Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Одоевский высоко оценивал умение педагога разговаривать  с детьми, отмечал огромное влияние  его слова на развитие самостоятельности  мышления детей.. Он писал: “Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания... Живое слово может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка... Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи или взгляд ложный и превратный”.

В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий  ц руководств. В ряду этих работ  Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение  “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и

своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального  воспитания и обучения детей,— статья “Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании  детей”. “Наука до науки. Книжка дедушки  Иринея делилась на две части: книга для учителя (включала . 182 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов.

Занятия по книжке “Наука до науки были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание  ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.

Особого внимания заслуживает. входящий в эту книгу “Вопросник”, имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять его “духовный снаряд”. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

В. Ф. Одоевский был выдающимся русским  педагогом, внесшим значительный вклад  в развитие педагогики, в том числе  дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме  характерные черты прогрессивной  русской педагогики, являлись как  бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов  шестидесятых годов XIX в.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

По  характеристике В. И. Ленина, Виссарион  Григорьевич Белинский (1811—1848) был  еще при крепостном праве “предшественником  полного вытеснения дворян разночинцами , предшественником русской социал-демократии. Он прошел сложный путь идейного развития: от идеализма к. материализму, от просветительства к революционному демократизму. В популярных тогда системах утопического социализма Белинский очень ценил критическое содержание.

Философские революционно-демократические взгляды  Белинского отражают процесс углубления кризиса крепостного строя. Белинский  резко обличал самодержавие и  крепостничество в России, реакционную, религиозно-мистическую идеологию, теорию так называемой официальной  народности. Он выдвигал и обосновывал  необходимость отмены крепостного  права, демократизации всего общественного  быта России. При этом он доказывал, что основной путь коренного преобразования общественной жизни России должен быть революционным, < хотя и не мог еще  указать реальных сил и средств для осуществления идей социализма.

Белинский верил в богатые творческие силы, талант русского народа, в его стремление к свободе, к пресыщению. “Грамоты наш народ не боится,— писал  он в “Письме к Гоголю”,— напротив, любит ее и бежит к ней, а  не от нее... Быстрые успехи в деле распространения грамотности в  простом народе основаны на глубокой потребности, какую чувствует народ  с грамотности, и на сильном стремлении, какое он оказывает к учению... Часто бородатые мужички ничего не жалеют при обучении детей своих  грамоте и достигают иногда этой цели при всевозможной бедности в  средствах”.

Педагогические  идеи В. Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Впервые он выступил с решительной  критикой крепостного права и  отсталых взглядов на воспитание и  обучение детей в своей юношеской  драме “Дмитрий Калинин”, за которую  был исключен из Московского университета.

С наибольшей полнотой взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в  статье “О детских книгах (1840) —рецензии  на две сказки Гофмана и детские  сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания — воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание,— писал он,— должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком”.

Белинский высказывался за всестороннее развитие человека. “Не упускайте из вида,—  писал он,— ни одной стороны  воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о  благородстве и достоинстве манер  и обращения с людьми; но выводите необходимость всего этого из общего и из высшего источника  — не из условных требований общественного  звания или сословия, но из высокости человеческого звания, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом”.

Белинский диалектически подошел к решению  вопроса о значении и сущности процесса воспитания, о взаимоотношении  развития ребенка и его воспитания. Он указывал, что каждый ребенок  с рождения имеет индивидуальные задатки и наклонности, которые  могут развиваться или глохнуть в зависимости от внешних обстоятельств  и воспитания: “Каждый человек  есть индивидуальная личность, которая  может делаться и хуже и лучше—только по-своему, индивидуально”. “... Душа младенца,— писал он,— ... дерево в зерне, человек в возможности!”

Белинский указывал на “великое значение воспитания в развитии природных задатков и  наклонностей детей: “Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру... Он требовал, чтобы воспитатели изучали законы развития, природные и возрастные особенности детей и сообразовались с ними: - “Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нем всякое развитие”.

Белинский наметил следующую возрастную периодизацию детей: младенчество — от рождения до 3 лет, пора детства — от 3 до 7 лет, отрочество — от 7 до 14 лет.

Белинский выступал против обезличивания детей  и насилия над ними, отстаивал  необходимость бережного и любовного  отношения к детям со стороны  взрослых, уважения в них будущих  строителей новой жизни.

Велика  заслуга Белинского и в том, что  он диалектически разрешил проблему единства общечеловеческого и национального, народного элемента в развитии России, в создании ее культуры, науки и  просвещения. Он писал: “Народность  обыкновенно выпускается... из плана  воспитания... Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления...

Общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот  не принадлежит и человечеству”. Идея революционной народности у  Белинского сложилась и оформилась в ожесточенной борьбе с представителями реакционной теории официальной народности. Он был также противником славянофильской идеализации русской патриархальности. В противоположность им Белинский доказывал, что развитие России невозможно без критического использования лучших достижений других народов мира.

Большую ценность представляют высказывания Белинского о характерных особенностях умственного  развития детей дошкольного возраста. Эти высказывания свидетельствуют  о его таланте тонкого наблюдателя, психолога, педагога, любившего детей, знавшего их потребности и интересы. Детство Белинский считал счастливейшей  порой жизни, которая часто вспоминается людям. Чувства и сознание людей  в детстве отличаются непосредственностью. Белинский отмечал близость детей  к природе. Резвость, живость, шаловливость — характерные черты

детей дошкольного возраста и вместе с  тем необходимое условие их развития, считал он. Белинский говорил, что  воспитание не должно быть скучным, однообразным, он выступал против бездеятельности  детей, а также против того, чтобы  давать малолетним детям книжки, лишь бы занять их и удержать от резвости и шалости. “Положим,— писал он,—  что и так, но что за польза в  этом. Нет, пусть лучше дети шалят  и резвятся — это необходимо в  их возрасте, пусть лучше бегают по саду или полю и привыкают созерцать  живую природу в ее красоте”.

