Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении “Беседа  о том, что есть сын отечества Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, борющийся с самодержавием.

Выдвигая  перед воспитанием революционную  задачу — формирование “сына отечества”, Радищев коренным образом расходился с официальной царской педагогикой  в понимании патриотизма. В то время как в. казенных учреждениях (кадетских корпусах, институтах, школах, воспитательных домах) старались готовить из детей верных слуг самодержавия, и церкви, лжепатриотов, защищающих эксплуататорский строй, Радищев ставил вопрос о воспитании истинного патриота, борющегося с самодержавием, не жалеющего своей жизни в том случае, если эта жертва “принесет крепость и славу отечеству”. Настоящий сын отечества ненавидит от всей души “раболепствование, ко-варство, ложь, вероломство, сребролюбие... зверство и борется с носителями этих пороков.

Критикуя  русских (Бецкой) и западноевропейских педагогов (Руссо и др.), которые  выступали в это время с  требованием

изолировать детей от окружающей жизни, революционер Радищев подчеркивал: “Человек рожден для общежития... Да, человеки не разыдутся, как звери”. Он говорил, что удаление детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов, людей, думающих только о своих личных интересах, не способных участвовать в переустройстве общества, быть идейными борцами.

А. Н. Радищев вносил в педагогическую теорию революционность и материализм. Он утверждал, что человек является частью природы, существом материальным, что умственное развитие ребенка  происходит вместе с ростом детского организма, “разверзение сил умственных в человеке,— говорил он,— следует во всем силам телесным”.

Указывая  на наличие у всех детей природных  данных к развитию и воспитанию, Радищев вместе с тем считал, что  формирование личности человека определяется не его природой; а обстоятельствами жизни, социальными условиями, в  которых он находится. В отличие  от Бецкого он не считал, что можно  изменить общество путем воспитания. Наоборот, утверждал, что только в  разумном обществе можно правильно  организовать воспитание.

Радищев стоял за такую организацию воспитания, которая способствовала бы развитию в ребенке общественных интересов, стремлений к общему благу; говорил, что в развитии полноценной человеческой личности большую роль играет активное участие воспитанника в борьбе со всем косным во имя лучшего будущего. Он утверждал, что характер человека формируется его деятельностью  на общее благо, постоянным противодействием несправедливым законам, косным порядкам, невежеству корыстных людей.

А. Н. Радищев был зачинателем новой, революционной морали, основанной на ненависти к угнетателям, стремлении бороться с ними во имя счастья  простого народа.

Настаивая на необходимости прививать детям  истинную любовь к родине, к народу, А. Н. Радищев решительно выступал против свойственного дворянам пренебрежительного отношения к отечественной культуре, против их чрезмерного увлечения  французским языком. Он считал, что  истинный патриот должен в совершенстве знать родной язык, что честь и  достоинство настоящего гражданина требуют от него решительной борьбы с теми, кто не верит в силы своего народа.

Намечая широкий круг общеобразовательных  знаний, которыми должен овладеть человек, Радищев многозначительно умалчивал  о религии. Он считал, что самодержавие и церковь вместе, “союзно”, как он говорил, угнетают общество, что религия притупляет человеческие способности, парализует волю людей к борьбе.

Правительство Екатерины II приняло все меры к  тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, вытравить память о нем  в сознании русских людей. Однако гневный голос великого патриота, мужественно звавшего на революционную  борьбу с крепостничеством и самодержавием, был услышан передовыми русскими людьми. Его произведения, запрещенные  правительством, тайно распространялись в рукописях.

Огромна роль-А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и педагогической теории в  России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

Школа, дошкольные учреждения и педагогическая мысль  в России в первой половине XIX века (В. Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен)

СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ  НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В конце XVIII — начале XIX в. в России, как и несколько раньше в странах  Западной Европы, назревал кризис самодержавно-крепостнических  отношений. Передовые русские мыслители  и деятели подвергали все более  решительной критике крепостничество  и сложившуюся систему воспитания. В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее. государственную систему народного образования. Это, безусловно, было очень важно для дальнейшего развития просвещения. Но, кроме того, планомерно организованная система школ нужна была царскому правительству Для подготовки чиновников увеличивающегося государственного аппарата, ученых и учителей.

В государственных документах (правилах, уставах, начертаниях и т. д.) определялись основы деятельности вновь возникающих  учебных заведений и дворянско-филантропических воспитательных учреждений. К разработке этих документов правительство, лицемерно  демонстрируя свой либерализм, привлекало передовых людей того времени.

С 1804 г. в России была введена государственная система преемственно связанных между собой школ: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Каждое нижестоящее учебное заведение готовило к поступлению в последующее. Обучение во всех школах было объявлено бесплатным. Вся Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет (Петербургский с 1819 г.), управлявший всеми учебными заведениями на территории округа.

Правительство рекламировало принцип преемственности  школ, лицемерно заявляя, что это  обеспечивает доступность образования. На самом деле лучше других сословии были обеспечены школами дворяне. Правительство  только советовало помещикам открывать  школы для крепостных крестьян, но не обязывало их это делать. В  городах, а также в селах, где  жили крестьяне, не принадлежавшие помещикам,—  государственные крестьяне, население  само должно было содержать приходские училища, центральное место в  них занимали религиозные предметы. В уездных училищах правительство  брало на государственный бюджет только содержание учителей, а все  остальные расходы должно было нести  население. Гимназии же, которые предназначались  главным образом для детей дворян и крупных чиновников, полностью содержались на государственные средства, т. е. за счет податей и налогов, собираемых с трудящихся.

Благодаря участию в разработке этой системы  народного образования прогрессивных  деятелей культуры и науки России в работе учебных заведений нашли  выражение некоторые идеи передовой  русской педагогики. В учебных  планах уездных училищ и гимназий. большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. В школах употреблялись учебные руководства, создаваемые профессорами университетов. Проводниками идеи передовой русской педагогики были и некоторые учителя. Если - в начале XIX в. учительство формировалось главным образом из духовенства, то в это время в его среде стали появляться разночинцы.

После Отечественной войны 1812 г., когда вместе со всем народом профессора, учителя, студенты и учащиеся старших возрастов пережили подъем патриотизма, в школах и университетах стали распространяться свободолюбивые настроения В ответ на это правительство начало проводить мероприятия по превращению учебных заведений в оплот монархизма. Из университетов (особенно Казанского и Петербургского) были изгнаны оппозиционно настроенные профессора и студенты. В высших и средних учебных заведениях было введено преподавание религиозных предметов, усилилось внимание к религиозному воспитанию учащихся. Из учебных планов исключили дисциплины, способствующие расширению кругозора и зарождению вольнолюбивых мыслей: философию, политическую экономию, естественное право. Была введена плата за обучение но всех типах школ.

Реакционные гонения на школы усилились после  того, как правительству стало  известно о влиянии на молодежь тайных организации декабристов. Разгромив  восстание декабристов, Николай, I объявил, что одной из его причин является якобы деятельность профессоров  и учителей. Ввиду того что гимназии и университеты, предназначенные  для дворянства, заполнились разночинцами, был проведен ряд мероприятий, затрудняющих проникновение в средние и  высшие школы лиц недворянского  происхождения.

В 1828 г. был опубликован новый Устав учебных заведений, состоящих в ведении университетов. Новый Устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями. В школах вводился строжайший казарменный режим, придирчивый надзор за учащимися, полицейское наблюдение за их поведением. В приходских и уездных училищах, в. младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся.

Идеологической  основой этой школьной политики являлось требование правительства проводить  воспитание и образование на началах  “православия, самодержавия и народности”. Стремясь укрепить путем воспитания расшатывающийся самодержавно-крепостнический  строй, царизм упорно прививал подрастающим поколениям православно-религиозное мировоззрение, воспитывал в них преданность самодержавной монархии, убеждение в том, что основой русского народного быта является крепостное право.

Педагогические взгляды  В. Ф. Одоевского

Деятельность  В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала ему богатый материал для  изучения психологии детей, для теоретических  обобщений по принципиальным вопросам педагогики, побуждала его к глубокому  изучению педагогических трудов зарубежных и русских педагогов.

В. Ф. Одоевский стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Он считал, что “способы усовершенствования педагогики зависят, во-первых, от общего усовершенствования всей области наук, во-вторых, от положительных наблюдений над процессом умственного развития человека почти с его рождения”. Он находил, что рационально поставленные объективные наблюдения над детьми помогут родителям и воспитателям открыть способы развития “духовного снаряда ребенка”— его мыслительных способностей и пути их совершенствования. Он призывал русских образованных матерей  вести дневники наблюдений за детьми, которые могли бы дать ценный материал для педагогических выводов и  построения теории воспитания.

В. Ф. Одоевский, признавая, что у каждого  ребенка имеются индивидуальные задатки, которые педагогу необходимо учитывать, преувеличивал роль природной  конституции и преуменьшал роль воспитания, полагая, что оно “развивает то, что есть”, что воспитанию дано лишь “усовершенствовать, что юноше  дано провидением”.

Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного  развития детей, начиная с раннего  Возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а  также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал  Одоевский, должны прежде всего укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения.

В. Ф. Одоевский писал: “Занимайтесь или  не занимайтесь ребенком, учите его  или не учите, но с 4 лет он уже  воспитывается, если не вами, то самим  собой и всем его окружающим, словами, которые вы произносите, не думая, что  они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые  случайно находятся вокруг него”.

Давно установлено, что дети дошкольного  и младшего школьного возраста отличаются впечатлительностью и восприимчивостью, но некоторые педагоги, указывал В. Ф. Одоевский, сделали из этого неправильные выводы. Одни, считая маленьких детей  за взрослых, стали рано обучать  их, как в школе, отдельным учебным  предметам. “Результат был тот, что  вся эта ранняя наука была бесплодна, что ребенок не поднимал тяжести, на него налагаемой, что, помимо этого  официального воспитания, он снова  воспитывался сам собою, незаметными  для воспитателя обстоятельствами, с той разницей, что теперь он получал... отвращение к науке”. Другие педагоги, заметив нелепость этого. направления, впали в другую крайность — стремились “обращать науку в забаву и получили неприемлемый результат. “Снова ребенок, помимо официального воспитания, воспитывался сам собою, т. е. употреблял свой снаряд совсем над иными предметами, на случай, без всякого рационального последования и издерживая без пользы свои способности и время”. Отвергнув эти крайности, Одоевский считал, что. обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением - или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. Наиболее ценным методом для развития умственных сил детей в период так называемого доучилищного обучения Одоевский считал беседу или “разговоры с детьми”, в процессе которых воспитатели помогают детям сделать их представления ясными, отчетливыми. Он дал ценные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме