н. И. Новикова имели  большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России.

Педагогические взгляды А. Н. Радищева

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) является родоначальником  русского революционного просветительства. Он не только мужественно встал на защиту интересов крепостного крестьянства, но и поднялся до понимания необходимости  революционной борьбы с царизмом. Радищев оправдывал крестьянскую войну, возглавленную Пугачевым, он разрабатывал теорию народной революции и считал восстание народа единственным способом освобождения России от крепостничества  и самодержавия.

В. И. Ленин называл Радищева гордостью  русского народа.

А. Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге “Путешествие из Петербурга. в Москву Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он страстно негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме