Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил  о сказках: “это,— первые и блестящие  попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться  в этом случае с педагогическим гением народа”.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная  в конце X в. князьями официальная  государственная религия — христианство — способствовала этому.

Князья  и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и  изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных  источников. Рекомендовалось воспитывать  у детей чувство страха перед  богом, беспрекословное повиновение  воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных  христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и  католическая религия, что природа  человека греховна, Православная религия  рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного  воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бедных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология  часто переплеталась с прежним  мировоззрением, отражающим отношения, сложившиеся в бесклассовом, родовом  обществе. И воспитание детей в  широких массах населения также  велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быт? древних славян, лишь отчасти  на практику воспитания оказали влияние  христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания.

В у в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои  русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию  в наук пошло;, отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло”.

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение Владимира  Мономаха детям”. Умный государственных  деятель, Владимир Мономах заботился  о том, чтобы его дети росли  храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.

Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом  и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у  детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.

Выдвигая  религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем  думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься  за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему  нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых  рассказывалось в житиях святых, в  проповедях священников.

Князья  нуждались в том, чтобы из их детей  вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над  военными противниками, управлять подвластным  народом, следить за тем, чтобы население  выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении  Владимира Мономаха детям все  это нашло свое выражение в  первую очередь. Вместе с тем “Поучение... является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком  уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования  Киевского государства.

Русские княжества в XIII в. попали более чем  на два столетия в тяжелую зависимость  от монголо-татарских ханов. Завоеватели  разоряли и уничтожали древнерусские  города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.

Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская  культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Распространением  грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или  “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты  по договоренности с отцом или  родственниками ребенка обучали  его грамоте у себя дома или  в семье ученика. Иногда у мастера  обучалось одновременно несколько  детей, и таким образом создавалась  небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и  произведения устного народного  творчества.

В отличие от школ Западной Европы, где  все обучение велось на латинском  языке, на Руси обучение грамоте происходило  на церковнославянском языке, более  близком к разговорной речи учащихся.

Политическое  объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого Русского централизованного государства  способствовало усилению роста товарно-денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и просвещения. В XV—XVI вв. в Москве выдающиеся зодчие сооружали великолепные храмы, стены которых расписывали  замечательные живописцы. При монастырях и княжеских дворах создавались  книгохранилища, переписывалось много  греческих книг, часть которых  переводилась на церковнославянский язык. В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги, в том числе  и учебные; открывались школы.

. 0 характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — “Домострой”. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. “Домострой”, обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась “Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий”. Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В “Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием “Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любя же сына своего, учащай ему раны...”,— писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.

Во  время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими ханами западные и  юго-западные русские княжества  находились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко  угнетали белорусов и украинцев, старались насильственно ополячить  их и обратить в католичество, неистово преследовали православие. Эти попытки  культурного и национального  порабощения встречали резкий отпор  украинцев и белорусов, которые  в целях борьбы против полонизации  и католической церкви создавали  особые религиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польским католическим школам братские школы, которые работали на основе уставов, называемых также “Порядок школьный”.

В уставах говорилось о том, чтобы  учитель был демократичным, не делал  различий между учениками в зависимости  от богатства или общественного  положения: для него и богатый, и  бедный, и сирота, и нищий—все  должны быть равными. Учителю рекомендовалось  также относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их “не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо”.

В братских школах был высокий уровень  организации учебной работы, применялась  продуманная методика задавания  на дом уроков, учитель в школе  и родители дома уделяли много  внимания проверке знаний учащихся, а  также повторению пройденного. В  школе было не индивидуальное, а  групповое обучение учащихся одинакового  уровня знаний. В братских школах Украины  и Белоруссии зародилась и практически  складывалась классно-урочная система.

Во  второй половине XVII в. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенное образование. Были открыты новые  греко-латинские школы, а также  школы, называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику.

В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии стали авторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в.— активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получил образование составитель прекрасного руководства по арифметике, использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., Леонтий Магницкий. Здесь же учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.

Развитие  науки, увеличение количества образованных людей, организация типографий благоприятно отразились на выпуске учебной литературы. Ее стало больше, и она стала  разнообразнее. Относительно большими тиражами выходили азбуки, буквари, азбуковники  и другие учебные и детские  книги для школ и домашнего. обучения. Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся в то время букварь Василия Бурцева. Он начинался с азбуки, в которой были буквы и склады, числа, образцы спряжений и склонений. Затем следовала азбука толковая, в которой содержались нравоучительные изречения, заповеди, притчи, т. е. рассказы из священного писания, а также различные назидания. В некоторых азбуках помещались поговорки, пословицы, вопросы и ответы, формы деловых бумаг. Для обучения и домашнего детского чтения издавались также так называемые потешные листы и книги. Это были картинки из географии, истории, изображающие природные явления, бытовые эпизоды, занятия жителей различных стран.

Во  второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая "книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила “благонравия —“благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы  Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

Школа и педагогическая мысль в России XVIII века (М. В. Ломоносов. И. И. Бецкий,  Н. И. Новиков, А. Н. Радищев)

  В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского завоевания. Дав известный толчок развитию производительных сил, реформы не преодолели однако, до конца эту отсталость, так как проводились в целях укрепления и расширения крепостнических отношений.

- В  первой четверти XVIII в. издавалось  много светской научной литературы  — переводной и оригинальной, был создан новый гражданский  алфавит, на котором теперь  печатались книги, открывались  светские школы.

В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта школа математических и навигационных наук. В ней изучали арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию и, кроме того, специальные науки: навигацию — для специалистов морского дела, фортификацию, необходимую военным инженерам, астрономию, географию и землемерие. Школа отличалась от прежних русских учебных заведений: главными предметами в ней были светские науки, а не священное писание. Количество учащихся в школе колебалось в пределах 200—300 человек. Они были главным образом из низших сословий: дети дьяков, подьячих, солдат, посадских людей; дворянские дети составляли небольшой процент учащихся. Это объяснялось нежеланием дворян учиться, их косностью, привычкой к праздности. Дети простых людей приходили учиться добровольно, дворян же приходилось присылать в школы принудительно.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме