Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:52, курсовая работа
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой трудится каждый учитель. Возросший объем информации для учащихся и одновременное уменьшение часов восприятия этой информации неизбежно приводит к увеличению умственной нагрузки. Для разрешения этой проблемы учитель применяет на уроках различные технологии. Несмотря на многообразие используемых технологий в процессе обучения, ведущими являются развивающие, к которым относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Введение
Глава 1. Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
1.2 Информационные технологии на уроках окружающего мира
Глава 2 Возможность применения презентаций в усвоении знаний на уроках окружающего мира
2.1 Эффективность презентаций на уроках окружающего мира
2.2 Формирование знаний на уроках окружающего мира с использованием презентации на тему: «Животный и растительный мир болот» (2 класс)
Заключение
Список используемой литературы
бб И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный педагогический институт»
Факультет начальных классов
Специальность 050708 - Педагогика и методика начального образования
Кафедра педагогики, психологии и методик дошкольного и начального обучения
Курсовая работа на тему: «Значение презентаций в усвоении знаний на уроках окружающего мира в начальной школе»
Научный руководитель:
Мичуринск 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
1.2 Информационные технологии на уроках окружающего мира
Глава 2 Возможность применения презентаций в усвоении знаний на уроках окружающего мира
2.1 Эффективность презентаций на уроках окружающего мира
2.2 Формирование знаний на уроках окружающего мира с использованием презентации на тему: «Животный и растительный мир болот» (2 класс)
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой трудится каждый учитель. Возросший объем информации для учащихся и одновременное уменьшение часов восприятия этой информации неизбежно приводит к увеличению умственной нагрузки. Для разрешения этой проблемы учитель применяет на уроках различные технологии. Несмотря на многообразие используемых технологий в процессе обучения, ведущими являются развивающие, к которым относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ИКТ при разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Применение данных технологий активизирует умственную деятельность, способствует расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, развитию речи и мышления.
Использование презентаций на уроке окружающего мира в начальной школе - эта одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе. Благодаря презентациям, учитель может вовлечь учащихся в образовательный процесс, превратив его в увлекательный способ усвоения программного материала. Значение презентаций на уроках окружающего мира заключается в красочности иллюстрируемого материала, в создании целостного представления об изучаемом объекте, что способствует развитию детской фантазии, работе творческого воображения, позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Такие презентации способствуют развитию наглядно-образного, наглядно-действенного творческого мышления. К тому же, грамотно созданная презентация может стать планом урока, алгоритмом его проведения. К достоинствам такого применения презентаций можно отнести возможность использования данного способа на любых типах уроков, будь то урок изучения нового материала, закрепления пройденного, комплексного применения знаний на практике, повторительно-обобщающий, контрольный или комбинированный. Но, конечно, презентацию также можно использовать и просто в виде фрагмента на любом этапе урока (к примеру, даже при проверке домашнего задания).
Презентации дают возможность каждому преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, потому как учитель может подбирать материалы исходя из особенностей своего класса, темы, предмета. Это позволяет выстраивать уроки так, чтобы добиваться максимальной эффективности усвоения учебной программы. Презентации, помогают учащимся лучше понять и запомнить изучаемый материал, а также расширить кругозор.
Задачи: 1)изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников; 2) повысить интерес к изучению предмета на уроках; 3) ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников; 4)сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени.
Глава 1. Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационно-коммуникационные
технологии в начальной школе на уроках
окружающего мира
Большие возможности
для развития умения применять полученные
знания, выбирать рациональный способ
решения учебной задачи дает курс «Окружающий
мир» по программе «Начальная школа XXI
века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание
на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо
информации является существенным показателем
развития, но не самым важным. Выделяют
основные характеристики развития, наиболее
важные для младшего школьника и формируемые
при изучении предмета «Окружающий мир»:
-умение применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи;
-стремление быть самостоятельным и проявлять инициативу при изучении окружающей действительности, находить способы получения, систематизации, обобщения информации;
-умение осуществлять учебное сотрудничество, выбирать партнера по деятельности, целесообразные способы совместной работы;
-умение оценивать свое незнание, находить причину совершённой ошибки и пути ее исправления, определять необходимость получения новых знаний;
-учить детей добывать
знания.
Одной из главных
задач рассматриваемого предмета является
развитие мышления школьника.
Особого внимания
в курсе «Окружающий мир» заслуживают
уроки с подборками репродукций картин
художников-классиков по трем темам: «Родная
природа - радость, любовь, вдохновение»,
«Русь, Россия - Родина моя», «Жизнь людей
нашей страны в разные
эпохи». Рассматривание
произведений живописи, описание их, составление
повествовательных рассказов, рассказов-этюдов
помогает детям понять эмоциональные
связи человека с окружающим миром, развивает
стремление передать свои чувства после
общения с ним в творческой продуктивной
деятельности.
При раскрытии этих
тем презентации могут быть использованы
как сопровождение объяснения учителя
и учащихся.
Презентации - это средство и инструмент познания
на уроках окружающего мира. Разумное использование
в учебном процессе подобных наглядных
средств обучения играет важную роль в
развитии наблюдательности, внимания,
речи и мышления учащихся.
Уроки с использованием
презентаций помогают решить
следующие дидактические задачи:
-повышение эффективности урока;
-усвоить базовые знания по предмету окружающий мир;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать навыки самоконтроля;
-сформировать мотивацию к учению;
-оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
-рациональное использование времени урока;
-расширить кругозор учащихся.
Надо отметить, что
для проведения уроков с использованием
ИКТ учителю необходимо
самосовершенствование, умение пользоваться
современными образовательными ресурсами
сети Интернет, владеть средствами Microsoft
Office.
Учащихся привлекает
новизна проведения мультимедийных уроков.
В классе во время таких уроков создаётся
обстановка реального общения, при которой
ученики стремятся выразить мысли “своими
словами”, они с желанием выполняют задания,
проявляют интерес к изучаемому материалу,
у младших школьников пропадает страх
перед компьютером, и что не мало важно,
воспринимают компьютер не как средство
игры. Обучающиеся в течение урока и при
подготовке учатся самостоятельно работать
с учебной, справочной и другой литературой.
У них появляется заинтересованность
и желание выполнять дополнительные задания.
В процессе ознакомления
с окружающим миром достаточно легко создать
ситуации удивления, вопроса, предположения,
предвидения, которые становятся основой
для появления мотива получения знаний,
приобретают особое значение в развитии
логического мышления и связной речи.
Постоянно наблюдая
явления окружающего мира и находясь во
взаимодействии с его предметами и объектами,
младший школьник приобретает не только
большой чувственный опыт, у него развиваются
умения анализировать, устанавливать
связи и зависимости, классифицировать,
сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать
выводы - то есть, он учится быть учеником, он учится
учиться.
Применение новых
технологий изменяет процесс усвоения
знаний, но эффективность обучения в этом
случае достигается только при систематической
работе. Систематичность в использовании
мультимедийных презентаций на уроках создает
дополнительные условия для обогащения
личности каждого обучающегося. Экранное
изображение становится для него столь
же обычным, привычным явлением, как работа
с учебником. Причем, разумное использование
в различных учебных ситуациях, на различных
этапах урока, с различными целями расширяет
творческие способности детей, их познавательную
активность.
Методика использования
современных образовательных технологий
на уроках «Окружающий мир» и внеклассных
мероприятиях направлена на формирование
познавательной, социально-коммуникативной,
личностно-мировоззренческой компетентности
учащихся. Практика показывает, что изучение
естественных дисциплин с использованием
компьютерных программ имеет немало преимуществ
перед традиционными методами
обучения.
Сегодня каждый
учитель ведет поиск методов и средств,
активизирующих познавательную деятельность
школьников. Компьютеризация обучения
дает возможность создавать методические
основы альтернативных форм учебного
процесса, реализовывать дифференциацию
и индивидуализацию обучения, интенсификацию
самостоятельной работы учащихся, повышение
познавательной активности
и мотивации.
В основе образовательного
процесса должна лежать ценностно-мотивационная
деятельность учащихся. Учащиеся должны
постоянно находиться в ситуации выбора,
поиска, рассуждения. С этой целью применяют
разнообразные методы и приемы: поисково-исследовательские
(при которой ученик сам ставит цели, выбирает
пути и способы выполнения заданий, корректирует,
переосмысливает изучаемый материал),
методы диалогического общения (беседы,
дискуссии, групповые работы). Также использую
эффективные приемы создания ситуации
неожиданного, увлекательного, когда сами
учащихся становятся в роли летописцев,
репортеров, редакторов, переводчиков или
следопытов.
В соответствии
с требованием времени, учитывая огромный
интерес учащихся к компьютерным технологиям,
используя информационные технологии
для проведения уроков окружающего мира и внеклассных
мероприятий.
Преимущества проведения
уроков с применением информационных
технологий таковы:
-организация урока более четкая, темп проведения урока высокий, и потому больше времени можно уделить отработке навыков;
-можно использовать большое количество иллюстративного и звукового материала;
-изменяется роль учащихся, они становятся активными участниками учебного процесса;
-легче контролировать работу класса, так как деятельность ученика тут же находит свое отражение на экране компьютера;
-формируется конструктивно-критическое мышление;
-организован контроль знаний, умений и навыков.
Разрабатывая уроки по предмету «Окружающий
мир» с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии
со своей методической темой, надо стремиться
развивать учебно-познавательную активность
учащихся, создавать условия для их творческого
самораскрытия, углублять знания учащихся
и активизировать их мыслительную
деятельность.
Включение учащихся
в процесс активного обучения с широким
использованием возможностей современных
информационных технологий способствует
лучшему формированию личностных качеств:
повышению собственной самооценки, расширению
творческой деятельности, развитию между
учителем и учеником демократического,
гуманного стиля работы, т.е. плодотворному
сотрудничеству, повышению активности каждого
ученика.
Цель информационный
технологий - сбор информации об определенном
природном объекте или явлении, её анализ,
обобщение фактов, представление аудитории
в форме доклада, реферата, газеты. Допускается
проведение игр-конференций, с выступлением
перед сверстниками, школой,
родителями.
Таким образом, владение
современными технологиями обучения, высокий уровень
методической и языковой подготовки, постоянная
самообразовательная работа учителя,
позволяют повысить качество обучения.
1.2 Информационные технологии на уроках окружающего мира
Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью учителя и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание в школе особых условий, чтобы учитель-предметник захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.
Умелый учитель может превратить презентацию на уроках окружающего мира в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.