Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа
Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.
Одоевский высоко оценивал умение педагога разговаривать с детьми, отмечал огромное влияние его слова на развитие самостоятельности мышления детей.. Он писал: “Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания... Живое слово может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка... Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи или взгляд ложный и превратный”.
В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий ц руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и
своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального воспитания и обучения детей,— статья “Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей”. “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея делилась на две части: книга для учителя (включала . 182 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов.
Занятия по книжке “Наука до науки были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.
Особого внимания заслуживает. входящий в эту книгу “Вопросник”, имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять его “духовный снаряд”. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.
В.
Ф. Одоевский был выдающимся русским
педагогом, внесшим значительный вклад
в развитие педагогики, в том числе
дошкольной. Его педагогические взгляды,
отражавшие в оригинальной форме
характерные черты
В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
По характеристике В. И. Ленина, Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) был еще при крепостном праве “предшественником полного вытеснения дворян разночинцами , предшественником русской социал-демократии. Он прошел сложный путь идейного развития: от идеализма к. материализму, от просветительства к революционному демократизму. В популярных тогда системах утопического социализма Белинский очень ценил критическое содержание.
Философские
революционно-демократические
Белинский
верил в богатые творческие силы,
талант русского народа, в его стремление
к свободе, к пресыщению. “Грамоты
наш народ не боится,— писал
он в “Письме к Гоголю”,—
Педагогические
идеи В. Г. Белинского составляют органическую
часть его литературного
С наибольшей полнотой взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) —рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях революционного демократизма и гуманизма, Белинский определил цель первоначального воспитания — воспитать в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание,— писал он,— должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком”.
Белинский высказывался за всестороннее развитие человека. “Не упускайте из вида,— писал он,— ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимость всего этого из общего и из высшего источника — не из условных требований общественного звания или сословия, но из высокости человеческого звания, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом”.
Белинский
диалектически подошел к
Белинский указывал на “великое значение воспитания в развитии природных задатков и наклонностей детей: “Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до известной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую натуру... Он требовал, чтобы воспитатели изучали законы развития, природные и возрастные особенности детей и сообразовались с ними: - “Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми можно затушить в нем всякое развитие”.
Белинский наметил следующую возрастную периодизацию детей: младенчество — от рождения до 3 лет, пора детства — от 3 до 7 лет, отрочество — от 7 до 14 лет.
Белинский
выступал против обезличивания детей
и насилия над ними, отстаивал
необходимость бережного и
Велика
заслуга Белинского и в том, что
он диалектически разрешил проблему
единства общечеловеческого и
Общее является только в частном: кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству”. Идея революционной народности у Белинского сложилась и оформилась в ожесточенной борьбе с представителями реакционной теории официальной народности. Он был также противником славянофильской идеализации русской патриархальности. В противоположность им Белинский доказывал, что развитие России невозможно без критического использования лучших достижений других народов мира.
Большую
ценность представляют высказывания Белинского
о характерных особенностях умственного
развития детей дошкольного возраста.
Эти высказывания свидетельствуют
о его таланте тонкого
детей дошкольного возраста и вместе с тем необходимое условие их развития, считал он. Белинский говорил, что воспитание не должно быть скучным, однообразным, он выступал против бездеятельности детей, а также против того, чтобы давать малолетним детям книжки, лишь бы занять их и удержать от резвости и шалости. “Положим,— писал он,— что и так, но что за польза в этом. Нет, пусть лучше дети шалят и резвятся — это необходимо в их возрасте, пусть лучше бегают по саду или полю и привыкают созерцать живую природу в ее красоте”.
Белинский
отмечал большую
Будучи материалистом, Белинский отмечал особо важное значение наглядности в обучении детей: “Наглядность,— писал он,— признана теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при учении. Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предметов, которые он изучает”. В этом отношении значительную роль могут сыграть картины, картинки в учебных книгах и специальные учебные пособия: “Посмотрите, как жадны дети к картинкам. Они готовы прочесть самый сухой и скучный текст, лишь бы только он объяснял им содержание картинки. И. потому картинки все более и более делаются пособием при воспитании и учении”.
Общественной задачей родителей, считал Белинский, является нравственное воспитание детей, именно оно служит основной. цели — воспитанию будущего человека. Показателем же нравственного или безнравственного поведения является, по его мнению, не то, как человек рассуждает о нравственности, какой системы взглядов он придерживается на словах, а его практические дела, направленные на благо народа, на борьбу за его освобождение. Белинский осуждал всякое. фарисейство, ханжество, пошлые представления о морали эксплуататоров и пытался наметить основы новой нравственности Понятно, что в то время он не мог еще вскрыть классовых основ дворянской и буржуазной морали и сделать из этого соответствующие вы воды для педагогической теории.
Но он дал много ценных советов о том, как у детей сформировать хорошие привычки нравственного поведения, в частности привычки к постоянному систематическому труду.
Большое значение в первоначальном семейном воспитании, говорил Белинский, имеет доверие, дружба, ласковое отношение родителей к детям: “Родители одною ласкою могут делать из своих детей все, что им угодно. Им ничего не стоит приучить их с малолетства к выполнению долга — к постоянному систематическому труду в определенные часы каждого дня важная, сторона в воспитании, от упущения ее много губится в человеке”
Белинский считал, что родители должны стремиться удалять детей от всяких дурных примеров и приучать их к проявлению хороших чувств, поступков не столько наставлениями, сколько с помощью хороших примеров, огромную воспитательную роль может сыграть изучение детьми биографий за мечтательных людей. Для нравственного воспитания детей указывал Белинский, имеет очень важное значение поведение самих родителей, а поэтому “вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для детей Положительные факты и явления из окружающей жизни дают. возможность маленьким детям самим разбираться в том, что хорошо, что дурно: “Не говорите детям. “Это. хорошо потому и потому”, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо”. Важной частью нравственного воспитания Белинский считал воспитание у детей чувства патриотизма. Пламенный патриот своей родины, Белинский верил в великую историческую роль России. В 1840 г. он писал: “Завидуем внукам и правнукам нашим, который суждено видеть Россию в 1940 г.—стоящей во главе образованного мира, дающей законы науке и искусству и принимающей благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества”. Средствами воспитания у детей чувства патриотизма Белинский считал беседы, сказки, детские книжки о родном крае, о России, о жизни русского народа
Белинский обстоятельно изложил задачи и обязанности родителей по отношению к детям и указал на долг и обязанности детей по отношению к своим родителям.
Большое
значение придавал Белинский физическому
воспитанию детей, которое должно быть
тесно связано с другими
Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме