Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Умственное  воспитание детей, говорил Белинский, должно начинаться с самого раннего  возраста и быть тесно связано  с физическим, нравственным и эстетическим воспитанием. Оно должно целесообразно  направляться взрослыми, должно, сообразовываться с законами развития детской природы. Оно не должно быть преждевременным, переутомлять детей, убивать их самодеятельность и активность.

В последние годы своей жизни Белинский  особо подчеркивал роль науки  как основного средства умственного  развития детей. “Развивать детей должна наука,— писал он,— ее постепенное, медленное, но тем более верное изучение, а не книжки, написанные для забавы и приучающие детей к поверхности, легкомыслию и мечтательности”. - Он высоко ценил также воспитательное значение для детей “созерцания действительности”, знакомство с разнообразными явлениями окружающей природы и сознательной жизни.

Белинский рекомендовал с ранних лет воспитывать  у детей эстетическое чувство: “В детях с самых ранних лет должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности”.

В семейном воспитании Белинский отводил  большую роль матери, которая с  рождением ребенка проявляет  “нежнейшее попечение и неусыпные  заботы о его здоровье, о правильном развитии и является “другом юности, возмужалости и старости”. Вообще Белинский. придерживался прогрессивных взглядов на назначение женщины в обществе, на ее образование. Величайшим гуманизмом преисполнены строки В. Г. Белинского, в которых он рисует тяжелое положение крестьянской женщины и детей.

В. Г. Белинский, выдающийся критик детской  литературы, разработал художественные и идейно-педагогические требования к детской книге. Он был замечательным  учителем детских писателей, дал  ценнейшие указания, как надо использовать книгу в воспитательной работе с  детьми. Многие его высказывания о  детских писателях и детской  книжке полностью сохраняют свою ценность и в наше время. “Книги, которые пишутся собственно для  детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон”,—  писал он в 1840 г. В. Г. Белинский высоко ценил воспитательное значение народных сказок и сказок, написанных классиками художественной литературы. Весьма ценными были его указания о языке детских книг. Он требовал простоты, ясности, выразительности и образности изложения.

Белинский вписал в историю развития русской  и мировой педагогики новые страницы, отличающиеся глубоким теоретическим  обоснованием сложнейших педагогических проблем, политической заостренностью в духе революционного демократизма, гуманизма и патриотизма. Многие его педагогические идеи опередили  свое время, они получили дальнейшую разработку в учении революционных  демократов Н. Г. Чернышевского и  Н. А. Добролюбова, оказали сильное  влияние на других прогрессивных  педагогов 60-х гг. XIX в.

А. И. ГЕРЦЕН О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Определяя значение Александра Ивановича Герцена (1812— 1870) в истории революционно-освободительного движения, В. И. Ленин писал: “Герцен  принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века... Декабристы разбудили  Герцена. Герцен развернул революционную  агитацию, Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная  с Чернышевского и кончая героями  “Народной воли . В. И. Ленин причислял его к величайшим мыслителям своего времени: “Герцен,— отмечал он,— вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом”.

Беспощадно  и последовательно боролся А. И. Герцен против антинародной, реакционной  правительственной политики в области  просвещения, критиковал крепостническую  систему воспитания и образования  молодого поколения.

С особой теплотой Герцен отмечал смелые выступления борцов за свободу народа, признавал, что лучшие из них, в том  числе некоторые студенты, профессора, учителя, были в период жестокой николаевской реакции “одинокими стражами, безвестными  пионерами великой гуманитарной пропаганды”. Высоко оценивал Герцен "роль русских университетов в  деле образования молодого поколения.

Педагогические  взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое. Они были изложены в - литературных произведениях, в статьях публицистического  характера, в переписке с друзьями и своими детьми.

В высказываниях А. И. Герцена ярко отразилось его критическое отношение  к получившей в то время большое  влияние и распространение на Западе и в России теории изолированного от общественной среды воспитания “человека  вообще”, предложенной Руссо. В произведении “Кто виноват? Герцен показал, что применение этой теории на практике дает весьма печальные  результаты. Герой романа Бельтов, воспитанный  в отрыве от действительности, оказался человеком не подготовленным к жизни и полезной деятельности, не умеющим “разбирать связный почерк живых событий”.

Герцен  сформулировал новые, революционно-демократические  идеалы. воспитания. Он требовал воспитывать свободную гуманную личность — гражданина, патриота Родины, который будет активно бороться с общественными порядками во имя достижения своего идеала, за освобождение народа,

Герцен  положительно относился к социальным и педагогическим мероприятиям, проведенным  Оуэном в Нью-Ланарке. Этот опыт, по словам Герцена, “костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике”. В то же время он отвергал утверждение Оуэна, что “главный путь водворения нового порядка — воспитание”, что человек лишь пассивный продукт среды и обстоятельств. Герцен писал: “Люди переделывают не только природу, но и историю”. Люди “не нитки, не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории”; они могут “переменить узор ковра”. Однако Герцен в то время не мог увидеть революционно преобразующей силы рабочего класса и преувеличивал роль крестьянства в переустройстве общества на социалистических началах.

Много ярких страниц посвящено Герценом критике школьного образования, а также семейного воспитания и обучения детей дворянства. Семейное воспитание в дворянских семьях он называл школой рабства и тиранства. Дети, писал он, несчастные вешалки, на которых выставляют все модные покрои платья, а воспитатели —  их душегубители, они могут лишь калечить детей в умственном и нравственном отношении. В результате этого “маленькие щенки растут и делаются бульдогами с правом грызть все, что носит название России”.

Воспитание  детей, считал Герцен, нужно начинать с раннего возраста, своевременно и планомерно развивать у них  врожденные задатки—“зародыши (“их больше хороших, чем дурных”), формировать из них людей революционного долга, патриотов родины, “воинов народа русского”.

Семейное  воспитание детей Герцен считал “делом общественным, делом величайшей важности”. “Семья,— писал он в “Былом и  думах”,— начинается с детей... Из эгоизма двух она (любовь.— М. Ш.) делается не только эгоизмом трех, но и самопожертвованием двух для третьего”. Родители ответственны перед обществом за воспитание детей.

“Величайшее дело начального воспитания, принадлежит  матери”,— указывал Герцен. Ребенок  делает жизнь матери более полной и содержательной. “Ребенок, не выводя женщины из дому, превращает ее в гражданское лицо”,— говорил он.

Герцен  был горячим поборником равноправия  женщины с мужчиной, не ограничивал  деятельности женщины только воспитанием  детей. “Семейное призвание женщины,—  писал он,— никоим образом не мешает ее общественному призванию. Мир всеобщего так же открыт женщине, как и мужчине”. Он указывал, что участие женщины в общественной деятельности будет содействовать усилению ее воспитательной роли, и выступал. ревностным защитником разностороннего женского образования.

Велика  и ответственна в воспитании детей  и роль отца. Воспитывая своих детей, Герцен осознавал “огромность дела отцовского”, указывал, что судьба детей зависит и от отца: “Если  дети пойдут в дурную сторону,— писал  он,— это будет моя вина”. Он был нежным отцом, заботливым руководителем  своих детей; сам выбирал для  них воспитателей и учителей, постоянно  наблюдал за работой учителей, исправлял  допущенные ими ошибки.

Особенно  большое внимание Герцен уделял идейной  направленности воспитания. Он прилагал все усилия к тому, чтобы его  дети были воспитаны в духе беззаветной  любви к родине, преданности высшим идеалам человечества. Он сокрушался о том, что они воспитывались  вдали от России, не слышали русской  речи. Его горячим желанием было окружить детей в семье воспитателями  и учителями из русских людей, способных обучить детей родному  языку, основательно познакомить их со своей родиной, воспитать у  них стремление продолжать “недоделанное  дело отца, т. е. революционную борьбу с крепостничеством и самодержавием.

Одним из важнейших условий воспитания детей в революционно-демократическом  духе Герцен считал установление в  семье дружественных отношений  между родителями и детьми, между  всеми членами семьи, уважение и  привязанность их друг к другу. Дети должны с раннего возраста проявлять  заботу друг о друге, членах семьи, о  близких людях. Со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства—в деятельную любовь к людям, особенно к угнетенным и эксплуатируемым. Пятнадцатилетняя дочь Герцена признавалась в ученическом сочинении: “У меня всегда была страсть к политике. Когда в четырехлетнем возрасте меня начинали обучать чтению на подвижных буквах, новая фраза, которую я сама составила, была: земля и воля! Итак, мое увлечение политикой началось на моем четвертом году и кончится, вероятно, лишь со смертью”.

Важнейшими  задачами семейного воспитания детей  Герцен считал развитие у них самостоятельности  мышления, сознательного поведения, приучение их к напряженной, но доступной  трудовой, умственной и физической деятельности, воспитание дисциплинированности. Он выступал против предоставления детям  неограниченной свободы, за воспитание у них настойчивости, воли, умения подчинять свои желания требованиям  взрослых. “Без дисциплины нет ни спокойной  уверенности, ни повиновения, ни способа  оградить здоровье и предупредить опасность”.

Умственное  воспитание Герцен считал важнейшей  составной частью всестороннего  развития детей, его следует начинать с раннего возраста и направлять на выработку материалистического  мировоззрения. Этому способствует, указывал он, изучение детьми природы, оно наполняет ум детей достоверными знаниями, приучает их логически мыслить, очищает ум от предрассудков и  суеверий. В своей работе “Разговор с детьми А. И. Герцен с большим педагогическим искусством, живо, ясно, популярно изложил некоторые научные сведения, опровергнул религиозное учение о существовании души отдельно от тела, учил детей спрашивать старших, вырабатывать у себя способность смотреть на окружающие явления с точки зрения “здравого смысла”, необходимости борьбы за преобразование общественной среды.

Своими  педагогическими высказываниями Герцен оказал сильное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли . в России.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века и развитие педагогической мысли в России

В конце 50-х годов, после поражения  в Крымской войне,. в России сложилась революционная ситуация. Еще более ухудшившееся положение крестьянства вызвало значительное повышение революционной активности народных масс — во многих губерниях вспыхивали антикрепостнические выступления крестьян. Обнаружилось “полное банкротство и крушение (Ф. Энгельс) всей административной системы царизма. Прогрессивные демократические силы, все общество, тяжело переживавшее поражение России и открыто обвинявшее в этом царизм, требовало политических реформ; участились студенческие. волнения.

В этих условиях всеобщего недовольства царское правительство, боявшееся  “революции снизу”, пошло на уступки  и в 1861 г. объявило об отмене крепостного права. Но крестьянская реформа, проведенная в интересах прежде всего помещиков, не могла прекратить оппозиционного движения, которое в ответ на мнимое “освобождение крестьян”, вспыхнуло снова, уже в условиях новой расстановки общественных сил и обострения классовой борьбы. Россия вступила в период капитализма, и это нашло свое отражение во всех областях общественной жизни, в том числе в духовной жизни российского общества.

В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось  дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годов XIX в. вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Вопросы воспитания стали “вопросами жизни”, вокруг них разгоралась острая классовая борьба и страстные споры.

В. И. Ленин в статье “Крестьянская  реформа”, характеризуя пореформенную  эпоху, писал: “Росли силы либерально-монархической  буржуазии, проповедовавшей удовлетворение “культурной работой и чуравшейся революционного подполья. Росли силы демократии и социализма... . Это определяло и основные направления в развитии русской педагогической мысли второй половины XIX в.

В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской  педагогики (и прежде всего великий  педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в  истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики.

Прогрессивные русские педагоги выступали с  убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического  заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Активным  участником общественно-педагогического  движения был выдающийся хирург Н. И. Пирогов, придерживавшийся в своих  взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители  этого направления сделали очень  много для развития русской педагогики, для распространения образования  среди народа, однако в их педагогических высказываниях чувствовалась классовая  ограниченность; например, они считали  возможным преобразовать воспитание без революционного преобразования России, отрывали воспитание от общественных отношений.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме