Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:52, курсовая работа
Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой трудится каждый учитель. Возросший объем информации для учащихся и одновременное уменьшение часов восприятия этой информации неизбежно приводит к увеличению умственной нагрузки. Для разрешения этой проблемы учитель применяет на уроках различные технологии. Несмотря на многообразие используемых технологий в процессе обучения, ведущими являются развивающие, к которым относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Введение
Глава 1. Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
1.2 Информационные технологии на уроках окружающего мира
Глава 2 Возможность применения презентаций в усвоении знаний на уроках окружающего мира
2.1 Эффективность презентаций на уроках окружающего мира
2.2 Формирование знаний на уроках окружающего мира с использованием презентации на тему: «Животный и растительный мир болот» (2 класс)
Заключение
Список используемой литературы
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов. Готовые учебные презентации отсутствуют, поэтому учителю следует подготовить их по программе изучения предмета окружающего мира.
Основной проблемой в использовании компьютерных программ для учителя является неадекватность программ по отношению к «своему» учебнику и трудность их адаптации к конкретным ученикам, урокам. Преподавателю приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .
Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении учащихся:
сообщить информацию;
развлечь;
научить;
создать мотивацию.
Сообщить информацию - это значит дать классу на уроках окружающего мира ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты.
Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Научить - означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы класс захотел действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.
Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:
Проведение обучения
Предоставление информации
Убеждение учащихся
Закрепление знаний на уроках окружающего мира
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:
-освоение нового материала,
-закрепление изученного материала,
-контроль знаний.
Обучение - это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру. Структура процесса обучения определяется взаимодействием когнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практический смысл. Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащении когнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт с референтным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость, связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемые окружением.
Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных карт конкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность является результатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей, концепцией или задачей.
Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения. Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности. Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности.
Презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества) качества. Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект:
-восприятие учащимися учебного материала,
-осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект:
-развитие познавательного интереса у учащихся,
-умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект:
-воспитание научного мировоззрения на уроках окружающего мира;
-воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
-воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях в младшей школе предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-усиление мотивации обучения;
-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе;
-повышение уровня подготовки учащихся и учителей в области современных информационных технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.)
Глава 2. Возможность применение презентаций в усвоении знаний на уроке окружающего мира
2.1 Эффективность презентаций на уроках окружающего
мира
Предмет« Окружающий мир » в начальной школе -- сложный,
но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к
предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные
технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Все мы хорошо понимаем, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире , который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий считается ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию
обучения, активизирует познавательную
деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества
дидактического материала.
В-третьих, повышается
объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается
высокая степень дифференциации обучения
(почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется
возможность самостоятельной деятельности; формируются
навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается
доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
А всё
вместе, конечно
же, способствует
повышению качества образования.
И хотя
практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако
они еще не вполне превратились в хорошо
освоенный инструмент учителя. Поэтому
педагогу в настоящее время необходимо научиться
пользоваться компьютерной техникой,
так же, как он использует сегодня авторучку
или мел для работы на уроке, владеть информационными
технологиями и умело применять полученные знания
и навыки для совершенствования методики урока «Окружающий
мир». Для учителя компьютер - это
уже не роскошь - это НЕОБХОДИМОСТЬ. Ведь именно сейчас
у учителя появилась возможность совместно
с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения
раздвигая стены школьного кабинета, но
и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных
средств обучения в разряд ведущих.
Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам
имеют еще и задачи по формированию информационной
грамотности учащихся:
-получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей;
-овладение современными информационными - коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:
-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
-интерактивные доски,
-электронные энциклопедии и справочники,
-тренажеры и программы тестирования,
-образовательные ресурсы Интернета,
-DVDи CDдиски с картинами и иллюстрациями,
-видео и аудиотехника,
-интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
-интерактивные конкурсы
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Работа по внедрению новой технологии позволяет повысить информационную компетентность, научить структурировать объемный материал, работать с различными источниками информации, обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме, научить сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы. Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования.
2.2 Формирование знаний на уроке окружающего мира с использованием презентации на тему: «Животный и растительный мир болот» (2 класс)
По программе «Начальная
школа XIX век» встречается тема «Животный
и растительный мир болот».
Целью урока: расширить представления
учащихся о животном и растительном мире
водоемов: болот.
Развивающая: развивать ОУУН:
учебно-управленческие умения: организовывать
свой труд, контроль и анализ собственной
деятельности; учебно - информационные:
нахождение и переработка информации,
работа с текстом; умение применять знания
в различных видах деятельности (в частности при работе
на компьютере).
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к окружающему
миру.
Задачи урока:
- Создать “ситуацию успеха” на известном учащимся материале через работу с тестом.
- Создать “ситуацию разрыва” через рефлексии вопросы.
- Создать условия для включенности каждого ребенка в работу.
- Организовать
работу учащихся для самостоятельного
изучения нового материала через работу
с компьютером и учебником.
При этом
было использовано следующие оборудования:
- компьютеры;
- проектор;
- проекционный
экран;
- ЦОР
“Природа, человек, общество” 2004 ООО “ДОС”
- ЭУП для поддержки и сопровождения обучения
в начальной школе. Авторы: Н.Ф.Виноградова,
В.А.Самкова, С.А.Булычев,
В.А.Булычев.
Учебник:
“Окружающий
мир”. Учебник для 2 класса общеобразовательных
учреждений. Автор - составитель Н.Ф.Виноградова. М.:
“Вентана - Граф”, 2010.
Рабочая
тетрадь: “Учимся
думать и фантазировать” 2 класс. Автор
-
составитель
Н.Ф.Виноградова. М.:
“Вентана - Граф”,
2010.
В ходе
этого урока нами были использованы
следующие слайды.
Слайд
№ 1. “Растительный и животный мир водоемов”.
С помощью этих слайдов напоминали ученикам
тему предыдущего урока.
Слайд
№2. Ответы для взаимопроверки. Для проверки
знаний использовали традиционный метод,
выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Взаимопроверка теста. Учащиеся обмениваются
тетрадями, проверяют работу напарника.
Правильный ответ отмечают знаком +. Неправильный
ответ - знаком -. Для
решения следующего вопроса также обращаемся
слайду №2. В каких водоемах обитают эти
растения и животные? Учащиеся отвечают:
в реках и озерах.
Слайд
№3. Изучение нового материала. Открытие
новых знаний. Попробуем сегодня ответить
на такие вопросы:
Как образуются болота?
Какие растения заселяют болота?
Разнообразие животного мира болот.
Охрана болот.
Это интересно!
Для этого
нам нужно поработать с материалом учебника и дополнительной
литературой.
Сейчас распределимся
на две группы.
Первая
группа будет работать за компьютерами,
а вторая - с материалом учебника.
Потом поменяемся местами.
Слайд
№4. “План работы”. Рассмотрим его. Этот
слайд также имеется в печатном виде в
рядом у каждого компьютера.
Также
использовано цифровой образовательный
ресурс (ЦОР “Природа, человек, общество”)
для работы на
компьютере. План работы:
Ученик -
Ф.И. - рабочая тетрадь -
Тема:
Что такое природа?
Учебные
упражнения: №6, №7.
*Игровые
упражнения: №2.
Слайд
№ 3. Для того, чтобы дать краткие ответы
на вопросы, которые поставлены перед
собой в начале урока,
поможет нам данный слайд.
Рефлексии
знаний используем слайд №5.Продолжить
мысленно одну из фраз дети должны продолжить
фразы мысленно.
Урок
привлек меня тем, что…
Мне больше
всего
удалось…
Мне не
удалось…
Кто хочет
поделиться своими мыслями?
Слайд
№6. Домашнее задание
Все ли
мы уже узнали о болотах? Что бы вы
себе тогда задали домой?
Над чем
будем работать
на следующем уроке?
Приготовить
сообщение по теме: “Растительный и животный
мир болот”.
Учебник:
с. 127 - 130.
Написание
домашнего задания на слайде экономит
время учителя и время объяснения домашнего
задания для класса, помогает учителю
рационально использовать время урока.
И на следующем уроке учитель будет проверят
выполнения домашнего задания с помощью
данного слайда.
Анализируя
опыт применения ИТ на уроках окружающего
мира в начальной школе мы отметили, что
на первых порах младшие школьники проявляли
большое любопытство - это было естественной
реакцией на появление в классе современной
техники, а также на красочное представление
нового материала. В дальнейшем многие
учащиеся проявляли желание глубже разобраться
в материале, понять изучаемое явление,
повысилась
их активность на уроках.
Таким
образом, осуществляется мотивация учащихся
к уроку, обучение
данного предмета.
Сегодня
ряд авторов высказывают опасения об отрицательном
воздействии компьютера на процесс обучения
в начальной школе.
Применение
ИТ в работе с младшими школьниками, ориентированное
на поддержку традиционных курсов обучения,
не только не отвлекает детей от школьного
предмета, но и создает условия для повышения
эффективности его
изучения. Внедрение
компьютерных технологий обучения в начальной
школе должно быть постепенным. Должны
строго соблюдаться и выполняться
требования СанПИ.
Это предполагает
развитие привычных методических приемов,
совмещения компьютера с книгой и традиционными
наглядными пособиями, создание и внедрение
новых, интегральных форм учебной работы.