Белинский отмечал большую впечатлительность  детей дошкольного возраста. Первые впечатления очень сильно воздействуют на юную душу. “Все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием”. Вот почему родители и  воспитатели должны обращать большое  внимание на то, что окружает их детей, делать строгий отбор развивающих  средств, в частности детских  книг — повестей, рассказов. Белинский  говорил о необходимости использовать в воспитании народные сказки, которые  в художественной, выразительно-образной форме знакомят детей с жизнью животных, людей, с народной . мудростью, с моральными представлениями народа. Но, рекомендуя давать детям и сказки, и фантастические рассказы, он справедливо указывал, что чрезмерное увлечение фантастическим убивает у них энергию действия, дает раздолье “теплым ощущениям, которыми ничего. не сделаешь для пользы общества указывал, что такое воспитание “не спасает и самого воспитанника при встречах его с действительной жизнью, когда нужна борьба с врагом, а не спокойное созерцание враждебных предметов, когда необходима сила, а не умилительные чувства”.

Будучи  материалистом, Белинский отмечал  особо важное значение наглядности в обучении детей: “Наглядность,— писал он,— признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении. Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает”. В этом отношении значительную роль могут сыграть картины, картинки в учебных книгах и специальные учебные пособия: “Посмотрите, как жадны дети к картинкам. Они готовы прочесть самый сухой и скучный текст, лишь бы только он объяснял им содержание картинки. И. потому картинки все более и более делаются пособием при воспитании и учении”.

Общественной  задачей родителей, считал Белинский, является нравственное воспитание детей, именно оно служит основной. цели — воспитанию будущего человека. Показателем же нравственного или безнравственного поведения является, по его мнению, не то, как человек рассуждает о нравственности, какой системы взглядов он придерживается на словах, а его практические дела, направленные на благо народа, на борьбу за его освобождение. Белинский осуждал всякое. фарисейство, ханжество, пошлые представления о морали эксплуататоров и пытался наметить основы новой нравственности Понятно, что в то время он не мог еще вскрыть классовых основ дворянской и буржуазной морали и сделать из этого соответствующие вы воды для педагогической теории.

Но  он дал много ценных советов о  том, как у детей сформировать хорошие привычки нравственного  поведения, в частности привычки к постоянному систематическому труду.

Большое значение в первоначальном семейном воспитании, говорил Белинский, имеет  доверие, дружба, ласковое отношение  родителей к детям: “Родители  одною ласкою могут делать из своих  детей все, что им угодно. Им ничего не стоит приучить их с малолетства  к выполнению долга — к постоянному  систематическому труду в определенные часы каждого дня важная, сторона  в воспитании, от упущения ее много  губится в человеке”

Белинский считал, что родители должны стремиться удалять детей от всяких дурных примеров и приучать их к проявлению хороших  чувств, поступков не столько наставлениями, сколько с помощью хороших  примеров, огромную воспитательную роль может сыграть изучение детьми биографий  за мечтательных людей. Для нравственного  воспитания детей указывал Белинский, имеет очень важное значение поведение  самих родителей, а поэтому “вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей  Положительные факты и явления  из окружающей жизни дают. возможность маленьким детям самим разбираться в том, что хорошо, что дурно: “Не говорите детям. “Это. хорошо потому и потому”, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо”. Важной частью нравственного воспитания Белинский считал воспитание у детей чувства патриотизма. Пламенный патриот своей родины, Белинский верил в великую историческую роль России. В 1840 г. он писал: “Завидуем внукам и правнукам нашим, который суждено видеть Россию в 1940 г.—стоящей во главе образованного мира, дающей законы науке и искусству и принимающей благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества”. Средствами воспитания у детей чувства патриотизма Белинский считал беседы, сказки, детские книжки о родном крае, о России, о жизни русского народа

Белинский обстоятельно изложил задачи и обязанности  родителей по отношению к детям  и указал на долг и обязанности  детей по отношению к своим  родителям.

Большое значение придавал Белинский физическому  воспитанию детей, которое должно быть тесно связано с другими сторонами  воспитательной работы. Он писал: “До  семи или около семи лет воспитание дитяти должно быть преимущественно  физическое, но не в духе почтенной  старины, которая буквально держалась  значения слова “воспитывать и закармливала чуть не насмерть, так что материя  подавляла в них дух и они  смотрели не детьми, а хорошо откормленными  телятами, барашками или козлятами”. Он рекомендовал, чтобы в книгах для народа как можно больше давалось статей “об обращении с детьми, о необходимости часто мыть их, беречь от грязи, от простуды, об уходе  за больными.. Сколько умирает детей от того, что за ними дурно смотрят”. Белинский указывал также на необходимость правильного образа жизни и разнообразных движений детей. Развитие здоровья, телесной крепости, гибкости и ловкости —“это — дело гимнастики и правильного образа жизни”. Очень важными для всестороннего развития детей Белинский считал игры. До семи лет “пусть дети играют, шумят, резвятся, лишь бы во всем этом не было ничего грубого, пошлого, неприличного и лишь бы они вовремя ели, вовремя ложились спать и в меру спали”. Однако это не значит, пояснял он, что дети все время должны предаваться играм, забавам и т. д.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме